
Российские компании регулярно экспортируют рыбную продукцию в Китай. В Поднебесной одобрили новые производственные объекты и суда из России, которые могут поставлять рыбу и морепродукты в страну. Объемы экспортируемой в КНР продукцию обеспечивают положительную динамику, несмотря на общие изменения на рынке.
КНР официально включила в список поставщиков рыбной продукции четыре новых компании из России: рыбоперерабатывающий комплекс «Укинский», из колхоза имени Бекерева, Камчатский край, судно «Дебаркадер Р-79», принадлежащее ООО «Амурводресурс» из Хабаровского края, а также судно М-0003 «Александр Мироненко» и МК27434 «Капитан Соколов» собственники которых соответственно АО «Рыбпроминвест» и ООО «Таурус-1» – оба из Мурманской области. Регистрация производилась через китайскую систему CIFER, которая контролирует импорт и безопасность рыбопродукции. На сегодняшний день доступ к китайскому рынку имеют 922 российских поставщика холодной и мороженой рыбы и морепродуктов.
В 2024 году общий объем экспорта рыбы м морепродуктов составил около 1,1 миллиона тонн — это на 13% меньше, чем в 2023 году. При этом по сумме экспорта наблюдалось снижение на 5%, примерно до 2,7 миллиарда долларов США. Однако, несмотря на средние показатели, заметно вырос экспортный объем продукции с более высокой степенью переработки, включая минтайное филе и сурими, а также премиальной продукции, например, живого краба. Экспорт ракообразных в денежном выражении вырос на 7% и достиг 1,3 миллиарда долларов США, а в естественном выражении — около 83 тысяч тонн. По экспортным поставкам лидируют минтай, треска и сардина.
В первом полугодии 2025 года российский экспорт рыбы и морепродуктов в Китай продолжил расти: за январь–март объемы поставок увеличились на 12% в денежном выражении по сравнению с тем же периодом 2024 года, достигнув 420 миллионов долларов США. Это связано с расширением квот, оптимизацией логистики и спроса со стороны китайских потребителей на российскую экологически чистую и конкурентоспособную продукцию.
Таким образом, несмотря на небольшое снижение общего объема экспорта в 2024 году, российские компании укрепляют свои позиции на рынке Китая, увеличивая число одобренных поставщиков и улучшая структуру производства с акцентом на качественные полуфабрикаты и деликатесы.