Калькулятор доставки

Итоги 2022 года в сфере международной логистики

Интервью
10.01.20230

Уважаемые коллеги, здравствуйте! В преддверии Нового года, чтобы подвести итоги уходящего мы пригласили эксперта внешне-экономической деятельности Дегтярёва Александра Викторовича, управляющего компанией «ВЭД Агент».

Александр Викторович, добрый день, мы зададим Вам несколько вопросов и начнём с одного из самых важных, наверное: чем же этот год Вам запомнился? И чем он знаменателен в истории международной логистики?

2022 год – это был на самом деле особый год для России, для российской логистики, и если сказать, что произошли большие изменения, то это ничего не сказать. Произошли тектонические и глобальные изменения. Как вы знаете, в начале 2022 года Россию покинули крупнейшие морские линии, было закрыто авиасообщение с европейскими странами, с американскими странами, в частности, с США, и рядом других стран, которые ввели против Российской Федерации санкции. Логистика перестроилась кардинальным образом: порты Запада были закрыты, груз переместился в порты Дальнего Востока, и без того напряжённая обстановка в портах Дальнего Востока ещё более усложнилась и стала ещё более напряжённой. Поэтому 2022 год – это год таких глобальный изменений: курс доллара и евро к рублю то вырастал в 2 раза, то падал в 2 раза, вводилось 9 уже пакетов санкций Евросоюза в отношении РФ, ограничивался экспорт многих-многих товаров из этих стран в Россию, приходилось искать варианты и возможности импорта этих товаров в Россию через другие страны, экспорта ряда товаров из России в США, Канаду, страны Евросоюза через третьи страны. Всё, что выстраивалось десятилетиями, все логистические маршруты, все отношения, выстраивавшиеся десятилетиями с нашими западными партнёрами - они, по сути, в одночасье рухнули, и пришлось выстраивать новые отношения с китайскими логистическими компаниями и морскими линиями, с компаниями из Ирана, Пакистана, Индии. Это всё стало нашей новой реальностью в 2022 году.

А каким стал 2022 год для Вашей компании?

Для нашей компании 2022-й был одновременно и очень сложным, и очень успешным. Т.е. если мы берём 1-й квартал 2022 года, то, конечно же, был рост как количественных показателей, так и финансовых. Далее, 2-й квартал, начиная, может быть, с марта, это постепенное падение, можно сказать, дно в мае-июне, далее постепенный рост отгруженных контейнеров и грузов и выход на пик, наверное, в ноябре 2022-го. В этом году мы увеличили как финансовые, так и количественные показатели. Контейнерный оборот нашей компании достиг более 6 тысяч 20-футовых эквивалентов, мы оформили почти 2,5 тысячи таможенных деклараций, мы приняли только в последние полгода более 30 сотрудников дополнительно и перевыполнили все финансовые планы в 2022 году.

А вы можете рассказать, каким было самое важное решение, которое Вы приняли в этом году?

Наверно, самое важное решение в 2022 году было решение не отходить от установок и планов, которые были намечены в конце 2021 года. Т.е. понятно было, что будет тяжело, но мы ничего не меняли, мы решили следовать той стратегии, которую определили в конце 2021 года, одновременно, скажем так, становясь более гибкими. Т.е. цели не менялись, менялись лишь пути их достижения.

С какими трудностями вы столкнулись и как Вы их преодолели?

