Иван Синицын: Эффективное взаимодействие с китайцами начинается после понимания духа этой цивилизации

Аналитика
03.04.20175740

О некоторых нюансах, мешающих продвижению российских компаний в Китае, рассказывает Иван Синицын, директор АВК China Services.

ChinaLogist: Иван, при организации работы российских компаний на китайском рынке с какими трудностями местного законодательства приходится сталкиваться?

Иван Синицын: В части электронной коммерции трудностей как таковых нет. Есть обычная и знакомая нам бюрократия, запутанные инструкции и невнятные пояснения со стороны чиновников. Но для любого российского предпринимателя это не трудность, а рутина. Каких-то ярких барьеров по отношению именно к российским компаниям со стороны Китая мы не встречали.

CL.: Культурный барьер между странами в бизнесе: в чём и как это проявляется?

И.С.: О специфике общения и бизнес-взаимодействия с китайцами написано много книг и материалов. Да, все так, специфики очень много. Китай – «срединная империя» и «поднебесная», и для китайцев это не устаревший речевой оборот. Любой китаец где-то глубоко внутри чувствует себяпредставителем, цивилизации, которой 5 тысяч лет. И эта цивилизация говорит, пишет и мыслит на собственном «уникальном коде», в котором в европейском понимании нет будущего времени и самого слова «нет». Если коротко, то эффективное взаимодействие с китайцами начинается после понимания духа этой цивилизации. При этом китайцы довольно терпимы к непониманию и «странностям» русских. Они многое прощают. Но тот, кто прощает, в их понимании сильнее…

CL.: Какие существуют экономические препятствия, препятствующие развитию российского бизнеса в Китае?

И.С.: Основные препятствия находятся в сфере влияния органов государственной власти. С одной стороны, это жесткое законодательство РФ в части валютного контроля и возврата НДС. С другой стороны – в области достижения взаимных договоренностей по разрешениям на ввоз РФ и КНР различных товаров. За последние месяцы к ним добавился укрепляющийся рубль, который не добавляет экспортерам конкурентоспособности на рынке Китая.

CL.: Может ли российский бизнесмен пробиться на китайский рынок самостоятельно или необходимо привлекать специализированное агентство?

И.С.: Конечно может. Но это будет долго и дорого. Нужен здоровый баланс. Одно агентство-партнер вряд ли сможет качественно закрыть все вопросы. Я бы предложил пойти по пути сужения кругов. Сначала привлечь экспертов и определиться с картиной рынка «широкими мазками». А когда будет понятна стратегия в целом, то имеет смысл подбирать специалистов или партнеров по направлениям или находить такие компании, которые самостоятельно поработали в данных направлениях. Также важно учить собственный персонал, пусть и с помощью привлеченных специалистов на первых порах.

CL.: Опыт, полученный российской компанией, которой удалось закрепиться в Китае – может копироваться или он уникален, нет универсальных  приёмов и каждая компания идёт своим путём?

И.С.: Вы правы, у каждого свой путь. Но на нем бывают схожие участки или вопросы. По нашей практике, при оказании довольно схожих сервисных услуг нашим Клиентам, мы все равно каждый раз адаптируем и свою работу и работу нашего Клиента. Нюансы возникают практически на каждом этапе, от логистики, до формата подачи товара в Китае. И иногда при внешней незначительности, учет какой-нибудь мелочи дает существенный эффект или защищает от неожиданных неприятностей.

CL.: Как Вы оцениваете развитие проекта Tmall Global?

И.С.: Tmall Global, как кросс-бордер платформа, объективно является самым успешным проектом в мире. Аналогов просто нет. У проекта много специфики, которую нужно понимать и знать, как с ней работать. От того, как устроены правила внутри самой платформы, до того, как выстроил инфраструктуру из обязательных партеров, с которыми будет нужно работать. Если эту специфику не знать, то при всей внешней привлекательности сотрудничество с ними может не дать хорошего результата. Понимание же позволяет интересно играть на одном из самых крупных -рынках мира.