Слово Эксперта
Экспорт

Что русскому хорошо, то китайцу… Фокус-группа для сибирских продуктов в Китае

Чтобы понять, каким будет спрос на продукцию в Китае, бизнес тратит немалые деньги на маркетинг. Сибирским производителям повезло: в сентябре организаторы СЭФ-2018 отправились с деловой поездкой в Китай и предложили всем участникам форума, в том числе прошлых лет, совершенно бесплатно участвовать со своей продукцией в фокус-группе на выставке импортных продуктов питания в Гуанчжоу, проходившей с 7 по 9 октября. Очень ценная возможность, учитывая, что проведение фокус-групп ― один из самых дорогих видов маркетинговых исследований.
Сибирские производители передали образцы своей продукции в оргкомитет форума. Продукты протестировали представители известных продовольственных компаний КНР — экспоненты выставки в Гуанчжоу. Дегустация помогла понять, насколько привезенное из Сибири будет востребовано в Китае, соответствует ли оно вкусам и предпочтениям жителей этой страны и каким образом можно адаптировать состав и упаковку продуктов «под Китай».
На суд китайским дегустаторам было представлено несколько различных продуктов питания: питьевая вода, травяной чай, экстракт сибирской пихты, мясная тушенка.
Минеральная вода
Минеральную воду первыми отведали представители китайской компании, которые на выставке как раз искали предложение по этому товару. Они отметили, что вкус воды для них не принципиален, так как многие китайские потребители ничего в этом не понимают («вода она и в Африке вода»). Поэтому оценивали они, прежде всего, упаковку и легенду товара.
Легенда воды всем очень понравилась. Дегустаторы сказали, что в Китае сейчас мода на здоровый образ жизни, так что производители воды здесь оказались в тренде.
А вот упаковка вызвала возражения.
Упаковка воды должна быть красивой, удобной, должна решать задачи потребителей. К примеру, очень маленькая узорная бутылочка воды подходит для модных молодых девушек, которые пользуются крошечными дамскими сумочками, в которые можно разместить только такой формат воды. Вода в вытянутой упаковке, по объему около литра, подходит для спортсменов, ее удобно пить на тренировках, для этого бутылка оснащена дозатором. Вода в вытянутой узкой бутылке, объемом около 0,33 л, подходит для студентов. К примеру, китайские дегустаторы показали воду из Малайзии, основные покупатели которой — студенты, которые не стеснены в финансах и думают о своем здоровье.
Признанная приятной на вкус, сибирская вода не понравилась китайцам своей упаковкой. Бутылка показалась им неудобной — тяжелой и широкой. К тому же, этикетка была выполнена из скользкого материала. В результате китайский дегустатор даже несколько раз ронял бутылку. Не подошло для Китая и дизайнерское черно-белое решение этикетки. Китайцы сказали, что такой этикетке сложно будет зацепить взгляд покупателя в их стране.
Вывод: упаковку нужно будет изменить для Китая, предварительно определив, для какой именно группы покупателей предназначается вода. После этого уже нужно будет искать оптовых покупателей в КНР.
Травяной чай
Алтайский травяной чай отведал директор китайской компании, занимающейся продажей чая из Шри-Ланки. Открыв упаковку, он спросил: «А почему травяной сбор назвали чаем? Это именно травяной сбор, полезный для здоровья, у нас он относится к категории пищевых добавок». После этого чай заварили. Заваривать травяной чай было сложно и непривычно для китайского дегустатора, так как листья были разными по размеру, встречались довольно крупные фрагменты стеблей растений ― китайская традиционная посуда для чаепития для заваривания нашего травяного сбора явно не подходила. В заключение дегустации директор китайской компании дал совет: если есть желание покорять рынок Китая, то 100% надо работать над качеством упаковки, потому что иностранный чай могут купить только в качестве подарка, а наша крафтовая упаковка не соответствует этой цели. Кроме того, чай должен быть расфасован в дозированные пакетики-«пирамидки» и к нему должна быть приложена очень подробная инструкция о том, какую пользу несет этот напиток для здоровья, чтобы подчеркнуть его значимость и ценность.
