Павел Степаненко
Финансы

Не Китаем единым: куда уходят производства?

Как известно, чудес не бывает. Во всяком случае, экономических. Они, творящиеся в течение XX века в загадочной Азии, и поражавшие как неорганизованную Россию, так и расчетливый Запад, были в действительности итогом определенных условий и конкретных процессов. Когда эти условия изменялись, а процессы заканчивались, чудо развеивалось, как ему и положено.
В конце первого десятилетия «нулевых» все чаще стали звучать разговоры о том, что, в частности, китайскому «чуду» осталось недолго. Стремительное восхождение китайской звезды, обрушившее на весь остальной мир лавину продуктов made in China, и записавшее Поднебесную в ряды великих держав – всё это стало возможным благодаря нескольким факторам.
Конец китайского индустриального засилья
Во-первых, таковым фактором являлась ориентация КНР на экспорт. Во-вторых, привлечение Китаем на свою территорию большого количества иностранных промышленных производств. Наличие большого количества дешевых рабочих рук, недорогая аренда производственных площадей, развитая кластерная инфраструктура – все это обеспечивало то факт, что, обставляя свою квартиру стандартной мебелью из IKEA, рядовой житель земного шара часто видел рядом с фирменным логотипом стандартное же пояснение: made in China. И если бы только мебель! Одежда, автомобили, электроника фирм – столпов западной моды и индустрии – создавалось руками многочисленных безвестных китайцев. Икону ХХI века – надкушенное яблоко Apple – и ту стало возможным тиснуть в цехах Поднебесной.
Сегодня «на пятки» Китаю наступают другие страны ЮВА, в первую очередь – Таиланд и Вьетнам.
Но ситуация изменилась. Сегодня «на пятки» Китаю наступают другие страны ЮВА, в первую очередь – Таиланд и Вьетнам. Стоимость рабочей силы здесь сегодня дешевле, чем в КНР, льготы – больше. Целый ряд фирменных производств уходят с «мировой фабрики», либо к ее соседям, либо и вовсе – домой.
Не всё китайское – низкокачественное?
Начало поворотных процессов пришлось приблизительно на 2007 г. Тогда, с одной стороны, в общественном мнении США и Европы случилось очередное сильное колыхание на тему «китайское = некачественное». (Самый громкий скандал был связан с гибелью девочки, проглотившей произведенную в КНР игрушку, содержание свинца в которой многажды превышало норму, и последующим отзывом компанией Mattel почти двух десятков миллионов таких игрушек с американского рынка. Директор китайской компании-подрядчика тогда покончил с собой, а ситуация прогремела по всем западным телеканалам).

В планах развития экономики страны КПК сделала ставку на развитие внутреннего потребления, а не на экспорт.

