Анна Андрющенко
Экспорт

БИТВА СТРАН: экспорт в Китай VS экспорт во Вьетнам

«Что такое Азия? Как туда продавать? На что есть спрос?» — эти вопросы я слышу очень часто. Рынок Азии интригует своими размерами, а также отсутствием производства многих категорий товаров, которые есть у нас в стране (та же «молочка», пшеница, мёд).
При этом бытует мнение, что начинать стоит все-таки с Китая. Он и географически ближе, и менталитет китайцев нам худо-бедно, но понятен. В конце концов, почти 30 лет плотного торгового и приграничного сотрудничества!
Однако все чаще упоминают новые страны, куда стоит начать продавать. Вроде бы там тоже есть спрос на импортные продукты, тем более такие качественные и экологически чистые, как «наши».
И вот мы ищем партнеров уже не только в Китае, но и в Корее, Японии, Индии, Малайзии… В лидерах списка «новых покупателей» сейчас находится Вьетнам. В 2017 году Российский Экспортный Центр открыл в Хошимине свой первый «шоурум» (демонстрационно-дегустационный павильон), а уже в 2018 году РЭЦ, местные ТПП, центры Поддержки Экспорта и прочие «центры дружбы и сотрудничества» массово стали организовывать бизнес-миссии во вьетнамском направлении.
Чем же так хорош Вьетнам? Давайте попробуем разобраться и сравнить, где русскому экспортеру хорошо: в Китае или во Вьетнаме?
Покупательская способность
Вьетнам. Планируя экспансию в эту страну, не стоит ожидать сразу больших продаж. Все-таки население — чуть более 92 млн. человек, при этом среднедушевой доход — всего $2100 (согласно отчету Европейской комиссии на 2017 год).
Китай +1. Потребительский рынок огромный. Население страны — более 1,3 млрд. человек. Среднедушевой доход — $4000. Стремительно растущий средний класс.
Уровень конкуренции
Вьетнам +1. Конкуренция только с импортными товарами. Местные товары — достаточно низкого качества. Более-менее обеспеченные вьетнамцы предпочитают покупать импортные продукты, технику, одежду. Основные иностранные партнеры: Китай, Корея, Гонконг, Таиланд.
Китай. Высокая конкуренция, как с местными, так и с иностранными товарами. Китайского покупателя (как и туриста) уже знают и приветствуют по всему миру. Продать свои товары в Китай стремятся не только азиатские страны, но и США, Канада, Новая Зеландия, Испания.
Необходимость адаптации
Китай +1. Можно не адаптировать — из-за высокой популярности российских товаров. Товары из РФ в Китае уже хорошо знают: они качественные, экологически чистые, полезные. Приветствуется оригинальная упаковка на русском языке, русские символы, изображения и пр.
Вьетнам. Россию и товары из РФ пока знают плохо. Молодое поколение уже не помнит историю взаимоотношений с СССР, термины «ГОСТ» или «качественно как в СССР» этим людям ничего не скажут. Поэтому необходимо проводить маркетинговое исследование и по его результатам адаптировать внешний вид, вкус, торговую марку и упаковку.
Возможности логистики
Вьетнам. Только море и авиа. Морской транспорт при своей экономичности достаточно долгий, а авиа 20 тонн не увезешь.
Китай +1. Возможны все варианты доставки: более срочные грузы напрямую или через Казахстан/Монголию автомобилем, железнодорожным транспортом или же авиа; экономичный вариант доставки — морским путем.
Сложности импортного оформления и сертификации
Вьетнам +1. Упрощенный режим. В 2015 году Россия заключила с Республикой Вьетнам соглашение о зоне свободной торговли, на часть товаров отменили ввозные пошлины, на часть снизили и в целом упростили процедуру ввоза. Это, конечно, очень удобно и выгодно.
Китай. Ввоз в Китай — такой же строгий, как ввоз товаров в РФ. Часть товаров запрещена к ввозу, пищевые продукты подвергаются обязательному лабораторному исследованию, на многие товары требуются местные сертификаты качества, есть квоты и другие ограничения.
Сложности коммуникации
Вьетнам. Крайне мало переводчиков и специалистов-вьетнамоведов. Вьетнамцы плохо владеют английским языком, про русский и говорить нечего — русскоговорящих вьетнамцев можно встретиться разве что на курортах. Поэтому для сопровождения сделки обязательно потребуется специалист по Вьетнаму, владеющий языком, а также знающий историю, экономику и менталитет страны.
Китай +1. Для общения с потенциальным покупателем очень много возможностей: русские и китайские переводчики, огромное количество частных и государственных организаций, готовых помочь наладить диалог.
ИТОГИ
Китай набирает 4 балла против 2 баллов Вьетнама. Поздравляем победителя!
Но это вовсе не значит, что во Вьетнам продавать не надо!
При всех своих преимуществах, рынок Китая сейчас переполнен местными и иностранными предложениями самых различных товаров, конкуренция чрезвычайно высокая. Кроме того, часть товаров вообще запрещена к ввозу в Китай. (Подробнее читайте статью «Экспорт в Китай: что можно, а что сложно»).
Поэтому для диверсификации и расширения продаж рынок Вьетнама подходит просто отлично.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Восточный экономический форум — ключевой шаг к транспортному суверенитету России

Мир стремительно меняется, и страны Азиатско-Тихоокеанского региона становятся центром крупной перестройки глобальной логистики. Дальний Восток России — это стратегическая точка пересечения Востока и Запада, где создаются новые транспортные маршруты и логистические хабы, активно внедряются цифровые технологии. Контейнерная логистика сегодня играет ключевую роль: она обеспечивает регулярность и скорость перевозок, снижает издержки и повышает конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке.

