Логистика электронной торговли – основной элемент электронной коммерции

Блог
03.04.201512390

Интернет-торговля - это очень перспективный и растущий рынок. По разным оценкам рынок продаж через интернет-магазины растёт во всех странах вместе с развитием информационных технологий. Темпы этого роста внушительные: по разным оценкам темпы роста интернет-торговли 30-60% в год. Для сравнения, рынок оффлайн торговли – обычных магазинов растёт всего на 1-3% в год.

В то же время процент неудач у интернет-магазинов на порядок выше, чем в обычной торговле. Связано это с тем, что в интернет-торговле 95% бизнес-процессов так или иначе зависят от эффективности выстроенной логистики и затрат на логистические операции.

Построение логистической системы – это задача не одного дня и не тривиальна, поэтому начинающим компаниям интернет-магазинам лучше пользоваться услугами фулфилмента от 3PL операторов, что снизит риски неудачи. Особенно это актуально при доставке на «последней миле».

Создание своей курьерской службы дело хлопотное и затратное, а во всех населённых пунктах это сделать просто нереально. По мере развития интернет-магазина можно постепенно создавать собственные логистические структуры. Но не факт, что собственная логистика окажется менее затратной, чем на аутсорсинге. Каждое звено логистической цепи нужно тщательно просчитывать по критериям экономическим – затраты, качественным - уровень сервиса, количественным – скорость доставки, время обработки заказов.

В некоторых случаях выбирать просто не из чего, так как клиент может находиться там, где работает только Почта России, что касается РФ. Нужно осознавать, что интернет-торговля - это низко маржинальный бизнес, поэтому цена ошибки на порядок выше, чем в офф-лайне, так как не покроется хорошей прибылью. Кроме этого, интернет-торговля - это новый, неустоявшийся, быстроменяющийся бизнес в котором ИТ имеет важнейшую роль. Средства информационных технологий (ИТ) – техника, программное обеспечение обновляются ежемесячно, поэтому закупленное вами оборудование быстро устареет и потеряет свою эффективность и конкурентоспособность в интернет-торговле.

Поэтому далеко не всегда и далеко не всё нужно иметь «собственное»! «Собственное» может не успеть окупиться, как устареет. Процент возвратов в он-лайне на порядок выше, чем в оффлайне, в обычном магазине, где покупатель может реально увидеть, пощупать, померить нужную ему вещь. Процент возвратов в интернет-торговле доходит до 40-50%, что существенно увеличивает затратную часть логистики интернет-магазина. Это действительно серьёзная проблема, но решаемая! Вот от того, кто как решит эту задачу минимальными средствами и будет зависеть конкурентоспособность на интернет рынке.

Наличие у интернет-магазина возвратной логистики является серьёзным конкурентным преимуществом и признаком зрелости магазина, признаком его надёжности. Поэтому возвратная логистика в интернет-торговле оказывает заметное влияние на электронную коммерцию. Логистика всегда ищет «золотую середину» - оптимум.

Чем больше разнородных звеньев в цепи поставок, чем сложнее система, тем ниже её надёжность, ниже качество работы и выше логистические затраты в единице товара. Цепочку поставок нужно тщательно просчитывать, чтобы найти оптимальное количество звеньев цепи.

Не нужно забывать о проблемах межфункционального взаимодействия, тем более в разнородных системах управления процессами. Эти проблемы создают дополнительные затраты в логистической цепи, тормозят прохождение по ней товара.