Тенденции логистической отрасли в условиях кризиса на примере услуг для обувных компаний

Аватар пользователя Алексей Чернышев

С чем имеем дело

В последнее время экономика России столкнулась с серьёзными проблемами. Совсем недавно стоимость рубля стремительно падала, а вместе с ним – и платежеспособность клиентской аудитории. Сейчас ситуация частично стабилизировалась, однако объем продаж и товарооборот так и не вернулись на прежний уровень. До сего времени спрос только снижался, особенно на товары среднего и верхнего ценового сегмента.

Все это неизбежно приводит к кризису неплатежей между розничными и оптовыми компаниями. Скапливаются в огромном количестве складские остатки товаров сезона 2013-го и 2014-го года. Распродать их будет сложно, несмотря на предполагаемый общий рост цен.

Положение усугубляется тем, что в результате внешнеполитических событий практически исчезла возможность эффективного перекредитования – западные банки отказываются сотрудничать с российскими заемщиками, а отечественные не располагают достаточным количеством средств для этого. Кроме того, довольно сложная ситуация ситуация с российским банковским сектором, связанная со стремительно растущей долей невозвратов кредитов, не располагает к быстрому восполнению финансовых резервов.

Как действовать?

В такой ситуации ни один серьёзный игрок на рынке не может себе позволить нести убытки, в том числе те, что могут возникнуть из-за потерь при осуществлении операций доставки. Недопустимо рисковать, связываясь с дешевыми, но ненадежными партнерами.

Нам бы хотелось предостеречь обувные компании от этого. В таких ситуациях некоторые недобросовестные логистические компании в своем стремлении занять рынок начинают практиковать откровенный демпинг, сбавляя цены ниже рыночной планки. Опыт кризиса 1998 и 2008 годов показал, что подобные игроки ушли с рынка первыми, будучи не в силах выполнить взятые на себя обязательства. Это привело к тому, что заказчики, которые обратились к их услугам, понесли огромные убытки.

Начало процессу перестроения рынка уже положено. К примеру, один из основных перевозчиков обуви в апреле 2015 года объявил о сворачивании бизнеса. Надо признать, пока это выглядит цивилизованно -  старые грузы доставляются в соответствии со всеми договоренностями, однако новые уже не принимаются. Насколько ситуация усугубится в августе – сентябре (а именно на эти месяцы приходит пик перевозок и привлекаются максимально количество заемных средств), никто не знает. Вполне возможно, из-за нехватки средств ряд компаний полностью откажется от своих обязательств по отношению к клиентам, подставив их таким образом под удар.

Больше посредников – больше риск

Бизнес-процессы многих компаний, в том числе даже широко известных на рынке, налажены по определенной схеме. В рамках неё присутствует юридический разрыв между начальным и конечным этапами процедуры поставки: между выбором продукции по каталогам и образцам фирм-производителей и итоговым получением товара на своем складе.

Получается, что покупателя продукции от производителя отделяет целая череда посредников, надежность каждого из которых находится под вопросом. Чем цепочка длиннее, тем больше риск невыполнения обязательств, срыва сроков, всевозможных финансовых неурядиц. Хуже того, вы лишаетесь самого главного – возможности прогнозировать ситуацию, уверенности в том, что все запланированные операции будут осуществлены, особенно если речь идет о стратегическом планировании.

Оформление в других странах Таможенного Союза – стоит ли связываться?

Одна из основных задач Таможенного Союза - создание условий, которые позволяют свободно осуществлять перемещение товаров между странами-участниками. Причем без избыточных барьеров со стороны таможенных органов каждого отдельного государства. По факту это привело к тому, что рынок РФ наводнили товары, предназначенные для реализации в других странах. Например, в Казахстане. Формально это не противоречит законодательству. Но только в том случае, если товар был поставлен в Россию в строгом соответствии со всеми нормами: по контракту, с уплатой НДС. Однако, если все эти требования были соблюдены и произведена оплата, реальная прибыльность таковой схемы практически равна нулю. Причина в том, что на возмещение НДС в судебном порядке уходит очень много времени, в течение которого средства будут заморожены.

