Елена Венгерская
Финансы

Хэйхэ и Благовещенск хотят объединить в агломерацию

Проект трансграничной агломерации «Благовещенск – Хэйхэ» представили китайским инвесторам. Об этом сообщает пресс-служба мэрии Благовещенска.
Идея трансграничной агломерации «Благовещенск – Хэйхэ» впервые была обнародована на прошлогоднем форуме АмурЭкспо в Приамурье. Тогда китайские предприниматели заинтересовались проектом. Это уникальная идея экономического и социального объединения двух соседних городов. Если проект будет реализован, на российско-китайской границе будет создан не имеющий аналогов в мире транспортно-логистический и экономический центр.
На всем протяжении российско-китайской границы этот регион — единственный, где близкими соседями являются крупные города, а не малые населенные пункты. Расстояние между Благовещенском и Хэйхэ — всего 800 метров. Их разделяет только Амур, по фарватеру которого проходит граница. Скоро будет сдан автомобильный мост Благовещенск-Хэйхэ, который станет сердцем агломерации.
В агломерацию войдут китайский Хэйхэ, российский Благовещенск и села Благовещенского района: Каникурган, Чигири и Верхнеблаговещенское. Первоначальная численность населения агломерации — 453 тыс. человек (211 тыс. с китайской стороны и 242 тыс. — с российской), с очень быстрым ростом до 550 тыс. человек. К 2050 году население вырастет до миллиона человек. К 2025 году пропускная способность главного моста составит 1,9 млн человек и 4 млн тонн грузов в год. На обоих берегах возле моста будут созданы транспортно-логистические комплексы. К 2050 году оборот розничной торговли может составить 422 млрд рублей. Важными транспортными узлами станут обновленный аэропорт «Игнатьево» и китайский аэропорт «Айхуэй», расположенные в 40 км друг от друга. Можно будет быстро переезжать из одного аэропорта в другой и добираться в любую точку России или Китая. Объединение аэропортов упростит перевозку грузов.
Уже начато строительство уникальной канатной дороги Благовещенск – Хэйхэ с пассажирским терминалом на набережной. Когда она будет сдана, можно будет добираться из одного города в другой менее чем за 5 минут.
Агломерация предполагает введение особого визового режима. Сейчас граждане Хэйхэ должны получать визу для въезда в Благовещенск. После получения Благовещенском статуса свободного порта будет введен упрощенный въезд для них — с возможностью пребывать на территории города до 8 дней. Ожидается, что благодаря этому к 2050 году ежегодный трансграничный турпоток превысит 1,5 млн человек в год. Статус свободного порта также предполагает беспошлинный и безналоговый режим, что позволит создать особые условия для экспорта и импорта товаров.
На территории Хэйхэ также будет создана ЗСТ — зона беспошлинной торговли для ввозимых товаров, не требующих таможенного оформления.
Проект агломерации 23 августа презентовали китайским инвесторам. Более 70 руководителей и менеджеров крупных предприятий КНР собрались на конференцию «Стратегия развития Благовещенска», где и познакомились с идеей агломерации и другими инвестиционными проектами Амурской области.
4-6 сентября проект агломерации «Благовещенск – Хэйхэ» будет представлен руководству РФ и КНР на Восточном экономической форуме.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Новые правила досмотра грузов для экспедиторов 2026: что изменится с 1 марта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 марта 2026 года вступит в силу Постановление Правительства РФ № 1828 от 18 ноября 2025 года, обязывающее экспедиторов реализовывать организационные меры по выявлению в грузах предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в нем, таких как спирт, драгоценные металлы или контрафакт. Документ утверждает перечень мер, включая сверку массы, объема и габаритов груза с данными клиента с помощью весов и измерительных приборов, а также досмотр при несоответствиях. По итогам проверки составляется электронный акт, фиксирующий все детали, что возлагает на экспедиторов ответственность, сопоставимую с таможенной.

