Евгений Новожилов
Экспорт

Сделано в Китае – 2025: кто придёт на смену мировой фабрике?

Программа «Сделано в Китае – 2025» (MIC 2025) реализуется с 2015 года. Цель программы – удержать статус «мировой фабрики» с помощью новых технологий. Это будет не просто. ChinaLogist о программе «Сделано в Китае 2025» рассказывает с момента её старта. Здесь можно увидеть положения Программы, какими они были в 2015 году.
Прошло два года с начала действия MIC 2025, это не так много, но китайские и зарубежные эксперты уже пытаются подвести промежуточные итоги. По заявлению заместителя министра промышленности и информационных технологий Синь Гобина (Xin Guobin), Китай уже находится на ведущих мировых позициях в таких сферах, как производство станков и программируемых сборочных линий. К достижениям Программы он также отнёс авиалайнер C919, который проходит тестовые испытания, первый в мире спутник квантовой связи, начало коммерческой эксплуатации самолёта ARJ-21, и ряд других. Но каково влияние Программы на эти выдающиеся достижения сказать трудно, так как работа над ними началась задолго до 2015 года.
По официальным данным, непосредственно к Программе имеют отношение 1078 проектов, на реализацию которых Пекин выделил финансирование 557 организациям, - 112 университетам, 225 государственным научно-исследовательским учреждениям и 220 компаниям.
Нет достоверных сведений о масштабах финансирования программы «Сделано в Китае 2025». По данным World Finance для реализации MIC 2025 созданы два фонда - Национальный инвестиционный фонд для передовой обрабатывающей промышленности, объёмом в 20 млрд юаней и Национальный интегральный фонд, 139 млрд юаней. New York Times утверждала, что Китай инвестирует в Программу около 300 млрд долл.
При этом на самом высоком официальном уровне о программе «Сделано в Китае 2025» по-прежнему говорится в будущем времени и до сих пор продолжается работа по уточнению параметров Программы. Так, недавно Синь Гобин заявил, что центральные власти только завершили работу над «дорожной картой» программы «Сделано в Китае 2025 года». Были конкретизированы некоторые детали MIC 2025.
Директор Департамента планирования министерства промышленности и информационных технологий Ло Вэнь (Luo Wen), заявил о двух ключевых направлениях Программы, на которых будут концентрироваться основные усилия: ИТ-технологии и формирование отечественной базы по производству современных промышленных материалов.
MIC 2025 опирается на пять ключевых проектов:
  • Создание Национальных производственных центров – НИИ, университеты, предприятия;
  • Модернизация промышленных основ - модернизация производства «универсальных» компонентов, применяемых во всех отраслях обрабатывающей промышленности;
  • Интеллектуальное производство - внедрение ИИ в промышленность;
  • Зелёное производство – развитие и внедрение экологически чистых технологий;
  • Продвинутое производство – разработка и производство продукции, доступной только передовым странам.
Постепенно становится ясным, как именно будет продвигаться MIC 2025. Известно, что в Китае будут созданы показательные зоны государственного уровня в городах и городских кластерах в восточных, центральных и западных районах страны. Мировые СМИ пишут, что в зонах будут реализовываться проекты внедрения искусственного интеллекта (ИИ), облачных платформ для передовых отраслей промышленности и пилотные программы в сфере создания умного и зеленого производства. В зонах будут равные права у китайских и зарубежных инвесторов. Здесь будут сформированы фонды для стимулирования инвестиций и предпринимательства и привлечения частного капитала, сюда будут привлекать субсидиями студентов и безработных. Новый виток интереса к программе «Сделано в Китае 2025 года» связан именно с информацией о показательных зонах.
Программа отличается от множества грандиозных китайских проектов большей конкретикой. В East-West Center (Center for Cultural and Technical Interchange Between East and West), который изучает взаимовлияние стран АТР и США, оценили «Сделано в Китае 2025» как проект, имеющий глобальное значение. Если эта программа будет реализована, она изменит всю цепочку поставок всех отраслей промышленности в Китае и превратит Китай в очаг инноваций, в активного участника Четвёртой промышленной революции. Напомним, именно концепция «Индустрия 4.0» положена в основу программы «Сделано в Китае 2025».
Программа должна позволить Китаю сохранить статус «мировой фабрики», но это будет уже «умная мировая фабрика» и здесь есть определённое противоречие. Ведь Китай стал второй экономикой мира как страна с низким уровнем жизни и дешёвой рабочей силой, что обеспечивало огромный поток зарубежных инвестиций и огромные объёмы производства и экспорта дешёвых товаров.
Дни такого Китая сочтены, здесь растёт качество жизни, зарплаты, уровень образования, расходы на производство, при этом замедляется экономика, назревает масса проблем, характерных для стран с развитым средним классом. Экономика пятилеток эти проблемы не решает, так что «поумнение производства» шаг вынужденный.
Но это не значит, что в мире сразу исчезнет спрос на дешёвую рабочую силу и другие преимущества развивающихся стран. Нет, на место прежнего Китая должен прийти кто-то другой. Финансовая консалтинговая фирма Deloitte в исследовании “2016 Global Manufacturing Competitive Index” подсчитала, что через 5 лет страны Малайзия, Индия, Таиланд, Индонезия и Вьетнам, в совокупности, вполне смогут создать «новый Китай» в привычном смысле: регион с дешёвой рабочей силой и огромной производительностью.
Всё выглядит так, что к этому времени Китай уже растеряет свои конкуретные преимущества, но не успеет завершить полномасштабную инновационную индустриальную революцию и не успеет получить отдачу от задуманных преобразований. Возможно, это противоречие в скором будущем станет источником кризисных явлений в Китае. Впрочем, переход на новый уровень развития ни одной стране не даётся легко, но особенность Китая в его глобальной значимости. Никто не берётся спрогнозировать, как повлияет на мировую экономику полная реализация программы «Сделано в Китае 2025».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Объем импорта китайских часов в Россию вырос почти в три раза за 7 месяцев
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Поставки часов, часовых механизмов и сопутствующих устройств из Китая в Россию по итогам января–июля 2025 года выросли в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка осень 2025: подробный план для российских импортеров

