
В конце мая депутаты Государственной Думы России в третьем чтении приняли закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», который ужесточает контроль и приводит к цифровизации в отрасли. Документом предусмотрено создание нового реестра экспедиторов на платформе «ГосЛог» и его поэтапное внедрение с 2025 по 2026 год.
В ходе обсуждения в нижней палате парламента депутаты отметили, что рынок экспедиторских услуг в последние годы стремительно растет, что приводит к расширению объема предоставляемых услуг – от перевозки запрещенных грузов до оформления фальшивых документов. По мнению властей, закон позволит навести порядок в сфере перевозок, повысить прозрачность сделок и обеспечить дополнительную защиту для добросовестных участников рынка.
Парламентарии пришли к выводу, что оцифровка транспортных документов и создание реестра экспедиторов необходимы для борьбы с фирмами-однодневками и недобросовестными посредниками.
– Современные технологии должны помочь государству контролировать рынок и обеспечить безопасность перевозок, особенно при транспортировке и ограниченном обороте грузов, – отметил вице-спикер Госдумы Александр Жуков.
В соответствии с принятым законопроектом, с 1 сентября 2025 года экспедиторы обязаны хранить договоры в системах электронного документооборота не менее трех лет и предоставить их по требованию компетентных органов. Особое внимание уделяется перевозке оружия, взрывчатых веществ и других опасных грузов — экспедиторы должны строго соблюдать законодательство при их транспортировке.
С 1 марта 2026 года на рынке экспедиторских услуг смогут работать только те компании и ИП, которые внесены в электронный реестр на платформе «ГосЛог». За работу вне реестра предусмотрены крупные штрафы — до 300 тысяч рублей.
С 1 сентября 2026 года все транспортные документы должны оформляться исключительно в электронном виде, что должно повысить прозрачность и снизить риски подделок.
По мнению депутатов и экспертов, новые требования станут стимулом для легализации рынка и повышения его прозрачности. Это важно для экономики, поскольку «теневой сектор и мошенничество в перевозках приводят к миллиардным потерям бюджета и подрывают доверие к независимым компаниям».
Вступление в силу нового закона может привести к росту издержек для экспедиторов из-за необходимости пользоваться цифровыми решениями. Однако эксперты ожидают снижения стоимости перевозок за счет снижения числа посредников, борьбы с мошенничеством и оптимизации документооборота.
Ранее Chinalogist рассказал о том, что на российский рынок вышли перевозчики из Китая, которые за счет более низких издержек демпенгуют.