Иными словами, заниматься этим с выгодой для себя компания может только в обход законодательства, заведомо планируя, что после уплаты 12% НДС в Казахстане легальная поставка в РФ осуществлена не будет. Вместо этого товар ввезут без каких-либо налоговых отчислений, не уплатив положенные 18% российского НДС. После чего фирма-поставщик незаконным путем уйдет от ответственности, а товар окажется на полках магазинов как бы «из ниоткуда». Это является правонарушением даже в том случае, если розничный продавец в РФ действует в рамках упрощенной системы налогообложения.

У рядового игрока нет возможности проверить легальность сделки, уберечь себя от нежелательных последствий. Таким образом, риск столкнуться с проблемами с законом в данном случае остается всегда.

Способ снижения издержек – передача логистики на аутсорсинг

Снизить издержки и обезопасить себя от рисков помогает передача логистики на аутсорсинг. Основных преимуществ у такого варианта три, и они весьма значительны:

Во-первых, вам не надо тратиться на штат специалистов по таможенному оформлению, сертификации, юридическому сопровождению, логистическим операциям. Зарплата каждого профессионала в этой области весьма велика, команда таких людей обходится в крупную сумму. А вот если вы обратитесь к партнеру, у которого этот штат опытных специалистов уже есть, вы сэкономите приличное количество денег.

Во-вторых, компания-партнер берет на себя работу по абсолютно всем операциям процесса поставки. От вас нужно будет лишь одно – оформить заказ, а все остальное специалисты сделают сами – качественно, быстро, эффективно. Вы экономите время и силы, которые можно потратить на все то, что принесет вам реальную прибыль.

В-третьих, вы избавляете себя от всех рисков, связанных с тем, о чем мы говорили ранее – от опасности столкнуться с ненадежными посредниками и нелегальными схемами.

Что нового ожидать на рынке логистики в 2015-м году?

Новым трендом в логистической отрасли становятся ускоренные контейнерные перевозки. Сроки поставок всегда были важны для обувных компаний, а такая схема позволяет добиться скорости доставки как у автомобильных перевозок – и это по цене, близкой к обычной контейнерной перевозки морем. Чрезвычайно выгодно и эффективно.

Наглядно это иллюстрируют следующие числа: рыночная стоимость доставки легких сборных грузов автотранспортом из Китая составляет 180 ±20 USD за куб при сроке около 20-35 дней. Стоимость же доставки в составе ускоренных поездов на 20-30% ниже, 140 ±20 USD за куб, и это при соизмеримой скорости и существенно более высокой сохранности.

Есть и иная тенденция. Многие крупные компании, которые ранее содержали свои собственные логистические мощности (автопарк грузовых автомобилей, складские комплексы и т.д.), отказываются от них. Произошло это из-за того, что если раньше, в докризисные времена, эти фонды использовались на 100% и формировались в соответствии с четко определенным объемом грузопотока, то теперь, когда объемы поставок и продаж резко снизились, эти мощности простаивают без дела. Приходится содержать складские площади, которые по факту не используются, платить за обслуживания грузовиков, которые ничего не возят.

Путь снижения издержек приводит такие компании к следующему решению: распродать собственные фонды и передать решение транспортно-складских вопросов на аутсорсинг профильным фирмам. Зачастую это оказывается и выгоднее, и проще.

Подводя итог

Безусловно, экономика сейчас переживает не лучшие времена. Однако не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Практика показывает, что те компании, которые в кризисный период действуют грамотно, избегая нежелательных рисков и неоправданных расходов, успешно адаптируются к новым условиям. В итоге они не только сохраняют за собой позицию на рынке, но даже иной раз усиливают её за счет ухода со сцены той части конкурентов, что не смогли приспособиться.

Разумный подход к выбору партнера-логиста, отказ от сомнительных схем – вот те «средства выживания», которые позволят компании уберечь себя от убытков при организации поставок.