Эти рекомендации подтвердили и другие китайские дегустаторы, которые также попробовали чай. Вкус не произвел на них особого впечатления, что естественно для травяного чая, поэтому все спрашивали, какую чай несет пользу для организма.
Экстракт пихты сибирской
Экстракт сибирской пихты покорил всех китайских дегустаторов. Покорил тем, что до этого никто из них не представлял, что такой продукт существует в обиходе и его можно употреблять в пищу. Кто-то пил экстракт в оригинале, кто-то добавлял воду и пил как напиток, прозвучали даже мысли, что это масло надо добавлять в блюда как приправу! Все были приятно удивлены, так как на выставке не встретили никого, кто бы был уже знаком с этим продуктом.
Китайцы отметили, что этот абсолютно эксклюзивный товар нуждается в презентабельной подарочной упаковке. Бутылку лучше всего сделать стеклянной ― это придаст дополнительную «дороговизну» продукту.
Среди дегустаторов экстракта оказались и поляки, представляющие БАД в Китае. По их мнению, наш экстракт имеет все шансы на успех, но нужно решить, как его позиционировать: как эксклюзивный подарочный продукт или как БАД для длительного приема. От этого решения зависят вид упаковки, ценовая категория и способ продаж.
Китайские женщины сказали, что с радостью бы пользовались масками для лица и другой косметикой, в состав которой входит экстракт пихты сибирской, так как уже из названия можно судить о том, что это экологично, натурально и должно быть результативным.
Мясная тушенка
И последний продукт, который попал в фокус-группу, ― мясная тушенка.
Пока в Китай официально ввозить импортную мясную продукцию из России нельзя. По ветеринарным нормам этот товар под запретом. Но дегустацию организаторы форума все равно провели — чтобы выявить отношение китайских потребителей к данной продукции.
Тушенка была признана очень непростым товаром для китайского рынка. Здесь привычной является ветчина в жестяных банках, но не кусковое мясо. В китайской кухне нет блюд из тушенки, поэтому, чтобы сделать этот товар массовым, нужно приложить очень много усилий для привития новой традиции. Поэтому дегустаторы предложили производителям тушенки искать покупателей среди туристов, которые часто ходят в походы.
Проведение фокус-группы оказалось полезным для сибирских производителей. Теперь на этой основе они смогут подготовиться к выходу на рынок Поднебесной.
Фокус-группу проводила: Наталья Дегтярева («ВЭД Агент»)
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
В России импортировано свыше 2 млн китайских брелоков-игрушек: тренды молодежной моды 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Стильная молодежная мода на брелоки во всем мире продолжает активно развиваться, превращаясь в крупный сегмент рынка аксессуаров. В 2025 году объем импорта детских брелоков-игрушек в Россию достиг рекордных отметок: было ввезено более 1,2 миллиона брелоков, из них большая часть — из Китая. Эти маленькие аксессуары стали неотъемлемой частью самовыражения для молодых людей, украшая рюкзаки, сумки и ключи. Такая популярность способствует росту рынка, который по прогнозам экспертов к 2025 году превысит 280 миллиардов долларов США.

