Елена Венгерская

Кратчайший путь через Кабульский коридор не за горами: проектные работы по дороге века завершатся в мае

Железная дорога «Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар» через Афганистан, которую также называют «Кабульским коридором», создаст самый короткий путь, который соединит Европу, Россию, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и страны ЮВА. Россия и Центральная Азия получат самый быстрый выход к портам Индийского океана, к рынкам Пакистана, Индии и Юго-Восточной Азии.
В декабре 2018 года пресс-служба АО «Узбекские железные дороги» сообщала, что железнодорожные администрации Узбекистана, России, Казахстана, Афганистана и Пакистана создадут консорциум для финансирования строительства железной дороги «Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар». В проект предполагается вложить $5 млрд. Планируется построить магистраль протяженностью 573 километра с пропускной способностью 20 млн тонн грузов в год.
Накануне власти Узбекистана, Афганистана и Пакистана подписали дорожную карту по строительству железной дороги «Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар». Проектные работы планируется завершить в мае.
Кабульский коридор важен для всех стран, которые, в итоге, будут соединены железнодорожной сетью: Пакистана, Афганистана, Узбекистана, Казахстана, России, Китая и стран ЮВА. И, конечно, особенно новая железная дорога через Кабул нужна для будущего мирного развития и процветания Афганистана. Строительство дороги значительно сократит время и стоимость перевозки между Южной Азией, Россией и Европой через Центральную Азию, а также между странами Центральной Азии. Так, по экспертным оценкам, полная реализация транспортно-инфраструктурного потенциала Афганистана ускорит транспортировку товаров из Узбекистана в Пакистан с 35 до 3-5 дней. При этом экспорт узбекской продукции может увеличиться в три раза.
На март 2021 года запланированы полевые исследования, а в мае будут готовы технико-экономическое обоснование и механизм финансирования. Предполагается, что дорога «Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар» будет построена за 5-6 лет.
Это достаточно сложный для воплощения проект. Железная дорога будет пересекать Гиндукуш в месте, где высота перевалов составляет 3,8 км. «Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар» станет одной из самых высокогорных дорог в мире. Выбор такого маршрута продиктован многими причинами, в том числе готовой транспортной инфраструктурой для доставки грузов на строительную площадку и ведущими к Кабулу ЛЭП Узбекистана и Пакистана. То есть дорога сразу же будет электрифицированной.
Открывая этот кратчайший путь, страны получат и самую дешевую логистику. Затраты на перевозку одного контейнера, по подсчетам экспертов, будут примерно в три раза меньше, чем в настоящее время.
Перспективным представляется участие Китая в строительстве новой дороги. Так как это единственная страна, у которой есть большой опыт создания железных дорог в условиях тибетского высокогорья.
Когда дорога будет введена в эксплуатацию, она не только перекроит логистический и торговый рельеф макрорегиона. Прежде всего, она изменит экономическую и политическую расстановку сил в мире.
Подробнее о проекте на сайте АО «Узбекские железные дороги».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.

Анатолий Якимов
Таможня
Гражданин Китая задержан в Кольцово за недекларирование 190 полупар обуви
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Таможенники в аэропорту Кольцово остановили гражданина Китая, прилетевшего из Пекина, который перевозил в текстильных чемоданах 190 полупар обуви на правую ногу общим весом 61 кг. Обувь различных оттенков, материалов и размеров предназначалась для последующей торговли на рынке Екатеринбурга. Мужчина не был ознакомлен с таможенными правилами, не видел информационных стендов и не обращался к инспекторам за разъяснениями.

Анатолий Якимов
Логистика
В 2026 году в Санкт-Петербурге пройдет первый Международный транспортно-логистический форум
Фото телеграм-канала «Все о цепях поставок»

Санкт-Петербург в 2026 году станет площадкой для проведения первого Международного транспортно-логистического форума. Это значимое событие, направленное на обсуждение перспектив развития транспортной отрасли и ключевых международных транспортных коридоров. Организатором форума выступает фонд «Росконгресс», который обладает богатым опытом в организации масштабных деловых мероприятий.

Анатолий Якимов
Канатная дорога Благовещенск–Хэйхэ: уникальный пункт пропуска запустят в 2026 году
Фото АО «ВЭД Агент»

По национальному проекту «Эффективная транспортная система» в Амурской области создается уникальный пешеходный пункт пропуска Благовещенск-1, который станет частью первой в мире трансграничной канатно-подвесной дороги между Россией и Китаем. Этот пункт пропуска сможет обслуживать до 2,5 миллионов пассажиров ежегодно и будет введен в эксплуатацию до конца 2026 года в тесной координации с китайской стороной. Об этом сообщает «РЖД-Партнер».

Анатолий Якимов
Импорт
Реконструкция пунктов пропуска на границе с Китаем увеличит пропускную способность в 5 раз к 2027 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

В рамках совместного мониторинга и модернизации автомобильных пунктов пропуска на российско-китайской границе российская и китайская стороны активно реализуют масштабные проекты по увеличению пропускной способности и улучшению инфраструктуры. Особое внимание уделяется пунктам, расположенным на территории Забайкальского края – «Забайкальск», «Староцурухайтуйский» и «Олочи».

Анатолий Якимов
Импорт
Китай наращивает экспорт стальной продукции в Россию на фоне снижения внутреннего спроса
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые пять месяцев 2025 года Китай увеличил экспорт железа, стали и изделий из них в Россию примерно на 16% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув объема около 1,63 миллиарда долларов США, при этом в мае рост поставок составил почти 22% — до 355,44 миллиона долларов США. Об этом сообщило Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российский бизнес углубляет сотрудничество с Китаем: средний чек закупок превысил миллион рублей
Фото АО «ВЭД Агент»

Совместное исследование банка «Точка» и агентства O+K Research выявило значительный рост среднего чека закупки у китайских поставщиков, который теперь колеблется от 1,1 миллиона рублей до 5,2 миллиона рублей. Это свидетельствует о возрастающей зависимости российского бизнеса от импорта из КНР, несмотря на ряд существенных проблем и меняющиеся условия международной торговли.

Анатолий Якимов
Цифровизация ускоряет торговлю: начальник СТУ Александр Ястребов рассказал о модернизации пунктов пропуска и развитии технологий
Фото предоставлено пресс-службой Сибирского таможенного управления

В 2025 году торгово-логистические отношения между Россией и Китаем продолжают активно развиваться. Об объемах грузопотока, ведущих позициях в экспорте и импорте, востребованности новых транспортных коридоров с азиатскими странами мы спросили начальника Сибирского таможенного управления Александра Ястребова.

Анатолий Якимов
Российский экспорт свинины бьет рекорды: рост поставок в Китай, Вьетнам и Грузию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия в 2025 году значительно увеличила экспорт свинины. По информации федерального центра «Агроэкспорт», за январь–май 2025 года Россия экспортировала около 130 тысяч тонн свинины и субпродуктов на сумму свыше 311 миллионов долларов США, что на 60% больше по объему и в 1,8 раза больше по стоимости по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Анатолий Якимов
Вебинар РЖД-Партнера: как эффективно вести бизнес с Китаем в 2025 году
Фото предоставлено организаторами семинара

26 июня состоится онлайн-семинаре РЖД-Партнер «Бизнес с Китаем: проблемы логистики и взаиморасчетов». Участники мероприятия обсудят торгово-экономические отношения России и Китая. Семинар адресован широкому кругу участников: грузовладельцам, операторам, экспедиторам, логистическим компаниям и другим специалистам отрасли.