Евгений Новожилов
Экспорт

Бизнес с Китаем: В ожидании критической массы

Мы снова поднимаем тему установления деловых контактов российского малого и среднего бизнеса с Китаем. Сегодня наш собеседник Максим Спасский, председатель Дома Российско-Китайской Дружбы.
ChinaLogist: Максим, какую проблему можно назвать основной для российских предпринимателей, которые хотят работать с Китаем?
Максим Спасский: Различие европейского и азиатского подходов к ведению бизнеса. Иногда говорят о России как о стране азиатской, но это далеко не так. Российская ментальность - европейская и она очень сильно отличается от китайской. Российские предприниматели успешно работают на европейском рынке, но попытка перенести этот опыт в Китай может сыграть с ними злую шутку. Те действия, которые привели к хорошему результату в Европе, в Китае не работают, наоборот, могут привести даже к противоположному результату. И сколько ни говори, сколько не объясняй, что в начале деловых отношений с китайскими партнёрами – дружба, чашка чая, подарки, а потом уже работа, - люди… не слышат. Слушают, но не слышат.
C.: Не доверяют консультантам?
М.С.: Не доверяют. «Ты говори, говори, но я-то знаю, как бизнес делать», - такое отношение часто. Россияне любят наступать на грабли каждый самостоятельно. Но мы будем говорить и писать о том, что и как нужно делать. И постепенно предприниматели осознают необходимость правильного подхода к установлению взаимоотношений с китайскими партнёрами. А тот, кто поймёт это раньше всех, тот получит огромные конкурентные преимущества в Китае.
C.: А в чём ключевое отличие европейской российской ментальности от китайской?
М.С.: Мы на первое место ставим «Я», а китайцы на первое место ставят «Мы». Вот наш Дом Дружбы это попытка создать такое «Мы» с нашей стороны – объединить предпринимателей, накопить опыт, поделиться им, развивать и укреплять дружбу с Китаем.
С.: В вашей известной статье «Китай не страна дураков» почти 2 года назад вы давали ряд советов предпринимателям, - эти советы остаются актуальными?
М.С.: В моём, авторском варианте, заголовок был «Китай – «страна дураков», я, таким образом, хотел показать иронию по отношению к существующему у нас представлению о Китае. До сих пор многие в России представляют себе Китай как страну, в которой живут миллионы неграмотных китайцев, которые только и ждут когда придёт успешный бизнесмен из-за границы, который поможет им избавиться от денег. Это совершенно не так. Я напомню: в Китае самая протяжённая ВСМ в мире, Китай самостоятельно строит большие самолёты... Пренебрежительное и высокомерное отношение к Китаю, для которого нет никаких оснований, - это одна из больших проблем российского бизнеса. Китайские партнёры прекрасно знают о таком отношении. И никакие выгодные предложения, сделанные высокомерным партнёром, к результатам не приведут.
Есть ещё характерная черта у наших предпринимателей – они постоянно проводят какие-то сравнения, кто «круче», мы или китайцы. Помните, Дмитрий Потапенко сравнил попытку дружбы с Китаем, как попытку дружить с третьеклассником. Не нужно к этому так относиться, не нужно постоянно сравнивать и расставлять оценки. Они мешают контактам. Но вот почему-то россиянин не может работать с позиции равноправного партнёрства, нам обязательно необходимо определить кто важнее. А зачем? Подходите с позиции равноправия, - вот это правильно. Бизнесу пора представление о Китае менять. И, кстати, туристам тоже. Ведь что посещает российский турист, например, в Пекине: Запретный город, старую красивую улицу и затем едут на рынок. Но это далеко не весь Китай. Китай это университеты, это концертные залы, это высокая культура. Нужно посмотреть на Китай другими глазами…