Трудности, наверное, начали формироваться тогда, когда морские линии стали экстренно уходить из России, стали застревать грузы на западном направлении в портах Европы. А грузы, которые мы доставляли на Дальний Восток через Maersk, тот же CMA, пришлось перенаправлять на новые китайские линии, т.е. необходимо было срочно искать альтернативные варианты для отправок грузов, благо, что в течение 2021 года мы провели такую подготовительную работу, и у нас уже был заключён ряд соглашений с китайскими морскими линиями, поэтому здесь мы, скажем так, более гладко прошли. Далее, когда международная торговля и логистика и, в частности, российская, начала переориентироваться с Европы на Китай, то количество заявок, которое начало поступать, в том числе и в нашу компанию, увеличилось в 3-4 раза, и с таким валом заявок мы сначала не справлялись, в связи с чем срочно пришлось набирать дополнительное количество сотрудников. И если у нас было около 54 человек среднесписочная численность на конец прошлого года, то сейчас уже почти 90 человек. Таким образом, мы достаточно сильно приросли в количестве. И это, конечно же, всегда трудности, сложности по поиску новых сотрудников, их адаптации, введении в должность для того, чтобы обеспечить нужное качество выполнения услуг для наших заказчиков.

Вы можете поделиться своими планами развития компании на следующий год?

Да, мы провели в конце 2022 года в ноябре корректирующую стратегическую сессию. В этом году мы открыли полноценный офис в Москве, появился у нас представитель и в Санкт-Петербурге. Мы и дальше планируем расширять географическое присутствие в портах России для того, чтобы оказывать сервис уже непосредственно своими силами в Новороссийске, Санкт-Петербурге. Далее мы планируем, скажем так, заключить соглашение с представителями в ряде стран Юго-Восточной Азии для того, чтобы предлагать выбор нашим клиентам с точки зрения как поставщиков товаров, так и поставщиков услуг. Т.е. дальше мы продолжим увеличивать товарооборот и через уполномоченного экономического оператора и увеличивать количество контейнеров, перевозимых через нашу компанию. У нас планы увеличить по сравнению с 2022 годом количество контейнеров в 2 раза.

А чего ожидать клиентам от Вашей компании? и какие новые продукты или инновации Ваша компания готовит для клиентов?

Мы хотим принципиально улучшить сервис предоставляемых услуг. Мы в этом году подходим к финальной стадии разработки личного кабинета наших клиентов, чтобы в режиме реального времени можно было отслеживать статус движения грузов, заявок наших клиентов, чтобы они могли делать это самостоятельно. И мы хотим уменьшить количество дней на предоставление отчётных документов. Сейчас у нас базовые 10 дней после доставки товара, но мы хотим выйти на 3 дня предоставления документов, т.е. кардинальным образом улучшить сервис взаимодействия с нашими клиентами. Принципиально новых продуктов, наверно, не будет, потому что так или иначе наши клиенты в-основном ориентированы на рынки Китая и Индии, и на этих рынках мы и дальше сосредоточимся, будем углублять и усиливать свои преимущества. Мы уже в этом году добавили определённое количество сотрудников в Китае, которые бы могли более оперативно оказывать сервис именно по Китаю, для того, чтобы максимально быстро доставлять грузы внутри Китая и решать какие-то нестандартные задачи, которые с этим складываются. Также мы планируем задействовать зарождающиеся маршруты через ОАЭ, уже действующие маршруты через Турцию и далее в Новороссийск и Санкт-Петербург, поэтому будем и дальше расширять сотрудничество с нашими китайскими партнёрами. И я надеюсь, что мы таким образом сможем диверсифицировать маршруты поставок и уйти от Дальнего Востока и от тех сложностей, которые там формируются, за счёт разных вариантов маршрутов доставки грузов. 

Расскажите, пожалуйста, чего ждать импортёрам из Китая в следующем году?

Я надеюсь, что в 2023 году всё-таки будут сняты жёсткие ковидные ограничения, и мы сможем, наверно, уже во втором полугодии 2023 года с меньшими ограничениями посещать Китай, более свободно, сможем наконец поехать на выставки в Китай искать новых партнёров. Далее, я думаю, что будут расширяться те самые маршруты доставок товаров из Китая. Очень надеюсь, что китайское правительство будет следовать своему пути и не ограничивать принципиальным образом экспорт китайских товаров в Россию, и таким образом Китай будет всё больше и больше становиться нашим значимым и наверно самым значительным партнёром во внешней торговле.

