Николай Лобанов
Блоги

Логистика в период кризиса

На тему «кризиса» сейчас не говорит только ленивый: все что-то говорят, рассуждают, но на главные российские вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?" чёткого ответа так никто и не даёт. Связано это, наверное, с отсутствием «диагноза» - не понятно пока ещё, что это такое - «кризис», и когда он кончится? Может, он ещё не начинался, и «чёрная полоса» ещё впереди? А сейчас идёт период «психологического шока» перед чем-то «страшным и ужасным», которое вот-вот появится из-за «угла»? И я, как эксперт по логистике, не знаю определённых ответов на эти вопросы, но хотел бы поделиться своей точкой зрения, своими ощущениями о «кризисе» и попытаться осмыслить заданные выше вопросы.
Итак, вопрос: кто виноват?
Многие эксперты по «совковой» привычке обвиняют «американский империализм,» и даже в ипотечном бизнесе в лице США нашли «крайнего», с которого всё началось! Смешно, не правда ли смешно?
А разве каждый из нас не приложил руку к кризису, когда «раздувал щёки», имитируя «крутого и дорогого специалиста», а на самом деле превращаясь в «офисный планктон» с «липовыми» дипломами и сертификатами? Когда каждый из нас пытался продать свой посредственный товар, как особо ценный за «бешеные деньги»! Но это же обман, ложь! Продавая и покупая «воздух», мы обманываем, прежде всего, себя, имитируя трудовую деятельность. А «кризис» - как «очистительная клизма» для «бурно работающего при запоре организма», которая смоет всех ИТД – имитаторов трудовой деятельности! Правда, не факт, что таким мощным очистительным потоком не смоет и всех остальных! Ну, держитесь, господа-товарищи, упирайтесь всеми лапками – только тогда вы узнаете чего стоите!
Так что же это такое - «кризис»? Говорят, что он финансовый, но так ли это?
По-моему, это, прежде всего, «кризис доверия» от всемирного надувательства «ближнего своего»! Мы уже не знаем, кому и чему верить, поэтому стоим в «ступоре» и чего-то ждём. А чего ждём? Ждём, что «рассосётся», и кризис кончится сам собой? Наивно и смешно! Не пора ли, «господа хорошие», начать работать «по-честному»!? Начать выход из кризиса с себя, и, глядишь, будем жить в «другой стране» -более благополучной!
Но, увы! Тенденции таковы, что все, кто может, кинулись «осваивать бюджетные деньги», которые так щедро пообещало правительство. И это правильно, для выживания нужно побыстрее занять место около «государственной кормушки», сменить коммерческую компанию, которая еле дышит, на государственную структуру – там же «гарантирована» стабильность безбедного бытия!
Но вот беда: любой «бюджет» и любой «фонд» имеют свойство быстро иссякать, если не работать и не пополнять их. А «кризис», похоже, - это надолго!
Так что же делать?
Может, начать с «вытягивания» из трудностей собственной компании, сделав её работу более толковой и эффективной?! Конечно, «получать» зарплату было проще и легче, чем её «зарабатывать»! Но нужно понять, что «халява» закончилась, и ждать у моря погоды бесполезно, пора работать! Работать, когда много «лёгких» денег - на это много ума не надо, а вот работать эффективно с минимумом затрат - значит постараться сильно напрячь мозги.
Вот этому учит «ЛОГИСТИКА»!
А с чего «бизнесмен» начал реально?
С вывода капитала за границу, перевода его в иностранную валюту! С невыплаты заработной платы сотрудникам и невыполнения своих обязательств перед поставщиками! С сокращения персонала, прежде всего, «неугодных», которые мыслят, и замену их на «бессловесных работников из ближнего зарубежья.
Конечно, затраты нужно сокращать, а ФОТ - это большой кусок затратного бюджета. Логика конечно ясна, но очень примитивна! В кризис «кадры» становятся основным капиталом и ресурсом компании, чтобы не только выжить, а преумножить бизнес за счёт умирания менее эффективных «надутых» конкурентов.
Нужно понимать, что кризис даёт компании шанс к существенному росту, так как началось глобальное перераспределение «мест под солнцем»! Не использовать этот шанс - глупо и недальновидно. Нужно не только сокращать затраты, но, прежде всего, развивать и оптимизировать свой бизнес, активизировать поиск новых ниш и возможностей, которые открывает перед вами «кризис».