В качестве примера – как в Китае относятся к нам, и как у нас относятся к Китаю. Один из наших проектов – Ассоциация туристических агентств Китая. Она была создана в прошлом году, подчёркиваю, для работы в России. Этой Ассоциацией уже выкуплен блок на 5400 мест, на следующий планируется уже около 10 тысяч. Инициатор проекта господин Го Цин, проект реализуется совместно с компанией «ФорсажПлюс». Го Цин также сопредседатель Дома Дружбы. Он купил год назад турагентство, которое занималось организацией туризма россиян в Китай. Так вот, туристическое направление из России в Китай оказалось невостребованным. А вот из Китая в Россию – востребовано. Россия интересна китайцам. И в каждой туристической группе есть 2-3 предпринимателя, которые едут в Россию, чтобы узнать, где и на чём можно заработать, как и где найти партнёров. Обращаются, в том числе, и к нам. Туризм – отличная база для начала поиска деловых контактов.
И другой пример: недавно ко мне обратилась крупная российская компания. Они хотят построить большой логистический хаб и ищут заинтересованного китайского партнёра. И присылают нам проект мелким убористым почерком на русском языке, почти 100 страниц. Ну, что мы с этим будем делать? Как мы это покажем китайским партнёрам? Его же нужно представить на китайском языке. Ну, вот почему это происходит? Нетрудно же найти информацию о том, в каком виде нужно презентацию представлять… Так что, относительно советов, данных в той статье, - они стали ещё более актуальными.
C.: Кроме изменения неправильного представления о Китае, на что нужно обратить внимание российским предпринимателям?
М.С.: На верный выбор направления. Вы знаете, что до 98% инвестиций в Россию идёт из северных районов Китая – Синьцзян-Уйгурский, Хэйлунзцян, и так далее. Эти регионы традиционно близки к России, и при этом мы их знаем плохо. Почему-то многие бизнесмены ищут партнёров на юге Китая, что похоже на анекдот, в котором человек ищет потерянные ключи там, где светит фонарь, а не там, где они потеряны. Столичному региону, Пекину, мы интересны с политической точки зрения, но не с экономической. Малый и средний российский бизнес должен ориентироваться на север Китая.
C.: Вы сказали о том, что Китаю интересна Россия, что сюда приезжают китайские предприниматели. С какими проблемами они сталкиваются, когда пытаются вести бизнес?
М.С.: На российском Дальнем Востоке говорят, что китайцы «скупают» или «скупили весь лес». Эта ситуация возникла потому, что администрация на местах не определяет правовое поле, в котором должны действовать китайские предприниматели. Эта же ситуация с другой стороны приводит к тому, что, как говорят многие из знакомых мне китайских партнёров, в России любой полицейский может подойти и в чём-то их обвинить.
C.: Но сами китайцы готовы идти в правовое поле?
М.С.: Да, они готовы идти в правовое поле, но нужно его создать сначала. Вот на недавней конференции в Сочи один депутат Госдумы рассказал о том, что сейчас разрабатывается законопроект о защите инвестиций, так китайцы только об этом потом и говорили, - именно это главное. Не создавая чётких правовых рамок, не защищая инвестиции, мы привлекаем как раз авантюристов, искателей фортуны и лёгких денег, а не серьёзных бизнесменов.
C.: Вернёмся к российскому бизнесу. Российский экспорт в Китай: какие здесь организационные трудности (мы говорим о малых и средних предприятиях)?