Анатолий Якимов
Таможня
Итоги борьбы с нелегальными поставками из Китая в России: более 25 млн рублей конфискованной техники
Фото пресс-службы Читинской таможни

С начала 2025 года таможенные органы на Дальнем Востоке России идентифицировали и изъяли из незаконного оборота более 2 600 единиц техники, ввезенной из Китая без необходимых документов. Одним из масштабных случаев стало выявление и изъятие 1380 единиц «серой» техники общей стоимостью свыше 25 миллионов рублей в приграничном поселке Забайкальск. Среди изъятого — мотоциклы, электросамокаты, телевизоры, бензопилы, лодочные моторы, электроинструменты и бытовая техника.

Анатолий Якимов
138-я Кантонская ярмарка открылась в Гуанчжоу: акцент – на умные решения и партнерства

15 октября 2025 года в Международном выставочном центре Пачжоу в Гуанчжоу официально стартовала 138-я Кантонская ярмарка, крупнейшее бизнес-событие в Азии и мире. В этом году выставка привлекла более 32 000 экспонентов, разместившихся на рекордных 74 500 стендах, что превзошло все предыдущие показатели.

Фото предоставлено участниками выставки
Анатолий Якимов
Импорт
2000-й поезд «Китай-Европа» отправился из Шеньяна в Москву
Фото пресс-службы РЖД

Грузовой состав из 54 вагонов с контейнерами отправился в Москву из Шеньяна. Он стал 2000 рейсом по маршрутам Китай-Европа. Это событие сигнализирует о значительном прогрессе в развитии железнодорожного сообщения между двумя странами.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российская ржаная мука впервые экспортируется в Китай: объемы агроэкспорта растут в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Уральское межрегиональное управление Россельхознадзора сообщило об отправке первой партии ржаной муки массой 4 тонны из России в Китай. Этот груз стал первой официально оформленной поставкой ржаной муки после получения Россией права на экспорт данного продукта в Поднебесную в мае 2025 года. Партия прошла все необходимые проверки, включая фитосанитарный контроль и инспекционные процедуры китайского агентства GACC, и была допущена к ввозу.

Анатолий Якимов
Россия и Китай утвердили дорожную карту развития перевозок по Северному морскому пути
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российская Федерация и Китайская Народная Республика заключили стратегическое соглашение по развитию судоходства по Северному морскому пути (СМП). Документ был подписан на совместном заседании Подкомиссии по сотрудничеству в данной сфере, состоявшемся в Харбине. Российскую делегацию возглавил глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, а Китай представлял министр транспорта Лю Вэй.

Анатолий Якимов
Инновационный Китай: электроника, робототехника и ИИ на Кантонской ярмарке-2025
Фото с официального сайта выставки

Миф о том, что Китай — это страна, производящая исключительно низкокачественный ширпотреб, сегодня окончательно развенчан. На 138-й Кантонской ярмарке 34% компаний представляют высокотехнологичные предприятия, которые внедряют сложные инновационные методы и создают уникальные продукты. Это рекордное число — более 10 000 таких компаний — демонстрирует технологический прорыв Китая в нескольких ключевых отраслях.

Анатолий Якимов
Переработанные правила обработки конфискованных товаров без маркировки: что изменится с 22 октября 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 22 октября 2025 года вступают в силу новые нормы, регулирующие обращение с товарами, изъятыми за отсутствие обязательной маркировки. Согласно обновленным правилам, большая часть такой продукции сможет передаваться федеральным органам власти и подведомственным организациям на безвозмездной основе. Это нововведение направлено на более эффективное использование конфискованных товаров и снижение финансовых и экологических издержек, связанных с их уничтожением.

Анатолий Якимов
Торговля России и Китая за 9 месяцев 2025 года упала на 9,4%, но сальдо РФ растет
Фото Анатолия Якимова

В период с января по сентябрь 2025 года объем двустороннего товарооборота между Россией и Китаем уменьшился на 9,4% и составил 163,62 миллиарда долларов США, сообщает Главное таможенное управление КНР. За этот период импорт китайских товаров в Россию сократился на 11,3%, достигнув 73,57 миллиарда долларов США, в то время как экспорт российских товаров в Китай снизился на 7,7%, до 90,05 миллиарда долларов США. При этом положительное торговое сальдо России выросло на 17,2% и составило 16,48 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Открыт временный пункт пропуска Лесозаводск на границе с Китаем: новая транспортная артерия Дальнего Востока
Фото пресс-службы ФГБУ «Росгранстрой»

Новый временный пункт пропуска Лесозаводск открыли на российско-китайской границе в Приморском крае. Его открытие связано со строительством и вводом в эксплуатацию подводного газопровода через реку Уссури в рамках двустороннего соглашения России и Китая. Пункт пропуска – смешанный, грузопассажирский и двухсторонний, оснащен современными таможенно-контрольными и санитарными помещениями.