Анатолий Якимов
Обязательная сертификация импорта: что нужно знать перед ввозом товаров из КНР
Скриншот из видео

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Особенности сертификации товаров из Китая». Эксперт – специалист отдела сертификации АО «ВЭД Агент» Ольга Указова рассказала об особенностях сертификации товаров из КНР, импортируемых в Россию.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка 2025 в Гуанчжоу: руководство для российских участников

Два раза в год – весной и осенью город Гуанчжоу становится центром мировой торговли. Здесь проходит знаменитая Кантонская ярмарка импорта и экспорта. В этом году она будет проходить уже в 138-й раз. По традиции мероприятие состоит из трех фаз. Chinalogist начинает спецпроект «Кантон 2025».

Фото с сайта unsplash.com
Анатолий Якимов
В Забайкалье удвоят грузооборот к 2030 году через модернизацию пунктов пропуска
Фото пресс-службы Читинской таможни

Объем грузооборота на пунктах пропуска Забайкальского края к 2030 году увеличится почти в два раза, благодаря масштабной реконструкции и модернизации инфраструктуры как дорожной, так и на пограничных пунктах пропуска. Об этом рассказала министр планирования и развития региона Альбина Корешкова. По итогам 2024 года грузооборот составил 25 миллионов тонн, в 2025 году достиг 26 миллиона тонн, а к 2030 году прогнозируется рост до 42 миллионов тонн.

Анатолий Якимов
Республика Алтай готовится к масштабному экспорту пантов марала в Китай
Фото пресс-службы министерства сельского хозяйства Республики Алтай

Россельхознадзор утвердил протоколы на экспорт пантовой продукции из Республики Алтай в Китай. По информации портала «Сибирский репортер» со ссылкой на телеграм-канал и. о. заместителя председателя правительства региона Ирины Петровской, этот шаг открывает для Республики Алтай, одного из крупнейших производителей пантов марала в России, новые перспективы на растущем китайском рынке.

Анатолий Якимов
Новые правила ввоза технологического оборудования помогут крупным промышленным проектам России
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России предложил продлить срок подачи таможенной декларации на последний компонент многокомпонентного технологического оборудования при ввозе таких товаров в Россию с нынешних 6 лет до 10 лет. Соответствующий законопроект уже одобрен на заседании Правительства РФ.

Анатолий Якимов
Золотая неделя в Китае 2025: как избежать задержек в бизнесе в октябре
Фото с сайта unsplash.com

В Китае в связи официальной «золотой неделей» с 1 по 8 октября, во время которой празднуют День образования КНР и Праздник середины осени объявлены выходными. В эти даты все предприятия и государственные учреждения, как правило, не работают. 1-3 октября – официальные выходные, 4-5 октября – выходные по календарю, 6-7 октября – Праздник середины осени и 8 октября – перенесенный выходной с 11 октября.

Анатолий Якимов
Новосибирские аграрии расширяют экспортные связи на бизнес-миссии в Китае
Фото предоставлено Центром поддержки экспорта Новосибирской области

В Харбине завершилась официальная программа международной бизнес-миссии, организованной Центром поддержки экспорта Новосибирской области. В период с 5 по 7 августа 2025 года пять компаний агропромышленного комплекса (АПК) региона приняли активное участие в насыщенной деловой программе, направленной на установление и развитие экспортных связей с представителями китайского рынка.

Анатолий Якимов
Минтранс вводит единый транспортный документ и электронные пломбы для контроля грузоперевозок
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 сентября 2025 года в России вводится единый транспортный документ (ЕТД), утвержденный Минтранспортом РФ. Этот документ станет обязательным для всех грузоперевозок, как внутрироссийских, так и экспортных, и призван унифицировать и упростить процесс транспортировки грузов. ЕТД будет содержать основную информацию о сторонах сделки (грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике), параметрах груза, условиях перевозки и стоимости услуг. Документ можно будет оформлять как в бумажном, так и в электронном виде. Нормы оформления регламентированы Приказом Минтранса России от 11 июня 2025 г. №187. Внедрение ЕТД позволит значительно сократить бумажный документооборот, снизить операционные расходы и повысить прозрачность перевозок.

Анатолий Якимов
Современная кухня по-китайски: что и почему ввозят российские ритейлеры
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок кухонных принадлежностей невозможно представить без аксессуаров из Китая. В последние годы импорт из Поднебесной стал важной частью снабжения разделочными досками, наборами для приправ, различной посудой, полотенцами, салфетками и другими незаменимыми помощниками на кухне.