М.С.: Недавно обратилась компания, они хотели бы продавать иван-чай в Китае. Их бюджет около 2 млн. рублей. На эти деньги они могут принять участие двух-трёх выставках и результата не добиться, просто потеряют деньги. Поэтому единственным выходом для малого и среднего бизнеса для проникновения на китайский рынок является объединение, создание ассоциаций, как это, кстати, делают и китайские и японские компании при выходе на внешние рынки. У больших компаний таких проблем нет, если вы приходите в Китай и берёте техники на 100 млн. евро, то китайцы сами всё сделают. А путь малого и среднего бизнеса только такой – консолидация усилий, создание групп, активное продвижение в интернет, работа с китайскими СМИ и российскими экспатскими медиа.
C.: Как вы считаете, всё-таки, российский бизнес становится ближе к осознанию правильных действий в установлении контактов с китайским бизнесом?
М.С.: Да, постепенно это происходит. К нам еженедельно приходят 1-2 запроса из регионов о помощи в контактах с Китаем. Сейчас аккумулируется опыт как позитивный, так и негативный, накапливается некая критическая масса знаний, которая неизбежно перейдёт в качество. Тут нужно вот что заметить: существует много примеров удачных по выходу российских компаний на российский рынок, а ещё больше неудачных. Но в то же время о неудачных примерах рассказывают много и громко, а про удачные примеры все молчат. Удачливые российские предприниматели говорят: «Нам хорошо, но зачем нужно, чтобы об этом узнали другие?» А если случается нечто, подобное известному проекту продажи российской одежды на Ali-Express, то об этом становится широко известно. Хотя ведь это тоже очень полезный опыт: это был тест-драйв, который позволит узнать, в чём была ошибка.
C.: А в чём была ошибка?
М.С.: С моей точки зрения ошибка всё та же – неверное представление о Китае. В России почему-то решили, что одежду российских брендов в Китае нужно продавать дороже, чем в России. Почему так решили? В Китае множество собственных брендов, насыщенный рынок…
Рано или поздно весь путь от начала до конца, до успеха в Китае, пройдёт российская компания, которая не захочет молчать. Сейчас этот путь будет легче, потому что у нас дешёвый рубль и способствует политическая ситуация, «Разворот на Восток».
Есть такая игра, го. По правилам этой игры нужно захватывать территории соперника. Вот российскому бизнесу нужен пример эффективного продвижения какой-то компании в качестве плацдарма, с которого начнётся мирный, экономический «захват» территории, мирная экспансия российского бизнеса в Китай.
C.: Но у них тоже есть интерес к России. Если рассматривать с точки зрения игры го – кто будет быстрее? Они или мы?
М.С.: У Китая есть фора – они развивали бизнес 15 лет, тех самых, когда в России были средства от нефти, и мы эти 15 лет ничего не делали. Мы покупали у них, а нам китайский рынок был не нужен. Поэтому да, у них фора. Но особенность китайского бизнеса в его неспешности. Они работают медленно, обстоятельно, осторожно. А российский бизнес быстрый, мы умеем рисковать, у нас жёсткая конкурентная среда, в которой выживает самый сильный. Так что в стратегическом смысле условия равные.
C.: Как вы оцениваете «Разворот на Восток» и что будет, если он неожиданно закончится?
М.С.: Быстрого разворота в Китай не получилось. Но нет повода ждать его окончания. Мне очень импонирует то, что сейчас происходит в отношениях между Россией и Китаем. Но есть то, что нас будет объединять всегда независимо от политики: самая протяжённая сухопутная граница, долгая история экономических отношений, это всё не сиюминутная конъюнктура, а объективная историческая необходимость. Не вижу никаких причин сейчас и в перспективе для изменения отношений с Китаем. В этом мире Россия для Китая - важный стратегический партнёр.
C.: Спасибо за беседу.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Дорогие друзья!

