Слово Эксперта
Экспорт

В Китае золотая лихорадка по куриным лапам

Почему экспорт курятины в Китай буксует?

Протоколы между КНР и РФ, разрешающие взаимные поставки замороженного мяса птицы, подписаны еще 7 ноября 2018 года. Однако экспорт куриных лап на китайский рынок стартовал только весной 2019 года — в мизерных для этого рынка объемах. Большинство аккредитованных экспортеров не реализовали право на экспорт. Попробуем разобраться, почему.
Недавно я столкнулась с реалиями экспорта курятины в Китай из Западной Сибири. Только три птицефабрики из 44 предприятий, фигурирующих в реестре, расположены за Уралом. Есть в этом списке как птицефабрики, так и предприятия хранения. Непонятно, зачем нужны последние, ведь отгрузки обычно происходят со склада производителя, после чего груз везут на погранпереход или в порт. Проверку качества продукции тоже проходит производитель. Зачем в этой схеме промежуточное звено — неясно. Тем более что уже есть торговые компании-посредники, правда, их пока мало. Они забирают продукцию со склада аккредитованного производителя, загружают ее в фуру, увозят в морской порт, там перегружают в контейнер, после чего отправляют в Китай. Две сибирские птицефабрики таким образом уже отправили продукцию в КНР. Первая птицефабрика — два контейнера лап, которые пока еще не доехали до Китая. У второй птицефабрики лапы уже пересекли границу. Оба предприятия вышли на экспорт через российских посредников.
Если на птицефабрику приходит китайский покупатель, это всегда будет посредник. Что нормально для КНР. В Китае три категории покупателей куриных лап: оптовые компании, торговые сети и фабрики закусок из куриных лап. Все эти предприятия закупают товар у посредников — импортно-экспортных компаний.
Поэтому если на визитке китайского покупателя написано «импортно-экспортная компания», нельзя бояться и думать: «Зачем мне нужны перекупщики?!». Для Китая это единственно возможный вариант. Перед вами может сидеть топ-менеджер очень крупной компании, закупающей различную продукцию сотнями тонн, имеющей подвязки в Главном таможенном управлении КНР и профессионально занимающейся закупками товаров в России. В отличие от конечных покупателей. Оптовикам, сетям и фабрикам в Китае не нужно вникать в тонкости ВЭД. Они ничего не знают о том, как импортировать, какие документы для этого нужны, как осуществлять внешнеторговую сделку и т.д. У них нет собственного отдела ВЭД, и они в принципе не хотят заниматься закупками продукции за границей. Зачем? Если есть импортно-экспортные компании, которые делают это профессионально.
Подобные компании нужны и в России. Потому что российские производители, которые впервые выходят на экспорт, тоже ничего об этом бизнесе не знают, ничего не умеют, у них нет ВЭД-отделов, они путают условия Инкотермс и т.п. За экспорт у них отвечает, в лучшем случае, коммерческий директор. А чаще это любой другой сотрудник. Например, специалист по качеству продукции. В любом случае, это не ВЭДовец.

Почти все случаи экспорта российской курятины в Китай ― поставки куриных лап.

Куриные лапы в Китае называют «ножками Феникса». Здесь это традиционная закуска, деликатес. Лапы жарят, маринуют, тушат, варят — рецептов множество. Китай — крупнейший покупатель куриных лап в мире. Долгое время на рынке экспорта лап в Китай лидировали США, которые практически закрывали весь рынок. Но началась торговая война и импорт лап из США прикрыли. Свято место не осталось пусто: на рынок экспорта куриных лап пришли страны ЮВА, Индонезия, Австралия, Бразилия. Бразилия сегодня — поставщик курятины в Китай номер один. Те объемы, в которых Бразилия поставляет лапы на китайский рынок, и те объемы, которые сейчас готова дать Россия ― небо и земля. Наши возможности значительно скромнее. Бразилию нам не переиграть. Хотя бы потому, что китайцы гораздо дольше работают с Бразилией и реестр аккредитованных на экспорт предприятий там намного длиннее.
Средняя птицефабрика в России производит 80-100 тонн лап в месяц. Притом что в Китае небольшая фабрика по производству закусок потребляет 25 тонн в месяц. А средняя фабрика — уже 80 тонн. То есть производство лап одной российской птицефабрики может удовлетворить запросы одного среднего завода в Китае.
Рынок этот пока еще молодой, сырой. Российские предприятия раньше не занимались экспортом курятины. Максимум, что у них было до этого ― поставки в Казахстан или в Белоруссию. Но, как понимаем, это не совсем экспорт, так как у нас единое таможенное пространство. У некоторых птицефабрик был опыт поставок в Китай — но это были черные поставки через Вьетнам. И сами птицефабрики к организации этого экспорта не имели отношения: приезжали ребята с фурами и забирали груз. То есть, по большому счету, опыта нет. Птицефабрики не готовы вести международную торговлю, не знают, какие документы необходимы, как выбрать покупателя, как выстроить систему продаж и т.д.
А теперь посмотрим на ситуацию из Китая. Там сейчас ажиотаж, настоящая золотая лихорадка по поводу закупок куриных лап в России. Я была на российской птицефабрике, которая только планирует получить допуск на экспорт в Китай. Пока этого предприятия еще нет в реестре. И, тем не менее, каждый день к ним поступают 2-3 запроса по лапам от китайских компаний, приезжают до 5 китайских делегаций в неделю для встречи с руководством. На птицефабрике удивляются: откуда они о нас узнали? «Нам же еще не дали допуск, а китайцы уже выстроились в очередь за куриными лапами, все хотят быть нашими покупателями». Пока эта птицефабрика еще только ждет в гости китайские контролирующие органы. Проверку Россельхознадзора она прошла в мае, ее результаты переданы в Китай. Который пока молчит.

