Консалтинг в логистике: новые технологии в организации ведения бизнеса

Блог
11.04.201515650

Круг специалистов в логистическом консалтинге очень узок, поэтому из этических соображений я не называю «явок и паролей», не указываю названия компаний и ФИО консультантов, которых вы можете легко найти «поиском» в интернете. В основном специалисты по логистическому консалтингу сконцентрированы в Москве и С-Петербурге, но постепенно такой вид услуг как консалтинг по логистике начал появляться и в крупных региональных центрах, таких как Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Н.Новгород, Новосибирск.

Вот уже восемь лет как широкие круги бизнеса в России слышат новое слово «Логистика», но как показывает практика, каждый руководитель бизнеса вкладывает свой смысл в понимание сути этого нового понятия. Большинство бизнесменов сходятся во мнении, что логистика несёт в себе новые технологии в организации ведения бизнеса.  

Кто предоставляет услуги консалтинга по логистике? 

Для более полного понимания сути логистики, с целью её практического применения, бизнесмены обращаются за помощью и консультациями в научные круги ведущих ВУЗов страны, которые значительно раньше - более 20 лет назад начали заниматься темой логистики в рамках исследования международного опыта ведения бизнеса. Кому как не им, умнейшим людям страны, издавшим на основе перевода иностранных авторов много своих книг по логистике и логистическому управлению, кому как не им нужно объяснить широкому кругу страждущих суть новой технологии. И они объясняют, но каждый корифей от логистики объясняет её суть по своему, в зависимости от того ВУЗ какой направленности он представляет. К сожалению, в научном сообществе существует много разных «школ», которые не пришли единому мнению, даже единому определению понятия «логистики».

Консалтинг – ещё одно новое иностранное слово не так давно пришедшее в наш обиход, по сути своей это «консультации с элементами внедрения в промышленную эксплуатацию». При каждом приличном ВУЗе есть консалтинговые компании, созданные преподавателями, которые оказывают платные консалтинговые услуги по логистике. Они появились на рынке логистического консалтинга первыми и до сих пор неплохо себя чувствуют, внося свою без преувеличения можно сказать полезную лепту в дело логистического образования широких народных масс. Как правило, такие услуги проводятся в виде конференций, лекций и семинаров, именно в той форме в какой привыкли работать преподаватели ВУЗов со своими студентами. Вузовский консалтинг имеет больше обзорный теоретический характер. Практические примеры в виде «кейсов» дают представления о методологии, но применить их на практике бывает крайне затруднительно. В зависимости от специализации ВУЗа в обучении и консалтинге по логистике делается упор на транспортную, экономическую или управленческую составляющие. Отличительной особенностью ВУЗовского консалтинга является его абсолютная «правильность» с точки зрения теории, но малая эффективность с точки зрения применения на практике, так как он несёт в себе много фундаментальной, но отставшей лет на десять по времени «воды». Такой консалтинг полезен для получения общих фундаментальных знаний в области логистики для людей делающих первые шаги в логистику.

Вторая группа компаний оказывающих консалтинговые услуги по логистике - это «дочки» компаний, оказывающих логистические услуги в области ВЭД – внешнеэкономической деятельности, таможни, ТЭК – транспортно-экспедиторских услуг и др. То есть это компании специализирующиеся на каком-то виде услуг, имеющие «свой» большой практический опыт «проб и ошибок». Как правило, консалтингом такие компании начинают заниматься по потребности своих клиентов. Отличительной особенностью логистичеккого консалтинга в таких компаниях является их безусловный профессионализм, но в очень узкой области, обусловленный их собственным опытом и видом деятельности. Как правило, такие компании проводят «целевое» консультирование и корпоративные семинары для сотрудников компании-заказчика, имеющими предварительную подготовку и опыт. Необходимость в таком консалтинге возникает при открытии новых направлений деятельности или расширении филиальной сети в регионы. С помощью такого консалтинга вы сможете решить частные локальные практические вопросы, но вот получить базу знаний и методологию, скорее всего, не удастся. Иначе вы сможете обойтись без услуг компаний-консультантов, а это им не выгодно. Им выгодно, чтобы вы были их постоянным клиентом и постоянно платили за услуги только им и никому другому, поэтому консалтинг для них это расширение «линейки услуг» для повышения своего конкурентного преимущества на рынке логистических услуг.  

