
Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.
Компании из КНР поставят в Россию объем техники, сравнимый с годовым спросом. Такое предположение высказали эксперты портала «КоммерсантЪ». Это приведет к усилению уже возникшего кризиса, связанного с высокой затоваренностью складов и падением рентабельности отечественных производителей. Однако есть и плюс – снижение цены на специальную технику.
В 2025 году импорт строительной техники в Россию вырос на 37%, при этом китайские машины занимают долю 68%. Такую информацию предоставил Росстат. Наибольший рост импорта отмечают в поставках экскаваторов, экскаваторов-погрузчиков, бульдозеров, фронтальных погрузчиков и автокранов. По данным «Росспецмаша», некоторые виды техники на складах дистрибьюторов уже накопились в объеме, достаточном для годового потребления. По оценке лизинговых компаний, общий запас спецтехники в России насчитывает 5–7 тысяч единиц. Российские производители – например, компания «Четра» – предупреждают о рисках банкротства среди дилеров и дистрибьюторов, в том числе из-за конкуренции с поставками китайских брендов.
Эксперты отмечают, что китайские производители работают с небольшой прибилью, с учетом масштабов производства и государственной поддержке. В результате цены на российскую спецтехнику в 2024 году уже упали на 30%, а по прогнозам снизятся еще на 10–15% в 2025–2026 годах. В настоящее время около 70% рынка дорожной строительной техники в России занимают китайские бренды, включая SANY, XCMG, LiuGong, Zoomlion, Shantui и Lonking.
При этом, эксперты уверены, что в 2025 году будет наблюдаться постепенный рост доли российских производителей спецтехники благодаря инвестициям в металлопрессование и производство современных кранов и подъемников. Однако главной проблемой остается высокая ставка ЦБ, которая влияет на закупку станков и развитие производства.
В условиях затоваренности и дальнейшим снижением продаж, ожидается падение рынка на 30–35%. При этом китайские компании продолжают регулировать свое присутствие, используя новое оборудование, включая электрифицированные модели с запасом хода более чем на 8 часов и цифровые инновации, ориентированные на российские условия и требования.