«Как вырастить курицу с четырьмя лапами и большим-большим сердцем?»

Почему в Китае такой бешеный спрос именно на российские куриные лапы? Логика проста: китайцы думают, что, так как в России куриные лапы никто не ест, то и купить их здесь можно будет за копейки. А что происходит на самом деле? Ажиотажный спрос сформировал неожиданные ценник и предложение. Птицефабрики, получая от китайцев тысячи запросов по лапам, посчитали, что продавать их в Китай нужно не по той цене, по какой они продают их в России. Оптовая цена 1 кг куриных лап — 20 руб. Розничная цена — 45-48 руб. А экспортная цена — 150 руб. Это больше, чем цена за цельную тушку цыпленка (около 130 руб. за кг). Птицефабрики сегодня ищут покупателей по принципу тендера: лапы получит тот, кто предложит самую высокую цену. Они собирают заявки и раз в три недели проводят тендер.
Высокая цена — только первый момент. Второй заключается в том, что одни только лапы птицефабрикам продавать неинтересно. И они добавляют новые условия в тендер. Например, если вы хотите взять контейнер лап, то покупайте «в нагрузку» еще бедро или голень. 50 на 50. Так, представитель крупнейшего птицеводческого холдинга, четыре предприятия которого аккредитованы на экспорт куриного мяса в Китай, рассказал мне об условиях своего тендера. Минимальный заказ — внимание! — 800 тонн продукции в месяц. Только при этом условии они заключают контракт с покупателем. Заметим, что из частей курицы китайцев помимо лап интересует еще средняя часть крыла. И все. А им предлагают покупать курятину на условиях, когда 60% составляют бедра и голень, и только 40% — средняя часть крыла и лапы. Пропорции не обсуждаются, цены тоже. Хотите заключать контракт — заключайте его только на этих жестких условиях. При этом цены на 1 кг лап на разных птицефабриках колеблются от $1,9 до 2,8 (на условиях CIF). Других условий не найти, так как птицефабрики хорошо знают рынок.
Те же бедра и голени китайцам не нужны. Золотая лихорадка разгорелась именно по лапам. На втором месте средняя часть крыла, на третьем — субпродукты: прежде всего, сердца. Как смеялся один из представителей птицефабрик: «Мы сейчас думаем, как вырастить курицу с четырьмя лапами и большим сердцем». Специально для Китая.
При этом отношение к китайским покупателям практически везде ― очень плохое. «Вы нас достали, у нас лежит уже тысяча заявок, а еще и вы приехали». Пробиться наверх сложно. На одной птицефабрике нас и вовсе не пропускали на территорию: мы с китайским клиентом 40 минут стояли на КПП, несмотря на предварительную договоренность.
Качество нашей продукции тоже часто плачевное. Так, по требованиям Китая процент лома куриных лап должен быть не больше 5%, а на наших птицефабриках он доходит до 35%. Кожа черная, лапы синие, кутикула не очищена. Такие лапы в Китае попадают в категорию B, в то время как цена на них в России — такая же, как на идеальные лапы категории А из Бразилии. Нетрудно предположить, что скоро китайцы излечатся от золотой лихорадки. И экспортеры вынуждены будут менять условия и цены. Но это уже другая история. А пока российские птицефабрики чувствуют себя на этом рынке королями.
Автор: Анна Андрющенко
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайского картофеля в Россию – не трагедия
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импорт картофеля из Китая в Россию в 2024 году вырос в 4,2 раза, однако это не представляет угрозу для российского рынка, считают эксперты Картофельного союза. За восемь месяцев 2024 года поставки из КНР составили 144 тысячи тонн, уступая по объему только Египту.

