Елена Венгерская
Импорт

Российский импорт из Китая вырос в 2021 году на 48%! Но экспорт просел сразу на 12,6%

По сравнению с ковидным началом 2020 года, когда внешняя торговля Китая чувствовала себя тяжело, в начале 2021 года КНР показала просто невероятные темпы роста экспорта и импорта. Так, стоимость экспорта из Китая за январь-февраль увеличилась сразу на 60,6% в годовом выражении, а стоимость импорта выросла на 22,2%. Данные обнародованы 7 марта Главным таможенным управлением Китая.
Стоимость экспорта из Китая за первые два месяца 2021 года достигла $468,8 млрд (+60,6% по сравнению с январем-февралем 2020 года), а стоимость импорта составила $365,6 млрд (+22,2% по сравнению с январем-февралем 2020 года). Внешнеторговый оборот Китая увеличился на 41,2%, до $834,4 млрд. Положительное сальдо торгового баланса КНР составило $103,2 млрд.
Отметим, что за 2020 года внешняя торговля КНР выросла на 1,5% и достигла $4,65 трлн. Положительное сальдо внешней торговли за 2020 год достигло $535 млрд. Объем экспорта составил $2,59 трлн, а импорта — $2,05 трлн.
В январе-феврале 2021 года объем торговли между Китаем и Россией вырос на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и достиг $18,78 млрд. Китайский экспорт в Россию увеличился на 48%, до $8,92 млрд. Импорт Китая из России, к сожалению, снизился сразу на 12,6%, до $9,86 млрд.
Надо сказать, что в начале 2020 года все было с точностью до наоборот: тогда торговля между нашими странами увеличилась на 5,6%, но драйвером был российский экспорт в Китай, который вырос сразу на 21,7%, до $11,8 млрд.
В целом за 2020 год объем китайско-российской торговли снизился на 2,9% в годовом выражении и составил $107,76 млрд.
Статистика показывает, что значительно успешнее Китай в начале 2021 года торговал с США. Импорт Китая из США за этот период составил $29,26 млрд, что на 66,4% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Экспорт США из Китая вырос на $87,3%, до $80,53 млрд. А всего китайско-американская торговля увеличилась на 81,3%, до $109,7 млрд. Так что, увы, нам и не снилось.
Кстати, в 2020 году, несмотря на пандемию и торговую войну, объем китайско-американской торговли также вырос на 8,3% и достиг $586 млрд.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.