По-моему, логистика - это мировоззрение под определённым ракурсом. Это взгляд на бизнес через «призму издержек». Это Система, которая связывает, организует, контролирует, координирует и оптимизирует все элементы бизнес-структуры, с целью получения максимальной эффективности предприятия в целом. Если упрощённо, логистика - это система управления затратами всего предприятия во всей цепочке товародвижения.
С этой целью применяется «процессорный подход», который, по сути, является «конвейером»: в нём вся работа на предприятии разделяется на элементарные операции. Без «разложения» процессов работы организации по «кирпичикам» путём декомпозиции и описания бизнес процессов до уровня операций и действий сложно представить качественную работу логиста. Этот этап позволит перевести компанию на более высокий уровень управления – «стадию формализации».
Логистика является интегрирующей и координирующей системой, поэтому в логистических технологиях используются прогрессивные методологии из других сфер бизнес управления. Balanced Scorecard (BSC), или Сбалансированная система показателей (ССП) - система управления, позволяющая руководителям переводить стратегические цели компании в четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников и оценивать результаты их деятельности с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей эффективности.
Достижению целей во многом способствует внедрение количественно измеримых и надежных в оценке показателей – KPI ( Key performance indicators ). Без правильно выстроенной системы мотивации эффективность логистических технологий резко падает. Поэтому ни в коем случае нельзя подходить к «формализации» бизнес процессов компании формально! В результате работы должны появиться технологические карты, регламенты процессов и рабочие функциональные, а не формальные должностные инструкции для персонала.
Необходимо также отметить, что сфера действия логистики - это затраты предприятия. Оптимизация затрат всего предприятия «в целом» является одной из задач логистики. А это значит, что логистический подход должен иметь экономическое обоснование по всей технологической цепочке бизнес-процессов, рассматривая нормируемые затраты на каждый процесс и на все процессы вместе. Основой для оптимизации затрат должна быть грамотная система нормативов по каждой операции, по каждому процессу с конкретными нормами времени по ним.
Нужно акцентировать внимание на том, что новые логистические технологии практически невозможно внедрить без использования современных ИТ- систем, так как «вручную» управлять бизнес процессами в режиме реального времени весьма затруднительно. Эффективность ПО (КИС, ERP, SCM, WMS и др.) зависит от настройки алгоритма и адаптации его бизнес процессам конкретного предприятия. Логист создаёт «модель компании» - формализованный алгоритм, необходимый для успешного внедрения любого ПО - программного обеспечения.
Именно потому, что система управления предприятием становится «прозрачной» и планируемой, логистика серьёзно помогает предприятию повысить управление затратами, что в целом может в разы повысит рентабельность компании.
С началом сегодняшнего кризиса мы вдруг узнали, что «канонические» технологии планирования и управления предприятиями неэффективны, так как «статистика» продаж не отражает тенденций «завтрашнего дня». Сегодня даже «теория капитализма» подвергается сомнению, и многие с тоской вспоминают «застойный социализм». В среде высшего менеджмента всё чаще проскакивают панические нотки растерянности, страха перед будущим.
Да, есть над чем, задуматься и чего бояться, когда каждый день мы слышим «некрологи» о банкротстве «бесспорных брендовых лидеров» капиталистического труда. Дело в том, что эти «лидеры» потому быстро пали, что сильно «раздулись» пиаром, а внутри остались на «допотопном» технологическом и организационном уровне, живя в долг на чужие деньги, не имея ничего «за душой», как «паразиты».
Так почему бы вам, более достойным, не занять их место? Не повторяйте их ошибок. Дерзайте, шанс в ваших руках! Но помните старую мудрость: «кадры решают всё!», а один в поле не воин!
P.S. Наша Команда всегда готова прийти к вам на помощь, оказав услуги по логистическому консалтингу, аудиту, проектированию складов.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Экспорт
Час с Торгпредом России в Китае: актуальное о торговле и экспорте 2025
Фото с сайта Мой бизнес Новосибирской области