Какие риски для отрасли Вы видите в следующем году? Возможно, появятся новые?

Я думаю, что будет усиливаться контроль санкционных ограничений со стороны США и Евросоюза, и возможно, что те лазейки, которые сейчас есть ещё при импорте товаров в т.ч. из Китая через Турцию, Индию, могут быть закрыты или существенно ограничены. Далее, я надеюсь, что в 2023 году будут сняты ограничения на авиасообщение с Евросоюзом и взаимно Россией ЕС. Какие ещё риски .... есть ещё риск, который в 2022 году висел – отключение России от SWIFT. Всё будет зависеть, конечно, от того, как будет развиваться ситуация на Украине, но наши банки, по крайней мере, в отношениях с китайскими банками уже начинают более активно работать через систему сообщений CIPS Китайского Народного банка. И я думаю, что здесь мы нивелируем эту ситуацию. Тем не менее, риск отключения России от SWIFT есть. Также, к чему мы, скажем так, готовились осенью 2022 – это включение в санкционный список НРД (Национального расчётного депозитария), что наложит ограничение на расчёты в евро и долларах, и таким образом ограничит количество валют для международных расчётов – вот этот риск тоже есть, поэтому мы на сегодняшний день практически на 80 % перешли на расчёты в национальных валютах, избегая доллары и евро, но тем не менее доллар и евро ещё есть, так или иначе эти валюты ещё используются главным образом в расчётах со странами, которые пока не могут рассчитываться в национальных валютах – это и Корея, и Япония, и Сингапур, и т.д.

Александр Викторович, можете рассказать нашим читателям, как выбрать оптимальный маршрут для перевозки из Китая в 2023 году?

По опыту 2022 года, на весь год нельзя выбрать наиболее оптимальный маршрут. Необходимо мониторить ситуацию на том или ином направлении, в том или ином виде транспорте, поскольку есть такие «качели»: когда сложности в портах Дальнего Востока приводят к перетеканию грузопотока на железную дорогу, это формирует сложности на железной дороге, и обратно «перетекают» грузы на морской транспорт. В-общем, каждый раз, как только ситуация улучшается на одном виде транспорта, автоматически это ухудшает ситуацию на другом. Поэтому нужно работать с партнёром, который держит руку на пульсе, который постоянно мониторит ситуацию и знает ситуацию, которая формируется на том или ином участке, изнутри. Нужно перед отправкой груза связываться со своими логистическими партнёрами и уточнять текущую ситуацию, это раз. Второе, будьте внимательны с компаниями, которые не видят никаких сложностей и обещают сделать всё быстро, безболезненно, без каких-то задержек и вариантов форс-мажоров. В последние 3 месяца мы сталкиваемся с постоянными комментариями клиентов: «а другие могут и за 2 дня отправить по железной дороге» и т.п., но когда берёшь контакты этих компаний и начинаешь с ними разговаривать, то при более глубоких вопросах появляется на поверхности та ситуация, что в-общем-то, люди просто не владеют ситуацией, которая сформировалась на том или ином маршруте, поэтому будьте внимательны к таким заявлениями и к таким компаниям.

Какие позитивные тренды сейчас формируются или будут формироваться в 2023 году в сфере импорта из Китая?