Третья группа компаний оказывающих консалтинговые услуги по логистике - это компании, продвигающие на рынок какие-либо товары. Такие компании представлены например в таких сегментах рынка: проектирование и строительство складов, производство и продажа складского оборудования – стеллажей, техники, компании разрабатывающие ИТ- ресурсы и продвигающие ПО – программное оборудование на российский рынок.

Консалтинг для таких компаний - это, прежде всего, маркетинговая стратегия, тот «соус» под которым вам пытаются «впарить» очень дорогой товар сомнительного качества. Особенно этим злоупотребляют иностранные компании, которые используя отработанные методики «западной школы менеджмента, рекламы и маркетинга», продают вам за сотни тысяч долларов «продукт» давно устаревший, отработанный и не имеющий уже ценности на их «западном рынке»!

Сила их «консалтинга» очень велика, и нужно быть очень осторожными, приглашая к себе таких консультантов. Отличительной особенностью такого консалтинга является хорошо подготовленная, чётко выверенная стратегия убеждения вас, что их «продукт», их программа самые лучшие, поэтому такие дорогие. При этом вам предоставят полный набор сертификатов, положительных отзывов десятков-сотен клиентов по всему миру. Если вы закажете компании, продающей стеллажи, сделать вам проект по внутренней планировке склада, то, скорее всего, ваш склад будет «заставлен» стеллажами полностью, а зоны приёмки, отгрузки, комплектации и проходы будут минимизированы до предела, а не оптимизированы. Стеллажи будут предложены те, которые компания продаёт, а не те, которые вам нужны и обеспечат вам оптимальный технологический процесс на складе. Одна из целей логистики, как мы знаем, является «оптимизация», а не «минимизация». Отдельная «тема» - это консалтинг от компаний, продвигающих ПО - программное обеспечение. Отличительной особенностью является то, что у вас нет возможности проверить «кота в мешке», а консалтинг превращается в презентацию продвигаемого программного продукта. Иностранные компании умеют делать эффектные презентации, поэтому часто побеждают в тендерах, но потом вам будет «навязано» то, что они продают. После такого «консалтинга» вы можете потерпеть очень серьёзные убытки, получить «лихорадку» в своей компании на годы, а в худшем случае потерять свой бизнес.  

Четвёртая группа компаний оказывающих консалтинговые услуги по логистике - это «независимые» компании или консультанты. «Происхождение» таких компаний разное – есть «отпачковавшиеся» от первых трёх групп компаний личности, которые создают свой бизнес, есть крупные консалтинговые компании из других сфер консалтинга, создающие новое консалтинговое направление. Эта группа компаний очень «разношёрстная», со своими целями и задачами. Пользуясь консалтинговыми услугами таких компаний тоже нужно быть осторожными, не доверяя первому встречному консультанту. Качество услуг при этом вы можете получить как очень хорошее, так и «никакое». 
Консалтинг во всём мире строится на репутации и имени консультанта, а не на «бренде» компании в которой когда-то работал «имиджевый» консультант – это нужно помнить всегда, пытаясь найти хороший консалтинг!

Теперь давайте посмотрим на «заказчика» консалтинга. Кто он и что хочет!?

Потребность в логистическом консалтинге на самом деле в России очень высока, но также высок уровень недоверия к консалтингу. Доверие к консалтингу в своё время было серьёзно подорвано кадровыми агентствами и консалтинговыми компаниями, работающими на их базе. Многие из них сейчас «пекут как пирожки» дипломированных за полгода специалистов по МВА. У «заказчика» есть серьёзные основания не доверять консалтингу - это факт.

На этом фоне необходимо отметить, что подавляющее большинство консалтинговых компаний предлагают «заказчику» не то, что он хочет и не за те деньги, которые он готов заплатить. Если сказать с долей юмора, то «заказчик» у которого «всё плохо» хочет, чтобы консультант сделал что-то, и стало «всё хорошо».

Да! Очень странно, что «серьёзные люди» - владельцы бизнеса, генеральные директора наивно полагают, что придёт консультант и в одночасье, почти даром достанет «волшебную палочку», махнёт ей и жизнь в компании изменится к лучшему – там появится «логистика» с её сверхновыми технологиями, о которых все слышали, но мало кто видел.   

