
Российские и китайские инвесторы вложат 22 млрд рублей в строительство инновационного портового перехода, который значительно увеличит пропускную способность грузопотока и повысит эффективность приграничных перевозок. Об этом 4 сентября 2025 года заявил президент и основатель ООО «Корпорация Мосстройтранс» Мераби Чочуа на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке.
Проект предусматривает создание беспилотной транспортной линии длиной около 5 километров, которая свяжет село Староцурухайтуй в Приаргунском округе Забайкальского края с китайским городом Хэйшаньтоу. Технологическое решение включает интеллектуальные платформы для перемещения контейнеров, инновационные электронные пломбы и автоматизированные системы погрузки и разгрузки грузов. По словам разработчиков, новый пункт пропуска сможет обслуживать до 10 миллионов тонн грузов в год с возможностью расширения до 20 миллионов тонн в будущем.
Подробности и этапы реализации:
- Инвестиции: 22 миллиарда рублей (по 11 миллиардов рублей от каждой стороны)
- Срок реализации: 5 лет
- Автоматизация: полностью беспилотная система транспортировки и контроля грузов
- Экология: низкоуглеродные технологии, устойчивость к климатическим условиям от -40 до +45 °C
- Перспективы расширения: второй этап предполагает строительство дополнительной железнодорожной линии длиной 200 километров на китайской территории для удвоения грузопотока при общем бюджете проекта до 142 милилардов рублей
- В проект вовлечены ключевые федеральные структуры России — Минтранс, Минвостокразвития — и соответствующие органы КНР, а также власти Забайкальского края
Мераби Чочуа выразил благодарность российским министерствам и региональным властям за поддержку и отметил, что проект находится под личным контролем Президента РФ. В ближайшее время ожидается согласование на уровне межправительственной комиссии, после чего стартует проектирование и начнется строительство.
ООО «Корпорация Мосстройтранс» имеет успешный опыт реализации транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке с 2015 года. Уже проведены межправительственные встречи и технические консультации с китайскими партнерами, что обеспечивает слаженность планов. За счет внедрения интеллектуальных систем контроля и электронных пломб сократится время прохождения таможенных процедур на 30-40%.
Проект направлен на увеличение транзитного потенциала Забайкальского края и станет важным логистическим узлом в рамках развития Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Пояс и путь».