Анатолий Якимов
Логистика
Новые правила для транзита через Забайкальск улучшили контроль и движение грузовиков
Фото с официального сайта ФГКУ Росгранстрой

В Забайкальском крае состоялось рабочее совещание по развитию электронной очереди на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск». Заместитель руководителя ФГКУ Росгранстрой Иван Беломестнов вместе с представителями Читинской таможни, Пограничного управления ФСБ, региональными властями и транспортной прокуратурой обсудили эффективность функционирования системы электронной очереди и меры против злоупотреблений.

Анатолий Якимов
Импорт
Производители чая и кофе просят отсрочку введения маркировки «Честный знак»
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Крупные игроки рынка чая и кофе выступают с просьбой сместить сроки обязательного внедрения маркировки «Честный знак», опасаясь сбоев поставок и роста себестоимости продукции. Ассоциация «Росчайкофе» направила в Минпромторг письмо с предложением продлить эксперимент до конца 2025 года и поэтапно внедрять идентификацию, учитывая специфику упаковок. В ведомстве уверены, что маркировка повысит прозрачность рынка и снизит долю фальсификата без значительного роста цен.

Анатолий Якимов
Импорт
Взаимодействие с Китаем: главные правовые вопросы и рекомендации юриста
Фото из личного архива Александра Казуся

Взаимодействие с китайскими партнерами может проходить по различным направлениям, и китайские партнеры могут быть из различных регионов Китая. В то же время есть определенные нюанс в юридической работе с Китаем, единые для каждого случая. Об этом ChinaLogist рассказал управляющий партнер юридической компании «Соничев, Казусь и партнеры» Александр Казусь.

Анатолий Якимов
Северный морской путь: Китай поддерживает совместное развитие с Россией
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Китае подтвердили готовность к совместному с Россией развитию инфраструктуры Северного морского пути, подчеркивая значимость арктического маршрута для международной торговли и сотрудничества. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство иностранных дел КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Бартерная торговля между Россией и Китаем набирает обороты на фоне санкций
Фото с сайта unsplash.com

Рост бартерных сделок между Россией и Китаем связан с попытками обхода санкций и снижением рисков для китайских компаний. Эксперты отмечают, что бартер чаще используется в сельхозсекторе, но сложный документооборот и переговоры сказываются на масштабах таких операций.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост серого импорта мотоциклов и скутеров: как таможня борется с незаконными поставками
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Таможня выявила масштабную схему незаконного ввоза мотоциклов и квадроциклов через ЕАЭС с уплатой в криптовалюте и переводами на карты физлиц. За восемь месяцев 2025 года из незаконного оборота изъяли более 4 тысяч единиц техники низкого качества, которая несет угрозу безопасности водителей.

Анатолий Якимов
Рост тарифов на грузоперевозки из Китая: чего ждать в сентябре–октябре 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Спрос на грузоперевозки из Китая в Россию к концу сентября 2025 года может вырасти примерно на 20% благодаря подготовке к национальным праздникам в КНР и «Черной пятнице» в России, говорится в совместном обзоре ПЭК и Группы компаний «Прометей». После полугодового падения тарифы на доставку начали демонстрировать рост, что отражает оживление импорта и изменение спроса на рынке логистики.

Анатолий Якимов
Рост импорта медицинского оборудования в Россию привел к открытию китайско-российский центр медицинских технологий в Шанхае
Фото с официального сайта Национального координационного центра международного делового сотрудничества

В Шанхае открылся первый китайско-российский центр сотрудничества по медицинским технологиям — новый импульс для развития двусторонней торговли и инноваций. Центр, расположенный в районе Пудун, станет ключевой платформой для ускорения регистрации и выхода китайского медицинского оборудования на российский рынок.

Анатолий Якимов
Снижение ключевой ставки ЦБ до 17% – что ждет экономику и импорт из Китая
Фото с официального сайта ЦБ РФ

Совет директоров Банка России 12 сентября 2025 года принял решение снизить ключевую ставку на 1 процентный пункт — с 18% до 17% годовых. Это уже третье снижение ставки в 2025 году: в июне она была снижена с 21% до 20%, в июле — сразу на 2 п.п. до 18%.