Как правило, «заказчик» - это далеко не глупый человек, создавший свой бизнес или возглавляющий чужой бизнес. Бизнес вроде идёт вперёд и развивается, но как-то сам по себе, где-то даже бесконтрольно по принципу «не потому, а вопреки!». «Заказчик» «варится в собственном соку», думая, что где-то там, на «западе» уже созданы «лучшие бизнес практики», новые технологии, которых ему так не хватает сейчас в его бизнесе. Почти все «заказчики» - это очень крупные «брендовые» компании, промышленные предприятия с многолетней историей и сложившимися традициями. Они очень бояться потерять то, что есть, поэтому боятся реформ компании, но понимают, что без них не обойтись. Они уже купили сертификат качества ИСО9001, чтобы казаться не хуже «на уровне», но очень тяготятся тем, что «бардак» внутри компании растёт с ростом оборота, а реальная прибыль неуклонно падает. Ему очень неудобно признаваться во всём этом перед «чужими людьми» - консультантами, но и своими силами решить проблемы не может.
 
Как правило, все проблемы «заказчиком» сводятся к складу, так как склад замораживает миллионные оборотные средства, именно там работает большинство сотрудников компании. Практически все склады сейчас, не зависимо от вида бизнеса компании, становятся «распределительными центрами» - производственными цехами по грузопереработке огромной товарной массы. Но система организации, что касается новых компаний, осталась на прежнем уровне, когда компания была маленькой, а её костяк составляли родственники, друзья, знакомые, работающие в РЦ с системой управления и учёта на базе ПО «самописки» 1С. Крупные промышленные предприятия «замерли» в своей организации в «советском периоде» на административном управлении и склады многих из них работают на старой бумажной карточной системе, хотя компьютеры покрытые пылью на столах стоят в качестве мебели.   
Вот примерный портрет «заказчика» консалтинговых логистических услуг! 
Все «заказчики» хотят внедрить логистику и новые технологии, но в тоже время не хотят расставаться со многими «старыми вещами», которые обязательно хотят взять с собой в «новую жизнь».
 
Где кроется основной «конфликт интересов» заказчика и консалтинга?
 
Консультант часто предлагает почти идеальную «правильную» систему, технологию, основанную на последних достижениях науки и техники - очень часто такой «проект от консультанта» похож на «реферат» написанный на основе нескольких «умных книжек». Цель консультанта, как не цинично это звучит - защитить свой «проект» и получить за него деньги.
 

А заказчику надо, чтобы консультант работал как врач, по принципу «не навреди», а новационная технология была мягко адаптирована и внедрена в старую и, кстати, работающую, приносящую деньги систему управления. Причём желательно знать каким образом и когда окупятся понесённые затраты.   
Справедливости ради надо отметить, что далеко не все заказчики сразу понимают, что реформировать собственную компанию ему придётся собственными силами, так как консультант, даже самый хороший и квалифицированный, может только помочь при внедрении, выполняя роль советника методами коучинга в «рабочей группе», созданной из самых толковых сотрудников предприятия.

Что же может предложить «логистика»? Какие новые технологии может предложить логистический консалтинг?   

В статье «Логистика! Что это?» вы можете подробнее познакомиться с моим представлением о логистике. Сейчас у каждого консультанта и заказчика своё толкование понятия «логистики» и сферы её применения. Прежде всего, нужно отметить, что логистика использует новую методологию управления, называемую «процессным управлением». Подробнее об этом можно узнать в статьях на моём сайте, например: В основе «процессного подхода» к управлению лежит «бизнес-процесс», а не «человек» как при «административном» управлении. Поэтому грамотный консультант по логистике в основу своего логистического проекта компании или её части – склада например, должен закладывать построение бизнес модели. Бизнес модель может быть выполнена в разных форматах и стандартах. 

Я обычно своим клиентам предлагаю наиболее наглядный и утверждённый стандарт IDEF0. ». Подробнее об этом можно узнать в статьях на моём сайте. Без «разложения» процессов работы организации по «кирпичикам» путём декомпозиции и описания бизнес процессов до уровня операций и действий сложно представить качественный проект по логистике.  
Этот этап логистического консалтинга позволит перевести компанию на более высокий уровень управления – «стадию формализации».
 
