
В январе–июле 2025 года объем двусторонней торговли между Китаем и Россией сократился на 8,1% в годовом исчислении, составив 125,8 миллиарда долларов США. Импорт товаров из КНР в Россию сократился на 8,5% до 56,23 миллиардов долларов США, в то время как экспорт российских товаров в КНР сократился на 7,7% до 69,57 миллиардов долларов США. Такие данные приводит Главное таможенное управление Китая.
Одним из ключевых факторов снижения товарооборота стало снижение стоимости нефти и других энергоносителей на мировом рынке. Так, стоимость поставок российской нефти в КНР за январь-май 2025 года снизилась на 16% при сокращении физических объемов на 11%, а цена на уголь снизилась на 29,5%.
Еще один фактор – ведение санкций, что осложнило финансовые расчеты между странами. Это привело к ограничениям на перевозку российских грузов морем.
Кроме того, в России снизился спрос на товары из Китая, особенно на автомобили, электронику и технику. Ввоз легковых автомобилей из Китая в Россию в первом полугодии 2025 года рухнул на 59%, грузовиков — на 83%. В тоже время в КНР снизились объемы спроса на энергоресурсы. Это связано с замедлением роста промышленного производства.
Однако не все так плохо. Таможенники Китая отмечают, что растет доля экспорта российских металлов и руд, алюминий +50%, медь +91%, никель — двукратный рост за январь–апрель. Тем не менее, этого недостаточно, для компенсации снижения доли нефти и газа.
И, наконец, сильный рубль и программа импортозамещения в России делают китайскую продукцию менее конкурентоспособной. В связи с этим, часть китайских автопроизводителей переводит выпуск автомобилей на территорию РФ.
В 2024 году двусторонний товарооборот вырос лишь на 1,9% – до 244,8 миллиардов долларов США после рекордного скачка на 26% в 2023 году.
В первом полугодии 2025 года падение товарооборота было более стремительным: российский экспорт в Китай сократился на 9,6%, до 59,32 миллиарда долларов США, импорт в Россию из КНР сократился на 8,4%, до 47,16 миллиарда долларов США.