Кантонская ярмарка — крупнейшее в мире торговое событие, которое проводится два раза в год в Гуанчжоу, Китай. Осенний цикл 2025 года стартует 15 октября и завершится 4 ноября. Ярмарка состоит из трех этапов, каждый из которых посвящен своим товарным группам.

Chinalogist выяснил, как зарегистрироваться на выставку, что будет представлено, на что стоит обратить внимание российским покупателям, а также как максимально эффективно подготовиться к поездке.

Фото из архива Chinalogist
Анатолий Якимов
Власть зубастых монстров: как Labubu стали феноменом российского рынка игрушек
Фото ИА «Синьхуа»

Китайские коллекционные игрушки Labubu продолжают набирать обороты на мировом рынке, и Россия стала одним из ключевых потребителей этого тренда. По данным аналитического центра Platforma, за первые шесть месяцев 2025 года россияне потратили на эти популярные плюшевые монстры более 3,6 миллиарда рублей. Объем продаж превысил показатели прошлых лет и подтвердил устойчивый спрос на бренд. Об этом сообщает сетевое издание НДН-Инфо.

Анатолий Якимов
Дальний Восток: таможня пресекла контрабанду бивней моржа в Китай в хлебе
Фото пресс-службы Читинской таможни

Читинские таможенники выявили нелегальный вывоз фрагментов бивней моржа, спрятанных в буханках хлеба, через пункт пропуска МАПП Забайкальск. Иностранный турист пытался вывезти из России около 1,5 килограмма необработанных частей бивней без необходимой разрешительной документации.

Анатолий Якимов
Импорт картофеля из Китая в Россию вырос в 4,4 раза за семь месяцев 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Согласно данным Государственного таможенного управления Китая, за период с января по июль 2025 года импорт картофеля из Китая в Россию достиг 56,3 миллиона долларов США, что в 4,4 раза превышает показатель аналогичного периода 2024 года, когда объем поставок составил 12,7 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
Зимняя одежда из Китая — оптовые закупки, производственные центры и маркировка «Честный Знак»
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В преддверии зимнего сезона многие отечественные предприниматели и крупные розничные сети ищут выгодные варианты закупки зимней одежды оптом. Китай традиционно остается одним из наиболее привлекательных рынков. Chinalogist изучил, в каких городах КНР сосредоточено производство зимней одежды, почему россияне предпочитают закупать именно китайскую продукцию, а также приведем актуальную статистику импорта зимней одежды из КНР в Россию. Особое внимание уделим теме обязательной маркировки товаров легкой промышленности «Честный Знак», влияющей на рынок.

Анатолий Якимов
Натуральный российский мед покоряет китайский рынок: экспорт вырос на 180% за семь месяцев
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт российского натурального меда в Китай в июле 2025 года вырос почти в пять раз в денежном выражении — до 256,6 тысячи долларов США, что стало максимальным показателем с апреля 2023 года. Такие данные приводит Главное статистическое управление КНР.

Анатолий Якимов
Северный морской путь устремляется в будущее: Китай и Южная Корея активно осваивают новый торговый коридор
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Северный морской путь (СМП), который еще недавно рассматривался скорее как альтернативный и периферийный маршрут, стремительно трансформируется в один из самых перспективных направлений для доставки грузов с Дальнего Востока России, Южной Кореи и Китая в Европу. По мнению экспертов TELS GLOBAL, ежегодный рост контейнерного трафика по СМП уже носит кратный характер и имеет все шансы на увеличение в ближайшем будущем.

Анатолий Якимов
Рост железнодорожных перевозок России и Китая стимулирует цифровую трансформацию
Фото Анатолия Якимова

Россия и Китай приступают к созданию единой цифровой транспортной платформы, которая объединит их национальные логистические системы и упростит железнодорожные грузоперевозки между странами. Об этом сообщил советник президента России и специальный представитель по международному сотрудничеству в области транспорта Игорь Левитин на международном форуме «Ростки», который прошел в Казани 18 и 19 августа.

Анатолий Якимов
В Казани создадут локализованное производство китайских экскаваторов и сервисный центр
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Казани планируется запуск локализованного сборочного производства спецтехники совместно с ведущими китайскими компаниями Jiangsu Gaode Hydraulic Machinery и Taian Jiahe Heavy Industry, а также открытие сервисного центра по их обслуживанию. Об этом сообщил Александр Шепелев, генеральный директор «Таурус Моторс» и член совета Торгово-промышленной палаты Татарстана, на III Международном форуме «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество».