Анатолий Якимов

Как минимизировать риски при оплате за товары из Китая

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В условиях усиления давления со стороны США и Европы многие китайские банки прекратили принимать платежи из России, опасаясь санкций. Однако существуют легальные способы перевода между российскими и китайскими компаниями.

Ключевые факторы для эффективных операций

Товар и банки

Платежи проще осуществлять за товары, не входящие в санкционные условия, такие как оборудование, приборы, электроника или запчасти. Если товар находится под санкциями, рекомендуется использовать услуги платежных агентов через третьи страны.

Экспортная декларация

В Китае часто сравнивают код ТН ВЭД в платежной и экспортной декларациях. Если они не придут, деньги возвращаются в Россию, получатель может быть внесен в черный список.

Платежные агенты

Если все документы подготовлены без ошибок, банк-получатель может не отправлять экспортные документы и зачислять платежи из третьих стран.

Особенности сложной банковской системы

Менталитет и банковская система

В Китае назначается главный банк — это рекомендация, которую каждый филиал трактует по-своему. Это может привести к ситуации, когда платеж проходит в одном филиале, а в другом — нет.

Банк Китая

С апреля 2024 года начал проводить платежи только в своих филиалах, но платежи из санкционных банков невозможны.

ВТБ Шанхай

Платежи из России ВТБ идут через ВТБ Шанхай за 2-3 дня, но с комиссией 4% (для остальных банков — 6%).

Советы от предпринимателей

Многоканальный подход

Отправлять платежи из нескольких российских банков в один китайский, чтобы увидеть, какой вариант пройдет.

Платежные агенты

Лучше использовать агентов, если прямой перевод не проходит.

– Что же касается категорий товаров, то платежные агенты работают не только в случае покупки санкционного товара. Однако также не все оплаты за товар могут быть взяты в работу, это будет зависеть от компании плательщика и его основного вектора деятельности. Например, не может Тайская компания, которая работает со светодиодным оборудованием, оплатить запчасти для спец. техники. Система работы через платежного агента свободно действует в тех случаях, когда не сработал прямой перевод в банк Китая из России, что, к сожалению, на данный момент редкость, – рассказала ведущий делопроизводитель и специалист по работе с платежными агентами Отдела ВЭД компании АО «ВЭД Агент» Екатерина Помпа.

Новые факты

Увеличение комиссий

Банки увеличили комиссии по осуществлению переводов из-за ограничений и риска.

Бартерные сделки

Взаимозачет с помощью бартерных сделок становится выгодным платежным средством между Европой и Китаем, хотя и не для всех видов продукции.

Международные банки Китая ранее продолжали проводить платежи с Россией, но в последнее время они начали отказываться из-за опасений вторичных санкций со стороны США. Среди них были небольшие кредитные организации, которые занимались внешними рынками и экономическими расчетами с РФ, но теперь они также расширяют ограничения.

Стоит отметить, что Банк Куньлуня начал рассылать отзыв о приеме денежных средств из российских подсанкционных кредитных организаций. Такие способы применяются, вероятно, распространяются и на других игроков.

В целом, ситуация с банками в Китае, санкциями, которые не подпадают под действие и готовы работать со страной, остается нестабильной и зависит от развития международных отношений и санкционной политики.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Новый закон об упрощении импорта сложного оборудования принят в первом чтении
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Госдума приняла в первом чтении законопроект, увеличивающий срок декларирования многокомпонентного оборудования при ввозе в Россию с 6 до 10 лет. Эта инициатива направлена на упрощение таможенных процедур и поддержку долгосрочных инвестиционных проектов с учетом особенностей монтажа крупногабаритных промышленных объектов.

Анатолий Якимов
Экспорт
Почему Китай выбирает российское растительное масло: обзор экспорта и региональной статистики
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году экспорт российского растительного масла в Китай значительно вырос. По данным Приморского межрегионального управления Россельхознадзора, с января по 16 сентября 2025 года через приморские фитосанитарные посты было оформлено на экспорт в Китай 9,9 тысячи тонн растительного масла, что почти в 5 раз превышает показатель аналогичного периода 2024 года – 2,1 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайского картофеля в Россию – не трагедия
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импорт картофеля из Китая в Россию в 2024 году вырос в 4,2 раза, однако это не представляет угрозу для российского рынка, считают эксперты Картофельного союза. За восемь месяцев 2024 года поставки из КНР составили 144 тысячи тонн, уступая по объему только Египту.

Анатолий Якимов
Новые правила для транзита через Забайкальск улучшили контроль и движение грузовиков
Фото с официального сайта ФГКУ Росгранстрой

В Забайкальском крае состоялось рабочее совещание по развитию электронной очереди на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск». Заместитель руководителя ФГКУ Росгранстрой Иван Беломестнов вместе с представителями Читинской таможни, Пограничного управления ФСБ, региональными властями и транспортной прокуратурой обсудили эффективность функционирования системы электронной очереди и меры против злоупотреблений.

Анатолий Якимов
Импорт
Производители чая и кофе просят отсрочку введения маркировки «Честный знак»
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Крупные игроки рынка чая и кофе выступают с просьбой сместить сроки обязательного внедрения маркировки «Честный знак», опасаясь сбоев поставок и роста себестоимости продукции. Ассоциация «Росчайкофе» направила в Минпромторг письмо с предложением продлить эксперимент до конца 2025 года и поэтапно внедрять идентификацию, учитывая специфику упаковок. В ведомстве уверены, что маркировка повысит прозрачность рынка и снизит долю фальсификата без значительного роста цен.

Анатолий Якимов
Взаимодействие с Китаем: главные правовые вопросы и рекомендации юриста
Фото из личного архива Александра Казуся

Взаимодействие с китайскими партнерами может проходить по различным направлениям, и китайские партнеры могут быть из различных регионов Китая. В то же время есть определенные нюанс в юридической работе с Китаем, единые для каждого случая. Об этом ChinaLogist рассказал управляющий партнер юридической компании «Соничев, Казусь и партнеры» Александр Казусь.

Анатолий Якимов
Северный морской путь: Китай поддерживает совместное развитие с Россией
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Китае подтвердили готовность к совместному с Россией развитию инфраструктуры Северного морского пути, подчеркивая значимость арктического маршрута для международной торговли и сотрудничества. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство иностранных дел КНР.

Анатолий Якимов
Бартерная торговля между Россией и Китаем набирает обороты на фоне санкций
Фото с сайта unsplash.com

Рост бартерных сделок между Россией и Китаем связан с попытками обхода санкций и снижением рисков для китайских компаний. Эксперты отмечают, что бартер чаще используется в сельхозсекторе, но сложный документооборот и переговоры сказываются на масштабах таких операций.

Анатолий Якимов
Рост серого импорта мотоциклов и скутеров: как таможня борется с незаконными поставками
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Таможня выявила масштабную схему незаконного ввоза мотоциклов и квадроциклов через ЕАЭС с уплатой в криптовалюте и переводами на карты физлиц. За восемь месяцев 2025 года из незаконного оборота изъяли более 4 тысяч единиц техники низкого качества, которая несет угрозу безопасности водителей.

Анатолий Якимов
Рост тарифов на грузоперевозки из Китая: чего ждать в сентябре–октябре 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Спрос на грузоперевозки из Китая в Россию к концу сентября 2025 года может вырасти примерно на 20% благодаря подготовке к национальным праздникам в КНР и «Черной пятнице» в России, говорится в совместном обзоре ПЭК и Группы компаний «Прометей». После полугодового падения тарифы на доставку начали демонстрировать рост, что отражает оживление импорта и изменение спроса на рынке логистики.