Анатолий Якимов
Импорт
Где выгодно купить косметику оптом в Китае: топ кластеры и бренды 2025
Фото с сайта freepik.com

Косметика из Китая приобретает все большую популярность среди российских покупателей и предпринимателей благодаря качеству, оригинальным формулам и выгодным ценам. Chinalogist изучил вопрос о том, где купить оптом китайскую косметику и как ее доставить в Россию.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему измерять торговлю России и Китая только стоимостью некорректно — мнение торгового представителя
Фото с официального сайта посольства России в КНР

Измерять торговлю между Россией и Китаем исключительно в стоимостном выражении — неправильный подход, заявил торговый представитель РФ в Китае Алексей Дахновский в интервью РИА Новости. Он подчеркнул, что помимо роста товарооборота важна экономическая самостоятельность России и снижение зависимости от западных санкций.

Анатолий Якимов
Импорт
Новое соглашение ФТС-ФНС: снижение издержек и запуск системы СПОТ
Фото ТГ-канала «Общественный Совет при ФТС России»

Федеральная таможенная служба (ФТС) России и Федеральная налоговая служба (ФНС) России подписали обновленное соглашение об информационном взаимодействии на совместном заседании общественных советов в Общественной палате РФ. Руководители ведомств Валерий Пикалев и Даниил Егоров отметили, что документ обеспечит оперативный обмен данными из баз ГТД, паспортов сделок и таможенных приходных ордеров, что сократит нагрузку на участников ВЭД за счет уменьшения документов в контрольных мероприятиях. Согласно официальному сайту ФТС, соглашение позволит на плановой основе актуализировать справочную информацию о налогоплательщиках и минимизировать риски «серого» импорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Карго или белая логистика из Китая: разбираем риски и выгоду на онлайн-встрече 10 декабря

До сих пор работаете через «серые» схемы карго и теряете деньги, нервы и время? 10 декабря мы разберем, почему легальная «белая» доставка стала единственным вариантом. Узнайте из первых рук, как строить надежную логистику.

Анатолий Якимов
Как российскому бизнесу обходить санкции платежей с Китаем в 2026 году
Фото предоставлено организаторами конференции

Санкции кардинально изменили правила международных платежей: привычные схемы перестали работать. Российские компании сталкиваются с блокировками транзакций, отказами западных банков-корреспондентов и усиленным контролем.

Анатолий Якимов
Как юрист становится стратегическим партнером бизнеса в условиях ВЭД и логистики
Фото Анатолия Якимова

Каждый день, когда российский бизнес выходит на рынки Китая или принимает груз из-за рубежа, за его спиной стоит кропотливая работа юристов. В преддверии профессионального праздника — Дня юриста, который отмечается 3 декабря, — мы поговорили с ведущими экспертами в области внешнеэкономической деятельности. Маргарита Краснова (на фото справа) и Олеся Кузьмина из АО «ВЭД Агент» рассказали о том, как изменилась роль правоведа в современной логистике, с какими вызовами сталкиваются компании при работе с Китаем и почему сегодня юрист — это не просто «галочка» в документах, а стратегический партнер для успешного бизнеса.

Анатолий Якимов
Забайкалье и Хэйлунцзян: строительство логистического комплекса для транзита в Азию
Фото пресс-службы министерства по планированию и развитию Забайкальского края

В Забайкальском крае приступили к реализации проекта транспортно-логистического комплекса с участием китайских инвесторов из провинции Хэйлунцзян, что усилит транзитные потоки в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Анатолий Якимов
Госдума рассмотрит инициативу повышения штрафов за нарушения на границе России
Фото пресс-службы Читинской таможни

Первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Яцкин совместно с группой сенаторов внесли в Госдуму проект закона об ужесточении штрафов за нарушение режима государственной границы России. Законопроект предполагает корректировки в КоАП РФ, в частности в статьях «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации и правил въезда/выезда из РФ», «Нарушение пограничного режима в пограничной зоне» и «Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации».

Анатолий Якимов
Реконструкция МАПП «Забайкальск» в 2025 году: новые полосы и 147 обновленных зданий
Фото пресс-службы ФГБУ «Росгранстрой»

В 2025 году началась масштабная реконструкция автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Забайкальск» на российско-китайской границе. Эта работа проводится Росгранстроем в рамках национального проекта «Эффективная транспортная система» по поручению Президента РФ Владимира Путина. Об этом сообщили в пресс-службе правительства Забайкальского края.