От всей души поздравляем вас с Днем Великой Победы!

Этот праздник — символ мужества, стойкости и единства, которые помогают преодолевать любые трудности. Именно эти качества лежат в основе нашей работы: мы строим логистические мосты между странами, обеспечивая бесперебойные поставки даже в сложных условиях.

Спасибо вам за доверие и совместную работу. Благодаря вам мы каждый день доказываем, что расстояния и границы — не преграда для надежного партнерства.

Желаем вам крепкого здоровья, процветания и новых достижений. Пусть ваш бизнес развивается, а все грузы приходят точно в срок!

 
Анатолий Якимов
Экспорт
Российский шоколад завоевывает Китай: экспорт «Аленки» и «Коровки» вырос в 2 раза с 2000 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Генеральный директор Российско-китайского инвестиционного фонда регионального развития (РКИФРР) Рустам Темиргалиев заявил о том, что российские кондитерские бренды, такие как шоколад «Аленка» и конфеты «Коровка», стали невероятно популярны в Китае. В интервью телеканалу «Россия 24» он отметил, что спрос на эти товары продолжает расти.

Анатолий Якимов
Российский экспорт филе рыбы в Китай: глубокая переработка растет
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В первом квартале 2025 года Россия увеличила экспорт рыбного филе. Рост составил 72%, в стоимостном выражении, превысив 140 миллионов долларов США. В основу экспорта входят филе и фарш минтая – более 70% от объема, а также филе трески – 17%. Поставки филе минтая выросли на 85%, до 102 миллионов долларов США, филе трески – на 51% – до 24 миллионов долларов США. Крупнейшими покупателями стали Республика Корея и Китай, при этом экспорт в Корею вырос на 65%, а в Китай – в 2,5 раза. Об этом сообщили в Федеральном центре развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства России «Агроэкспорт».

Анатолий Якимов
Импорт из Китая без риска: инструменты для проверки контрагентов
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импорт из Китая остается важным направлением для российского бизнеса, открывая доступ к выгодным ценам и огромному ассортименту товаров. Однако сотрудничество с китайскими поставщиками связано с рисками, такими как поставка некачественной продукции, несоответствие стандартам ЕАЭС, задержки и недопоставки. Чтобы минимизировать эти риски, предпринимателям рекомендуется использовать специализированные сервисы для проверки надежности контрагентов.

Анатолий Якимов
Сибирь наращивает поставки леса в Китай: рост экспорта пиломатериалов и целлюлозы
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт обработанной древесины из Сибири в Китай продолжает расти, демонстрируя устойчивую динамику в 2024 году и в первом квартале 2025 года. По данным Сибирского таможенного управления, в первом квартале 2025 года доля обработанной древесины в общем объеме экспорта из Сибирского федерального округа достигла 97%, что выше показателя аналогичного периода 2024 года на два процента.

Анатолий Якимов
Как Китай меняет автомобильный рынок России: новые технологии Changan
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В конце 2024 года китайский автопроизводитель Changan в Чунцине открыл ультрасовременный завод, оснащенный более чем 1 400 промышленными роботами и интегрированный с технологиями 5G и искусственного интеллекта. Завод площадью 77 гектаров рассчитан на выпуск до 280 000 электромобилей в год, включая модели Avatr 07, Deepal S05 и Changan Nevo E07. Солнечная электростанция мощностью 36 мегаватт покрывает до 19% энергопотребления предприятия, что снижает углеродный след.

Анатолий Якимов
Лев Решетников: Новосибирская область расширяет торговую связь с Китаем через пилотный проект в Циндао
Фото с сайта unsplash.com

В Новосибирской области открылась уникальная возможность для местных компаний бесплатно представить свою продукцию на шоуруме на территории Пилотной зоны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в городе Циндао (Китай). Это часть программы по развитию международного сотрудничества и поддержке экспортных возможностей региона.

Анатолий Якимов
Китай наращивает закупки подсолнечного масла из Сибири: экспорт вырос в 5 раз
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2024 году из Сибирского федерального округа в Китай экспортировали 81 тысячу тонн подсолнечного масла. Это 79% от всего объема экспорта в регионе. По сравнению с 2023 годом объемы выросли в 5 раз, а общий экспорт из Сибири достиг 102 тысяч тонн. Об этом сообщили в ФГБУ «ЦОК АПК».

Анатолий Якимов
Более 55 тонн зараженных овощей и фруктов не прошли фитоконтроль в Забайкалье в 2025 году.
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 28 по 30 апреля 2025 года в Забайкальском крае специалисты филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна и плодоовощной продукции» выявили карантинных вредителей в 13 партиях импортных овощей и фруктов из Китая, общий вес которых 55,6 тонны. Среди обнаруженных вредителей — червец Комстока, трипс Пальма, западный цветочный трипс и южноамериканская томатная моль.

Анатолий Якимов
Китай вошел в тройку поставщиков мяса в Россию: экспорт вырос почти в четыре раза
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай в 2024 году резко увеличил импорт мяса в Россию, поднявшись с девятого на третье место среди крупнейших стран. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на данные платформы «ООН Comtrade» и национальных статистических порталов. Объем экспорта мяса из Китая в Россию вырос почти в 4 раза – до 125,8 миллиона долларов США, что составило 5,6% российского импорта мяса.