Елена Венгерская
Экспорт

Как выделиться из 800 брендов на китайской полке: обучающий кейс от Splat

Фантастическая история экспансии торговой марки Splat на рынок Китая ― золотой стандарт бизнеса. Инструментами этого успеха с читателями ChinaLogist делится директор по развитию в странах дальнего зарубежья компании Splat Игорь Темиров.​
Часть вторая: Штрихи к китайской специфичности
CL: К каким неожиданностям, связанным с государственным регулированием торговли в Китае, нужно быть готовым?
Игорь Темиров: Государственное влияние на торговлю в Китае практически не ощущается. Тут гораздо больше помощи от государства, чем препятствий. Так, то же растомаживание в Китае — предсказуемый, доведенный до автоматизма процесс, не вызывающий затруднений.
Менее предсказуемо взаимодействие с карантинной службой (CIQ), проводящей от 8 до 10 видов различных проверок в лабораториях разных городов. Особенно это заметно, если ваша продукция близка к продуктам питания. Зубная паста — как морская свинка, которая не имеет отношения ни к морю, ни к свиньям. Вроде бы относится к косметике, но проверяют ее как продукты питания — из-за попадания в рот. Исследования, как правило, проводятся в течение месяца, так что в ваши логистические схемы нужно закладывать это время.
Еще одна чисто китайская особенность, о которой российские бизнесмены не знают, не догадываются или относятся очень поверхностно — это стикеры. Дело в том, что вся иностранная продукция, которая заходит в Китай, должна быть простикерована, и на стикерах должна содержаться регламентированная информация. Практически та же, что и на упаковке. В частности, там должны быть перечислены ингредиенты. Во многих странах отношение к стикерам — всего лишь как к носителю информации. В Китае же — и это очень важно жирно выделить — стикер является практически акцизной маркой. Это государственный документ. Стикер наклеивается на каждую партию ввозимого товара. Каждая поставка проходит сертификацию, выпускается стикер. При каждой следующей поставке информация на стикере перепроверяется. И только после этого вы имеете право его наклеить. К информации на стикере нужно относиться очень внимательно, следить, чтобы не было расхождений, так как в Китае это грозит вам очень большими штрафами.
CL: Вы заходили в Китай через Гонконг. Расскажите о причинах такого решения.
Игорь Темиров: У нас есть бизнес в нескольких регионах, в том числе и в Гонконге, и это одна из причин. Плюс у регистрации в Гонконге есть ряд преимуществ. Так, компании, зарегистрированные в Гонконге, проходят упрощенную регистрацию в Китае. Однако эта упрощенная регистрация может длиться полгода, поэтому говорить здесь о каких-то особых преференциях сложно.
Гонконг — логистический хаб: если вы привозите туда продукт, его не нужно там растомаживать и можно потом с легкость доставить его другие страны — в Таиланд, Малайзию и т.п. Что в нашем случае и происходит.
Еще один момент относится к упомянутой выше трансграничной онлайн-торговле: многие онлайн-платформы, тот же Tmall, зарегистрированы в Гонконге, поэтому при работе с ними вы обязаны поставлять продукцию сюда. А они уже из Гонконга завозят товар на свои площадки. Плюс у Гонконга есть ряд налоговых особенностей. Так, налог на прибыль в Гонконге — 15% против 25% в Китае. Но надо помнить, что в Гонконге для российских компаний есть и сложности открытия банковских счетов.
CL: Как лучше выходить на китайский рынок: самостоятельно или через дистрибьютора?
Игорь Темиров: Это классическая дилемма. Все зависит от того, как быстро вы хотите продвигаться. Дистрибьюторы действительно могут обеспечить ускоренный выход на рынок. У них уже сложились отношения с рядом сетей, у них есть открытые контракты. Профессионалы знают, насколько сложно открыть контракт и насколько легко можно войти в сеть под уже открытый контракт. Плюс у дистрибьюторов есть торговые представители и промоутеры, которые могут одновременно представлять и товар дистрибьютора, и ваш. А когда дистрибьютор везет до магазина ваш товар вместе со своим, то экономит на доставке. По всем этим причинам я бы, безусловно, рекомендовал работу через дистрибьюторов.
