
В начале 2025 года торговля между Китаем и Россией продемонстрировала значительные изменения. Импорт одежды и обуви в РФ сократился, что стало частью снижения товарооборота между двумя вариантами. В феврале закупки одежды российскими предпринимателями в Китае снизились на 22%, а обуви — на 28%. Тем самым показали минимальные показатели с апреля 2024 года. Такую информацию предоставили в Главном таможенном управлении КНР.
Одежда
В феврале Россия закупила одежду из Китая на сумму 187,6 миллиона долларов, что на 22% меньше, чем в феврале прошлого года. Основная часть импорта состояла из женской и мужской одежды из нетрикотажных тканей, на это было потрачено – 52,5 миллиона долларов США. Заметный спад отметили в категориях нетрикотажной верхней одежды на 53% и трикотажного белья на 54%.
Обувь
Импорт обуви в феврале сократился на 28% и составил 177,4 миллиона долларов США. В основном российские предприниматели покупали обувь с верхом из резины или пластмассы – на 69 миллионов долларов США и натуральной кожи – на 61,6 миллиона долларов США. Наибольшее снижение наблюдалось в импорте деталей для обуви – на 58% и обуви с текстильным верхом – на 35%.
Головные уборы
Поставки головных уборов из Китая также сократились на 8% в годовом масштабе и на 41% в месячном, достигнув 11,1 миллиона долларов.

Снижение товарооборота
ChinaLogist уже сообщал, что за 2 месяца 2025 года товарооборот между Россией и Китаем сократился на 7.1% и составил 34.7 миллиарда долларов США. Экспорт из Китая в Россию уменьшился на 3,9% и составил 19,7 миллиарда долларов США. Импорт из КНР в РФ снизился на 10,9% и составил 15 миллиардов долларов США. Наиболее сильно сократились поставки автомобилей и комплектующих, которые упали на 54%. Это связано с тем, что в связи с увеличением утилизационного сбора, российские импортеры старались ввезти как можно больше автотранспорта и запчастей.
– Если тенденции начала года экстраполировать на весь год, то Россию и Китай может ожидать сокращение товарооборота на 5-7%, до 220 миллиардов долларов США. Это довольно высокий уровень. Можно сказать, что после достижения пиковых показателей товарооборот двух стран подвергается стабилизации. Без расширения номенклатуры поставок из России товарооборот расти не будет, – пояснил китаевед Николай Вавилов.

Ключевые факторы и тенденции
Несмотря на снижение объемов импорта одежды и обуви, Китай остается лидером по экспорту продукции фешен-индустрии в Россию. В 2024 году КНР занял почти треть российского рынка модной одежды и обуви.
Трудности с международными платежами продолжают влиять на импорт из Китая. Однако российские компании находят альтернативные способы оплаты в том числе и через посредников.
Логистические изменения
Стоимость и сроки доставки контейнеров из Китая в Россию уменьшаются из-за снижения стоимости перевозки. В конечном итоге это должно привести к повышению товарооборота между РФ и КНР.
Внутреннее производство
На снижение объемов импорта повлиял и рост производства одежды и обуви на территории России. К концу 2024 года производство одежды выросло на треть, достигнув 694,1 миллиарда рублей. Производство обуви выросло на 12,3% до 144,1 миллиона пар на 67 миллиардов рублей.