Приглашаем российских предпринимателей принять участие в видеоконференции «Час с Торговым представителем России в Китайской Народной Республике». В ходе часа общения с Алексеем Витальевичем Дахновским — Торговым представителем РФ в Китае — участники познакомятся с текущей ситуацией в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве, юридическими аспектами работы на китайском рынке, а также получат рекомендации по выработке экспортных стратегий и ответы на актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности. Мероприятие позволит бизнесам эффективно выстроить работу с Китаем в современных реалиях.

Мероприятие будет проходить в формате видеоконференции.

Дата: 8 октября.

Время: 10:00 по московскому времени.

Регистрация по ссылке до 3 октября.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить зимнюю обувь в Китае для детей и взрослых: полное руководство для импортеров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай долгие годы остается бесспорным мировым лидером в изготовлении обуви. На его долю приходится около 65-70% мирового объема выпуска обувной продукции, включая зимние модели для детей и взрослых. Для российских предпринимателей и импортеров важно понимать, где именно в Китае шьют зимнюю обувь, какими особенностями отличаются производственные кластеры, какие бренды и материалы востребованы на рынке, а также как корректно оформить ввоз.

Анатолий Якимов
Экспорт
Через погранпереходы с КНР по железной дороге перевезли 27,2 миллиона тонн грузов
Фото Анатолия Якимова

За восемь месяцев 2025 года через российско-китайские погранпереходы по железной дороге было перевезено 27,2 миллиона тонн грузов, что практически соответствует уровню аналогичного периода 2024 года. Объем экспорта по сети РЖД достиг 25,6 миллиона тонн, продемонстрировав незначительный рост на 0,2%.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай упрощает ввоз российских зерновых хлопьев: что изменилось для экспортеров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Благодаря упрощению фитосанитарных процедур и отказу от двусторонних протоколов для ряда зерновых хлопьев Россия сможет нарастить экспорт переработанного зерна в Китай.

Анатолий Якимов
Импорт
Как выйти на миллиарды клиентов Китая: программа III Российско-Китайского форума
Фото с официального сайта форума

С 23 по 27 октября 2025 года в Шэньяне и Пекине состоится III Российско-Китайский форум инвестиционного развития и торгового сотрудничества, организованный Народным правительством провинции Ляонин и мэрией Пекина при поддержке компании ООО «Научно-техническое развитие КИФА СЫЛУ». Главная тема форума – «Сотрудничество, взаимное доверие, общая победа – цифровизация и инвестиции создают новые качественные производительные силы».

Анатолий Якимов
Импорт
Центр промышленных компетенций БРИКС стимулирует технологический импорт из Китая в Россию
Фото телеграм-канала «Торговое представительство России в Китае»

Технологическое взаимодействие между Россией и Китаем в рамках телекоммуникационных проектов стран БРИКС демонстрирует качественно новый этап развития. На прошедшем в Пекине форуме БРИКС по цифровой экономике, который проводился одновременно с выставкой PT Expo China, российские компании получили прямой доступ к передовым китайским технологиям 6G и возможности инвестиционного сотрудничества.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост пропускной способности железных дорог КНР открывает новые возможности для транзита через Россию
Фото Анатолия Якимова

Модернизация железнодорожной инфраструктуры в провинции Хэйлунцзян стала важной вехой в развитии трансграничных транспортных коридоров между Китаем и Россией, а также в масштабах всего евразийского пространства. Завершенный проект реконструкции участка магистрали Харбин–Суйфэньхэ и далее до российской границы продемонстрировал значительный технологический и логистический прогресс, направленный на увеличение пропускной способности и скорости грузопотоков.

Анатолий Якимов
Перевозка транзитных грузов по мосту Амур по книжкам МДП стала возможна в Кани-Кургане
Фото ТГ-канала «Амур»

В пункте пропуска «Кани-Курган» теперь разрешена перевозка транзитных грузов по книжкам Международных дорожных перевозок (МДП), что облегчит таможенные процедуры и ускорит движение через мост Амур.

Анатолий Якимов
Обязательная маркировка спортивного питания и добровольная товаров для дома: как реагирует бизнес
Фото с сайта unsplash.com

С 1 октября 2025 года в России вводится обязательная маркировка спортивного питания с помощью системы «Честный знак», что вызвало разнонаправленную реакцию в бизнес-среде. Цель нововведения – усилить контроль над рынком, гарантировать потребителям подлинность продукции и снизить долю контрафакта. Нововведение обязательно для производителей и импортеров спортивного питания.

Анатолий Якимов
Российские продукты вытесняют американские на китайском рынке
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российские продукты питания — мясо, молочная продукция, кондитерские изделия, морепродукты и мед — демонстрируют стремительный рост спроса на китайском рынке, вытесняя американские аналоги. Об этом в интервью ТАСС заявил спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями по устойчивому развитию Борис Титов.