Другое дело, что в Китае очень сложно выйти на дистрибьюторов. Они практически не рекламируют себя, их не найти в открытых источниках, том же интернете. Самый правильный способ поиска дистрибьюторов в Китае — набирать своих менеджеров по продажам, которые хорошо знают ваш товар, уже работали с дистрибьюторами, с сетями. Они знают практически всю поляну и выведут вас на правильных людей. Можно, конечно, и просто прийти в магазин, найти полку, прочитать информацию, кто является дистрибьютором, обратиться к нему. Но в Китае это достаточно сложно. Лучше работать через посредников еще и потому, что здесь имеют большое значение наработанные знакомства. А нанятый вами менеджер по продажам будет очень хорошо знать и байеров, и дистрибьюторов.
CL: Есть ли в Китае необычные элементы деловой культуры, которые важно учитывать?
Игорь Темиров: По большому счету, среда не сильно отличается. Из особенностей — нужно готовиться к очень длительным переговорам. И с дистрибьюторами, и с сетями. Переговоры могут длиться 6-9 месяцев. С одной сетью мы вели переговоры больше года. Китайцы в этом плане неторопливы. В то же время не бывает никаких жестких переговоров, нет никакой особой китайской мифической переговорной тактики. Китайская тактика немногим отличается от европейской. Мне удалось поработать на многих рынках: американском, французском, голландском, немецком, итальянском и т.п. И я не вижу больших отличий. Китайцы внедрили у себя западную модель дистрибуции. У них западные магазины, западные дистрибьюторские центры, западная торговая сила, которая обучена западными специалистами.
Это все касается офлайн-каналов. Что до онлайн-ритейла, то это совершенно другая история, в которой Китай отличается от всех стран мира. Китайский онлайн-рынок в три раза больше американского. Он самый крупный в мире и развивается ошеломляющими темпами. И используемые там технологии только года через три дойдут до Америки, а лет через пять — до Европы. Если раньше китайцев обвиняли в плагиате, то сейчас сложно представить себе, насколько далеко китайцы продвинулись в онлайне и какая это великая сила!
Тем не менее, культурологические особенности Китая все же нужно учитывать. Расскажу интересный случай. У нас есть зубная паста Organic, разработанная для беременных, позволяющая восполнить им недостаток кальция. Поскольку в Китае особенное отношение к детям и материнству, мы были уверены в успехе этой пасты. Но когда начали переводить список ингредиентов, работавшая у нас китайская девушка, сказала, что такую пасту нельзя использовать для беременных. Оказывается, в Китае существует список продуктов, якобы приводящих к выкидышу, запрещенных для беременных. В нашей пасте источником кальция была скорлупа краба. Для китайцев краб — самый вкусный и деликатесный продукт. И мы были уверены, что наша паста им понравиться. Но оказалось, что крабы, а также, например, черепахи, ананасы, мясо кролика, относятся в Китае к так называемым холодным продуктам, запрещенным для беременных. Больше всего в этом списке мне понравился запрет на мясо осла.
Пока мы думали, чем заменить крабов, выяснилось, что в Китае очень сложно зарегистрировать продукцию с названием Organic. К ней предъявляются слишком высокие требования. Ваше производство должно быть обязательно протестировано китайскими властями, и вы должны получить соответствующий документ. Поэтому, к сожалению, мы были вынуждены остановить эту историю.
И такое наблюдение... Множество кондитеров сейчас пытается выходить на китайский рынок. Но не все знают, что российская кондитерская продукция кажется китайцам безумно сладкой: они не могут брать ее в рот. Дело в том, что китайская нация выросла на тростниковом сахаре, куда менее сладком, чем наш. Попробовав китайскую выпечку, китайские конфеты, вы поймете, что их сладкий вкус — приглушенный. И этот фактор нужно учитывать.
CL: На чем базируется спрос на российскую продукцию в Китае?
Игорь Темиров: Отношение к российской продукции, к России еще недавно было нейтральным. Чрезвычайно позитивным оно стало за последние три года. Связано это и с личностью нашего президента, и с количеством межгосударственных встреч. Мы находимся в Ханчжоу — городе, где проходил саммит G20, собравший глав правительств со всего мира. После этого Ханчжоу стал известен многим российским бизнесменам. Сейчас у китайцев большой интерес к чемпионату мира по футболу. Плюс Россия пользуется популярностью в Китае как туристическое направление — в том числе благодаря дешевизне товаров известных брендов на российских полках.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Российские карты в Китае: ограничения, причины и перспективы внедрения QR-платежей
Фото Анатолия Якимова