Так или иначе мы преодолели какие-то опасения, боязнь китайских банков по работе с Россией. Сейчас меньше случается возвратов платежей из Китая, более охотно китайские компании переходят на юани, всё это, конечно, позитивные тренды в торговле с Китаем. Поскольку без взаиморасчётов нет торговли. А сейчас это становится всё более и более стабильным, взаиморасчёты в т.ч. в юанях, в первую очередь. Второе – что появляются новые маршруты логистические. Активнее начинает быть задействован порт Новороссийск, и появилось уже 6 примерно линий морских, которые предоставляют сервис из Китая в Новороссийск. Это снижает загрузку портов Дальнего Востока постепенно, также появляются первые контейнерные линии, которые выходят на маршрут в порт Санкт-Петербурга, и это тоже даёт определённые позитивные ожидания на 2023 год. Т.е. я надеюсь, что мы уйдем от сугубо портов Дальнего Востока и железной дороги через Казахстан и Забайкальск, и ещё будут всё-таки задействованы основные логистические маршруты - это порт Санкт-Петербурга, в т.ч. и по доставке опасных грузов. Сложилась крайне сложная ситуация, поскольку Дальний Восток ограничил приём этих грузов, и фактически сейчас варианты только доставки морским путём. Ну вот, увеличение количества линий, сервисов, морского транспорта, в т.ч. и российские компании крупные заявляют о появлении таких сервисов. Поэтому я надеюсь, что тот логистический коллапс, который сложился в конце 2022 года в торговле с Китаем, всё-таки будет преодолён.

Как член Общественного Совета при ФТС можете поделиться с нами, что ждёт импортёров в таможенной сфере?

В таможенной сфере ФТС реализует стратегический план развития «2030». Это переход от электронной таможни к интеллектуальной - в 2023 году будет запущен Центр обработки данных ФТС. Это повысит как скорость обработки данных, так и надёжность системы ФТС. Также будут дополнительно привлечены мощности для увеличения, скажем так, автоматизации тех или иных процессов в обработке таможенных деклараций. Это должно привести и к увеличению количества авторегистраций. По итогам 2022 года уже почти 85% декларационного массива регистрируется в автоматическом режиме и примерно 34% деклараций выпускается автоматически. Центр обработки данных, который будет запущен в 2023, я думаю, позволит увеличить количество если не авторегистраций (их сложно увеличить – и так 85 %), то количество автовыпусков, я думаю, будет увеличено. И соответственно, будут перенаправлены ресурсы ФТС на постконтроль, т.е. когда машина будет уже без человека принимать решение по регистрации и выпуску декларации, то далее с этими декларациями будут работать на вторичном контроле уже люди и в т. ч. искусcтвенный интеллект, который планирует внедрять ФТС при увеличении вычислительных мощностей. Я думаю, что в 2023 году также продолжится содействие ФТС различному критическому импорту и импорту, связанному с проведением СВО.

И напоследок, что Вы хотите пожелать нашим зрителям в новом году?

В первую очередь, конечно, веры в себя, быть оптимистами, надеяться на лучшее, прилагать максимум усилий для того, чтобы вы могли справиться с любой ситуацией. И опыт нашей компании в 2022 году показывает, что несмотря на то, что, казалось бы, всё было сложно и, может быть, безнадежно в какой-то момент, мы продолжили идти выбранным путём, прилагали максимум усилий для того, чтобы справиться с этой ситуацией, и в целом, по итогам 2022 года, мы только усилились. Я предлагаю и желаю вам выбирать надёжных партнёров в 2023 году, поскольку, скажем так, ситуация будет способствовать этому, надеяться на профессионализм своих партнёров, диверсифицировать логистические маршруты, поставки, диверсифицировать торговых партнёров для того, чтобы снижать риски. 2023 год – это год абсолютной неопределённости, никто не знает, что будет в этом году. Поэтому наша задача - максимально разложить риски по максимальному количеству корзин. Ну и, как я уже говорил, продолжать верить в себя и идти своим путём.

Александр Викторович, спасибо, присоединяюсь к Вашим пожеланиям, с наступающим Новым годом! 

С наступающим Новым годом! Успехов вам и здоровья!

 

 

 

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными публикациями.

БЫСТРАЯ ЗАЯВКА НА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

и другие ВЭД-услуги
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Нажав кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку моих персональных данных. С условиями обработки персональных данных, изложенными на сайте chinalogist.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Комментарии

Ваш комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Читай новости первым
Скрыть