С другой стороны, именно в это время партия запустила реформу промышленности, взяв плавный курс на новые приоритеты: внутреннее потребление, а не экспорт. Еще в 2005 г., когда курс юаня был «отвязан» от курса доллара, цены на экспортные товары стали расти, мало-помалу подтачивая представление о том, что «китайское = дешевое». Затем последовала отмена возврата НДС, чем ранее пользовались экспортеры. В тот же период произошел скачок и логистических издержек: поскольку контейнеры из Америки и Европы шли обратно в Китай пустыми, перевозчики стали все чаще обязывать экспортера оплатить перевозку «туда и обратно».
Не всё китайское - дешево
Поскольку желанный рост потребления требовал роста доходов, внесли изменения в трудовое законодательство: рабочие получили ряд социальных гарантий. Китайские зарплаты стали расти, а вот количество рабочих рук – уменьшаться. Почему?
Причина, лежащая на поверхности – старение населения. Именно сейчас вышло на рынок труда поколение закона «одна семья – одни ребенок». По сравнению с численностью работников предыдущего поколения, оно, конечно, намного меньше.
Текущий перенос производств в центр страны, с одной стороны, обеспечил тамошних жителей работой «рядом с домом», с другой – обусловил отток рабочих рук от других регионов, куда мигранты отправлялись на заработки традиционно.
Наконец, проблема дефицита рабочей силы носит организационный характер. Многие предприятия, ориентированные на экспорт, лишились своих работников в период кризиса и сокращения заказов – в 2008-10 гг., да так и не вернулись к прежней структуре. Плюс ко всему, как раз в конце «нулевых» бизнес китайским производителям подпортило и распространение в народе мобильной связи: стало настоящей тенденцией требовать повышения зарплат «как на соседней фабрике», информация о чем стала распространяться куда быстрее. «У каждого мигранта появился сотовый», - жаловались предприниматели.
В Китае, несмотря на численность населения, возник дефицит дешёвой рабочей силы.
«Великое переселение народов», наблюдаемое в Китае в период новогодних праздников, становится все масштабнее с каждым годом. Люди нужны – поэтому мигранты не держатся за свое рабочее место, как бы исповедуя принцип «новый год – новый завод».
Еще одна причина давления на экспортеров – экологические проблемы. Как уже было сказано, целью властей отнюдь не является выталкивание иностранных производств из страны: скорее, партия предпочла бы сдвиг их (вслед за отечественными) из прибрежных районов – в центральные. Тем, с одной стороны, требуются стимулы для развития, а с другой – экология их пока что в лучшем состоянии, чем современных промышленных. Экологическое законодательство применительно к восточным и южным районам планомерно ужесточается; комиссии – рядовое явление; а банкам запрещено выдавать кредиты на развитие там новых вредных производств. И, хотя передвижение целых кластеров – дело тяжелое и медленное, процесс пошел.
Не всё – китайское
Тогда, в 2008 г., «переброску» предприятий из КНР в другие страны задержал кризис. Но тенденция не исчезла, и продолжает себя проявлять параллельно развитию экономики.
Наиболее активно «бегут» из Китая американские производства, а в меньшей степени спешат это делать европейцы, особенно германские фирмы. Динамизм янки и немецкая основательность – налицо, хотя, пожалуй, не стоит исключать и более прозаических объяснений: стоимость рабочих рук в ЕС все же несколько выше, чем в Штатах.
Подобно тому, как некогда товарная экспансия Китая началась с одежды и обуви, сегодня эти производства первыми «переезжают» из КНР. Так, исход кроссовок Nike из Поднебесной начался еще несколько лет назад: в 2005 г. в КНР шилось более 40% обуви этой фирмы, но уже в 2012 доля сократилась лишь до 25%.

Каждая 5-я американская компания в КНР намерена вернуться домой.

Домой возвращаются производства Apple, Adidas, Philips General Electric и т.д. IKEA вдвое сократила заказы гардин у шанхайского поставщика, переориентировавшись на другие страны ЮВА и Пакистан, а также Болгарию. Символичен текущий «переезд» во Вьетнам «Самсунга», а вот Panasonic намерн совершить только внутрикитайскую миграцию, передвинув производство «плазмы» из Шанхая в Шаньдун.
Сентябрьское исследование Boston Consulting Group говорит: каждая пятая американская компания в Китае либо уже «возвращается домой», либо намерена сделать это в течение двух лет. Для сравнения, в начале года это намеревалась сделать только каждая десятая фирма.
«Мировой фабрике» на самом деле конец?
Конечно, перенос производств – дело нескорое; более того, это только тенденция. Китаю только пришлось начать делиться западными контрактами со своими соседями; роль самого могущественного азиатского фабриканта он, конечно же, сохранит. Многое зависит от специфики самих производств. Так, крупные способны перенести «переезд» и оправиться; для мелких предприятий он может оказаться губительным. Играет свою роль фактор сезонности: компании, пик продаж которых приходится на определенный период (например, производящие товары к школе), и сильно зависящие от четкости поставок, склонны рисковать в меньшей степени.
Конечно, перенос производств – дело нескорое; более того, это только интенция.
Не менее, чем транспортная инфраструктура, может оказаться важна производственная: так, во Вьетнаме неразвито производство бумаги, а следовательно, переносить сюда фабрики, делающие канцелярские принадлежности, не слишком-то выгодно. Китайские же территории – это удобные инфраструктурные кластеры. Не будем забывать и о том, что сама Поднебесная предстает все более удобным рынком сбыта, уезжать от которого смысла нет. Так что довольно часто производство не переносят из КНР целиком, а создают в других азиатских странах дублирующие мощности.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост тарифов и новые ограничения: что ждет импортные перевозки из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 15 августа в Китае вступают в силу новые регуляторные требования, которые усложнят логистику между Россией и Китаем. Теперь грузоотправители, без экспортной лицензии, не могут организовать отгрузку, что создает дополнительные расходы, особенно для небольших предприятий. Если расходы оплачиваются международными агентствами в размере 1–2% от стоимости груза, импортерам следует более тщательно проверять наличие реальных экономических трудностей у поставщиков.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российские бренды покоряют Китай: фестиваль-ярмарка «Сделано в России» состоится в Пекине 28-30 августа
Фото с сайта «Сделано в России»

Фестиваль-ярмарка «Сделано в России» пройдет в деловом центре Пекина с 28 по 30 августа. Мероприятие приурочено к празднованию китайского Дня влюбленных – Циси. Организаторы – Российский экспортный центр – ожидают, что в этом масштабном событии будут участвовать более 40 компаний из 26 регионов России, выпускающие свыше 500 наименований продукции: продукты питания, косметику, сувениры и изделия народных промыслов. Фестиваль-ярмарка будет проходить в торгово-развлекательном комплексе Solana ShoppingPark в Центральном деловом районе столицы Китая.