В Китае пока отсутствует возможность рассчитываться картами «Мир» и другими банковскими платежными системами из-за ограничений в международной банковской инфраструктуре и санкционного давления. Однако внедрение платежей через QR-коды, которые не требуют прямого взаимодействия с банковскими сетями, рассматривается как перспективное решение для российских туристов и бизнесменов.

Анатолий Якимов
Импорт
Второй раз за год: китайское судно XIN XIN HAI 1 прибыло в Архангельск по Северному морскому пути
Фото из ТГ-канала Александра Цыбульского

В морской порт Архангельск второй раз в 2025 году прибыло судно из Китая – контейнеровоз XIN XIN HAI 1, которое прошло по Северному морскому пути в рамках мультимодального маршрута «Арктический экспресс № 1». Об этом сообщил губернатор Архангельской области Александр Цибульский.

Анатолий Якимов
Экспорт
Первый контейнерный поезд с экспортным лесом прошел через Забайкальск – Маньчжурию в Китай
Фото Анатолия Якимова

Впервые в истории Международного железнодорожного пограничного перехода «Забайкальск — Маньчжурия» прошла отправка контейнерного поезда с экспортным биржевым грузом. После перевалки с российского подвижного состава колеи 1520 мм на китайский стандарт 1435 мм, 76 40-футовых контейнеров в ближайшее время доставят до конечного получателя на станцию Тайцан, округ Сучжоу, провинция Цзянсу. Эта поставка стала результатом первой в России экспортной сделки через цифровую платформу «Оператор товарных поставок» (ОТП РЖД) на Петербургской бирже в новой секции «Лес и стройматериалы».

Анатолий Якимов
Импорт
Электромобили составляют 40% ввезенных в СФО авто: более половины – китайские
Фото сгенерировано ИИ Шендеврум

За восемь месяцев 2025 года ввоз электромобилей в Сибирский федеральный округ для личного использования вырос более чем на 15% в сравнении с прошлым годом, достигнув доли свыше 40% от общего числа импортированных транспортных средств. Лидерами по импорту остаются автомобили китайского производства, составляющие более половины ввезенного автопарка.

Анатолий Якимов
Новый транспортный коридор в Китай: подробности проекта в Забайкальском крае
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

На Восточном экономическом форуме во Владивостоке был подписан стратегический договор между правительством Забайкальского края и корпорацией «Мосстройтранс» на создание трансграничного транспортно-логистического центра в Приаргунском округе. Общий объем инвестиций в проект составляет около 30 миллиардов рублей. Подробности сообщила газета «Приаргунская заря».

Анатолий Якимов
Импорт
Топ-10 популярных китайских брендов и товаров в сентябре 2025
Коллаж из фото с сайта aliexpress.ru

В сентябре 2025 года на китайских маркетплейсах в России особо выделились 10 популярных товаров от известных брендов. Они востребованы по разным причинам — от уникального дизайна до технологичности и доступности. Chinalogist изучил каждый из этих товаров подробнее.

Анатолий Якимов
Импорт
Новая система контроля параллельного импорта в России заработает в 2026 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России отмечает заметное и продолжающееся снижение объемов параллельного импорта. За последние два месяца поставки по этому механизму составили 1,4-1,5 миллиарда долларов США, что существенно ниже среднемесячных 2,5 миллиарда долларов США в предыдущие периоды. Об этом рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов. Чиновник подчеркнул, что ведомство работает над совершенствованием контроля за ввозом товаров с параллельным импортом.

Анатолий Якимов
Китай вдвое увеличил экспорт персиков и нарастил поставки фруктов в Россию в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай в 2025 году более чем вдвое увеличил экспорт персиков в Россию, достигнув рекордных поставок на сумму свыше 30 миллионов долларов США, что почти вдвое превышает показатели прошлого года.

Анатолий Якимов
Спад торговли РФ и КНР в 2025 году: причины и влияние на двусторонние отношения
Фото с сайта unsplash.com

Товарооборот между Китаем и Россией в январе—августе 2025 года снизился на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 143,76 миллиарда долларов США, свидетельствуют данные Главного таможенного управления Китая. Экспорт китайских товаров в Россию упал на 9,7%, составив 64,77 миллиарда долларов США, импорт из России — на 9,1%, до 78,99 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев Россия сохраняет положительное торговое сальдо в 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% меньше, чем в 2024 году.

Анатолий Якимов
Развитие транспортной инфраструктуры и логистики Дальнего Востока — план президента Владимира Путина
Фото с официального сайта Президента России

Президент России Владимир Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума рассказал о масштабных планах по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики, подчеркнув ключевые приоритеты модернизации и расширения логистических возможностей региона.