
Рост товарооборота, усиление контроля и углубление торговых связей с Китаем стали важными трендами работы российских таможенных органов в первых трЕх кварталах 2025 года. Данные Дальневосточного, Сибирского и Уральского таможенных управлений свидетельствуют о значительном перераспределении внешнеторговых потоков в пользу азиатского направления, особенно в контексте сотрудничества с КНР.
Урал как центр экспорта с фокусом на Китай
В регионе Уральского таможенного управления объем внешней торговли за 9 месяцев вырос на 36% и достиг 11,8 миллиарда долларов США. При этом половина всего оборота — 50% — пришлась на Китай, что значительно опережает другие страны: Турция - 13%, Узбекистан и США - по 7%. Это подчеркивает трансформацию торговой географии региона в сторону Востока.
Экспортные поставки увеличились в 1,5 раза, а соотношение экспорта к импорту достигло 4:1, что говорит о высокой конкурентоспособности уральской продукции. Основные экспортные товары — металлы и изделия из них - 43%, продукция химической промышленности - 36% и машины с оборудованием - 9%, поставляемые в 96 стран мира.
Особое внимание привлекает рост импорта автомобилей физическими лицами из Китая — количество ввезенных ТС увеличилось с 517 до 1733 единиц, а таможенные платежи — в 2,5 раза. Это связано с изменением схем покупки через посредников и упрощением процедур ввоза, включая снижение утилизационного сбора с 2024 года.
Параллельный импорт также остается важным каналом поставок: объем товаров — свыше 71 миллионов долларов США, включая парфюмерию, косметику, одежду и электротехнику. Усиление контроля привело к выявлению более 10,7 тысячи административных нарушений и возбуждению 90 уголовных дел, из которых 67 — по контрабанде, в том числе 24 — по незаконному вывозу лесоматериалов.
Дальний Восток: логистические узлы и рост грузопотока с Китаем
Дальневосточное таможенное управление, включающее Бурятскую и Читинскую таможни, демонстрирует рекордные показатели по грузоперевозкам и контролю на границе с КНР.
Читинская таможня, контролирующая Международный и железнодорожный пункты пропуска «Забайкальск», остается центральным звеном в системе российско-китайской логистики. ЖДПП «Забайкальск» — крупнейший круглосуточный железнодорожный переход, через который за 9 месяцев оформлено свыше 11 тысяч составов с грузооборотом 16,3 миллиона тонн. Это подтверждает его статус главного железнодорожного коридора между двумя странами.
На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» оформлено 2775 транспортных средств для личного пользования — в 6 раз больше, чем годом ранее. В федеральный бюджет перечислено 1,336 миллиарда рублей, что свидетельствует о росте легализации ввоза авто и усиленном контроле.
На Читинской таможне зафиксировано 31 уголовное дело, в основном по задержанию золота, наркотиков и сильнодействующих веществ. Использование трех инспекционно-досмотровых комплексов позволило провести свыше 13 600 осмотров, выявив более 470 подозрительных объектов.
Бурятская таможня также отчиталась о росте: импорт увеличился на 21%, а поступления в бюджет — в 3,5 раза - свыше 428 млн рублей. Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы позволили провести 7165 осмотров, что привело к росту выявленных нарушений и возбуждению почти 2 тысяч административных дел.
Стратегическое значение: поддержка экспорта и развитие инфраструктуры
Накануне профессионального праздника – Дня таможенника России состоялась – рабочая встреча с полномочным представителем Президента в Сибирском федеральном округе Анатолием Серышевым с начальником Сибирского таможенного управления Александром Ястребовым и начальником Новосибирской таможни Константином Стародубцевым обсуждались перспективы развития таможенной инфраструктуры и поддержки экспорта. Отмечен рост товарооборота на 10%, увеличение числа деклараций на 5% и рост числа участников ВЭД на 2%.
Особое внимание уделено Новосибирской таможне, возглавляемой с 1 октября Константином Стародубцевым. Ее задачи — обеспечение бесперебойности грузопотоков, содействие экспортерам и поддержка инвестиционных проектов, включая научно-производственные кластеры.
Китай как стратегический партнер
Итоги 9 месяцев 2025 года показывают, что Китай стал доминирующим торговым партнером для Дальнего Востока, Сибири и Урала. Рост импорта, экспортного потенциала и логистической пропускной способности сопровождается усилением контроля и борьбой с контрабандой.
Развитие пунктов пропуска, таких как Забайкальск и Наушки, и внедрение современных технологий досмотра формируют устойчивую основу для дальнейшего роста двусторонней торговли. В условиях переориентации экономических связей на Восток, российские таможни играют ключевую роль в обеспечении безопасности и эффективности торговых коридоров с КНР.