Анатолий Якимов
Экспорт
Россия наращивает экспорт леса в Китай: за полгода отправлено около 140 тысяч кубометров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За семь месяцев 2025 года в России выдали и переоформили более 6300 фитосанитарных сертификатов на экспорт лесопродукции. Инспекторы Россельхознадзора оценили качество пиломатериалов, деловой древесины и других лесоматериалов в общем объеме около 331 тысячи кубических метров, направленных в 12 стран, включая Китай, на долю которого приходится 42% этого объема или 139,2 тысячи кубических метра.

Анатолий Якимов
Фугглер и Вакуку – ответ китайской Лабубу: новые вирусные коллекционные игрушки в России
Коллаж из фото с сайта babycity.ee

Во второй половине июля в России резко вырос интерес к коллекционным игрушкам Фугглер и Вакуку. Продажи на маркетплейсах увеличились втрое, превысив 750 штук. При этом поисковые запросы выросли в 2,5 раза – с 1000 до 2500. Это связано с влиянием тренда на нестандартные «странные» игрушки, которые изначально стартовали с популярности куклы Лабубу.

Анатолий Якимов
Падение энергорынка и сложности поставок «заморозили» рост торговли между РФ и Китаем
Фото пресс-службы Западно-Сибирской железной дороги

В январе–июле 2025 года объем двусторонней торговли между Китаем и Россией сократился на 8,1% в годовом исчислении, составив 125,8 миллиарда долларов США. Импорт товаров из КНР в Россию сократился на 8,5% до 56,23 миллиардов долларов США, в то время как экспорт российских товаров в КНР сократился на 7,7% до 69,57 миллиардов долларов США. Такие данные приводит Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российская морепродукция в Китае: новые компании и рост экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российские компании регулярно экспортируют рыбную продукцию в Китай. В Поднебесной одобрили новые производственные объекты и суда из России, которые могут поставлять рыбу и морепродукты в страну. Объемы экспортируемой в КНР продукцию обеспечивают положительную динамику, несмотря на общие изменения на рынке.

Анатолий Якимов
Россия вошла в тройку крупнейших торговых партнеров крупного города Цинхай в 2025 году.
Фото: Baycrest/wikimedia.org

Россия по итогам первого полугодия 2025 года стала третьим крупнейшим торговым партнером китайской провинции Цинхай, расположенной на северо-западе КНР. Товарооборот между РФ и провинцией Цинхай достиг 260 миллионов юаней, уступив только Венгрии и Малайзии. Это обеспечило устойчивую стабильность экономических связей. Совокупный внешний торговый оборот за первые шесть месяцев года составил 3,59 миллиарда юаней — рост на 57,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорт увеличился более чем в два раза. Этот фактор позволяет Цинхаю занять лидирующие позиции в Китае по темпам роста внешней торговли и экспорта.

Анатолий Якимов
Китай сохранит лидерство среди торговых партнеров России в 2025 году
Фото пресс-службы ФТС России

В первом полугодии 2025 года товарный экспорт из России составил 195,5 миллиардов долларов США, что на 6% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. При этом импорт вырос на 1% и достиг 131,6 миллиарда долларов США. Об этом рассказал глава Федеральной таможенной службы Валерий Пикалёв в интервью РБК.

Анатолий Якимов
Экспорт российских консервированных огурцов в Китай составил 300 тысяч долларов США
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский экспорт консервированных огурцов и корнишонов в первом полугодии 2025 года вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С января по июнь из России вывезли 4,5 тысячи тонн консервированных огурцов на сумму свыше 5 миллионов долларов США. В стоимостном выражении увеличение составило 49%, годом ранее было 3,5 миллиона долларов США. Основными импортерами этой продукции стали Беларусь, Казахстан, Китай, Израиль и Абхазия. При этом Китай занимал третье место по стоимости закупок — около 300 тысяч долларов США.