Логистика является интегрирующей и координирующей системой, поэтому в логистических технологиях используются прогрессивные методологии из других сфер бизнес управления. Balanced Scorecard (BSC), или Сбалансированная система показателей (ССП) - система управления, позволяющая Руководителям переводить стратегические цели компании в четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников и оценивать результаты их деятельности с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей эффективности. 
Достижению целей во многом способствует внедрение количественно измеримых и надежных в оценке показателей – KPI ( Key performance indicators ). 
Без правильно выстроенной системы мотивации эффективность логистических технологий резко падает. 
Поэтому ни в коем случае нельзя подходить к «формализации бизнес процессов компании формально! 

 
В результате работы консультанта должны появиться технологические карты, регламенты процессов и рабочие функциональные, а не формальные должностные инструкции для персонала. Необходимо также отметить, что сфера действия логистики - это затраты предприятия. Оптимизация затрат всего предприятия «в целом» является одной из задач логистики. А это значит, что логистический проект от консалтинга должен иметь экономическое обоснование по всей технологической цепочке бизнес процессов, рассматривая нормируемые затраты на каждый процесс и на все процессы вместе. Основой для оптимизации затрат должна быть грамотная система нормативов по каждой операции, по каждому процессу с конкретными нормами времени по ним.
 
Нужно акцентировать внимание на том, что новые логистические технологии практически не возможно внедрить без использования современных ИТ- систем, так как «вручную» управлять бизнес процессами в режиме реального времени весьма затруднительно. Эффективность ПО (КИС, ERP, SCM, WMS и др.) зависит от настройки алгоритма и адаптации его бизнес процессам конкретного предприятия. Консультант по логистике, в рамках логистического проекта, создаёт «модель компании» - формализованный алгоритм, необходимый для успешного внедрения любого ПО - программного обеспечения.
 
Именно потому, что система управления предприятием становится «прозрачной» и планируемой, логистика серьёзно помогает предприятию повысить управление затратами, что в целом может в разы повысит рентабельность компании.
 
Учитывая вышесказанное, внутренняя и внешняя планировка складского комплекса должны обязательно разрабатываться на основе «модели склада», логистической технологии грузопереработки на складе, и не в коем случае не на ограниченных возможностях и функционале ПО или ещё хуже не на максимальной наполняемости склада стеллажами.
 
Насколько предприятия «заказчики» готовы эффективно внедрить новые логистические технологии?
 
Нужно отметить, что у многих «заказчиков» практически отсутствует управленческий учёт, а в некоторых компаниях даже нет качественного «первичного» учёта, нет качественных БД – баз данных работы предприятия в «прошлых периодах». А это является основой логистики, фундаментом, на котором она может быть построена в компании. Это обстоятельство может быть серьёзным препятствием для оказания качественных консалтинговых услуг по логистике заказчику. От заказчика требуется проведение серьёзной трудоёмкой предварительной работы.
 
В связи с этими обстоятельствами консультанту приходится работать в условиях большого дефицита качественных исходных данных и информации. Вот здесь-то и нужен большой и разнообразный практический опыт консультанта, с помощью которого он восполняет «пробелы» данных «экспертными оценками».
 
Как относиться к консалтингу по логистике?
 
Логистический консалтинг – это не написание «правильного реферата» по логистике со стороны консультанта, это не инфантильное отношение «заказчика» к консультанту как к официанту, обслуживающего его в ресторане. Хотя «заказчик» платит немалые деньги консультанту, но «заказчик» не «заказывает музыку», он должен воспринимать консультанта как врача, который лучше знает, как и от чего его лечить. На начальном этапе очень полезно провести логистический аудит бизнес процессов в компании, который позволит «свежим взглядом» увидеть работу компании «как есть» и определить конкретные цели и задачи, являющиеся основой ТЗ (технического задания) логистического проекта. Цели и задачи на основе объективных критериев эффективности и показателей работы должны быть выработаны совместной «рабочей группой», включающей консультантов и ключевых сотрудников компании.
 
Что в результате?
 
Эффективность логистического консалтинга всецело зависит от того, как грамотный консультант и заказчик смогут в результате длительного и напряжённого труда всей «рабочей группы» сработаться в «команде» для достижения единых поставленных изначально целей. Если это им удастся, то эффект от внедрения логистики в компании может быть превосходящим все ожидания.