Анатолий Якимов

DeepSeek: почему китайская нейросеть завоевала мир

Фото с сайта unsplash.com

В начале неделе Китай запустил новую нейросеть, работа которой основана на модели искусственного интеллекта. DeepSeek-R1 разработали в одноименной компании, основанной в 2023 году в китайском Ханчжоу. Нейросеть обрабатывает последовательности данных за счет машинного обучения, находит паттерны и работает с контентом.

В конце 2024 года разработчики представили DeepSeek-V3, а через месяц – более совершенную DeepSeek-R1. При этом нейросеть могут изучать программисты со всего мира, так как исходный код находится в свободном доступе. Многие называют созданную нейросеть «темной лошадкой» и считают ее секретным оружием Китая в технологической войне с США.

DeepSeek более экономична по сравнению с американскими аналогами. При этом, DeepSeek-R1 распространяется бесплатно, а за неограниченный доступ к американской OpenAI разработчики требуют 200 долларов США.

Успех и экономичность нейросети объяснил создатель Телеграма Павел Дуров. Это связано с подходом среднего образования в КНР.

– После успеха DeepSeek многие удивляются тому, как быстро Китай догнал США в области ИИ. Однако прогресс Китая в эффективности алгоритмов не возник из ничего. Китайское образование превосходит западное в части подготовке выдающихся математиков и ученых – КНР поощряет высокоэффективную модель жесткой конкуренции между учениками, заимствованную у СССР, – прокомментировал Павел Дуров.

Создатель Телеграма добавил, что в дальнейшем эталонов ИИ станет больше.

И как доказательство – Китай выпустил еще одну нейросеть, которая превосходит DeepSeek – Qwen 2.5-Max. Её разработчиком выступила компания Alibaba Cloud. Новая нейросеть умеет генерировать фотореалистичные изображения и видео высокого качества.

Лучше всех

Россияне уже по достоинству оценили DeepSeek. Красноярский журналист, исследователь ИИ Владислав Пирогов использует нейросети для написания текстов и освоения программирования.

– DeepSeek удивил с самых первых минут использования. Я не поверил, что это китайская модель. До этого тестировал другую нейросеть – Qwen, тоже китайскую, при написании текстов, и она совсем не понравилась. DeepSeek прекрасен, по моему мнению, несколькими вещами. И первая – это отсутствие ограничений. Не нужны сторонние сервисы для использования, ничего не нужно платить. При этом у DeepSeek не самая высокая скорость по сравнению с топ-моделями, но всё же она достойная, – признался Владислав.

Молодой человек отметил, что ему нравится программировать на DeepSeek. Он сравнил ее с западной – ChatGPT. Китайская нейросеть не издевается над кодом при переписывании, например, версии программы целиком, и редко «выдирает» из него фрагменты. У неё очень обширные знания, что позволяет делать интересные проекты.

–  Я создаю на ней удобные программы для себя и, вероятно, для дальнейшего развития и продажи. Например, полностью сделал голосового ассистента с поддержкой ИИ, который управляет компьютером и даёт советы. Но вот качество написания текстов, хоть и неплохое, но уступает еще одной популярной американской нейросети – Claude. Что касается поиска в интернете и компьютерного зрения, то тут всё в порядке – в основном DeepSeek справляется, – пояснил журналист.

Еще одной сильной стороной он назвал умение вести длинные диалоги и режим DeepThink.

– Ты пишешь задачу, на терминологии промпт, включаешь этот режим и нейросеть как бы «бормочет про себя» что должна сделать. Это так и выглядит: «Так, пользователь сказал мне сделать то-то. Как я буду это делать...». Правда, пока я не увидел особого превосходства этого режима над стандартным, кроме потери времени на рассуждения, но, думаю, товарищи идут в правильном направлении, реализуя функцию из разрекламированных «нейронок» в открытой версии, – объяснил молодой человек.

Владислав рассказал, что атака на DeepSeek после ошеломительного успеха больно ударила. Он не нашёл достойной альтернативы в кодинге. Та же ChatGPT, на его взгляд, программирует ужасно. Он опасается, что китайские разработчики задумаются о правилах безопасности и ограничении доступа для всех, и благородный посыл – нести свет ИИ в темные массы – сменится коммерческими мотивами и стремлением обезопаситься от конкурентов, а равно закрыться.

Учится самостоятельно

Кстати, разработчики из США обвиняют команду DeepSeek в использовании обучающих моделей OpenAI и ChatGPT.

«Microsoft Corp. И OpenAI расследуют, были ли выходные данные из технологии OpenAI получены несанкционированным путем группой, связанной с китайским стартапом в области искусственного интеллекта DeepSeek», – сообщает агентство «Блумберг».

При этом, в компании «Яндекс» объяснили, что ИИ обучаются на данных, доступных в интернете. Обучение ИИ-моделей происходит не только в виде заучивания фактической информации, но и с пониманием стиля и контекста, где эта информация появляется. Кроме того, если DeepSeek генерирует ответ на русском языке, то повышается вероятность использования информации, связанной с «Яндексом», из-за популярности этих продуктов.

За считанные дни DeepSeek возглавил рейтинги приложений в AppStore Китая, США, Великобритании и других стран.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.