Анатолий Якимов

Демпинг и риски: как китайские грузоперевозчики меняют российскую логистику

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский внутренний рынок грузоперевозок столкнулся с новым вызовом — активным проникновением китайских перевозчиков, которые демпингуют и нарушают российское законодательство, что вызывает беспокойство отечественных компаний и экспертов отрасли.

С начала 2025 года в России наблюдается снижение объемов внутренних грузоперевозок. По информации ведущего специалиста по автоперевозкам АО «ВЭД Агент» Елизаветы Рагозиной, средние ставки на перевозки к июню снизились на 25-30% по сравнению с началом мая из-за дисбаланса спроса и предложений. Ранее рост был связан с увеличением объема грузоперевозок, ростом числа логистических операций, развитием маркетплейсов. Однако в последние месяцы российские компании отмечают возникшие проблемы, причина которых китайские перевозчики. Они активно заходят на внутреннем рынке России, предполагая более низкие цены и менее жесткие условия работы.

Сравнительный анализ китайских и российских перевозчиков, представленный на выставке LOGISTIKA EXPO, выявил основные различия:

Стоимость тягача у китайских перевозчиков — около 4 миллионов рублей + НДС, в то время как у российских — около 7,5 миллиона рублей + НДС.

Лизинговые ставки у китайцев значительно ниже — 4–6% против 25–29% в России.

Зарплата водителей в Китае составляет 170-200 тысяч рублей, в России — 230-260 тысяч рублей.

Китайские компании используют более гибкие регламенты, предусматривающие возможность эксплуатации нестандартных полуприцепов, тогда как российские перевозчики строго соблюдают весогабаритные нормы. Об этом рассказал телеграм-канал «Завтрак с таможней».

Однако работа с китайскими перевозчиками связана с рисками: страховое покрытие распространяется только при перевозке внутри Китая, отсутствует русскоговорящий персонал, что усложняет общение и разрешение спорных ситуаций. Оплата услуг зачастую требует привлечения посредников, формального оформления документов, дающих согласие на легитимность операций.

Формально китайские перевозчики работают в рамках международных маршрутов, но фактически осуществляют каботажные перевозки внутри России, что разрешено для иностранных компаний из стран ЕАЭС с 2023 года. Однако контроль за выполнением этих требований затруднен, поскольку невозможно отследить, была ли произведена полная разгрузка по первому пункту назначения.

Российские перевозчики призывают власти усилить контроль за каботажными рейсами, ввести ограничения на въезд иностранных перевозчиков, организовать цифровое отслеживание маршрутов и ужесточить проверки и обеспечить честную конкуренцию.

Логистические компании пересматривают маршруты доставки грузов из Китая, увеличивают долю мультимодальных перевозок и разрабатывают цифровые технологии для повышения эффективности.

– Тем не менее, для импортеров и грузовладельцев сейчас идеальное время для организации автоперевозок. В минимально сжатые сроки можно подать машину, при этом с сохранением хороших ставок и сервиса ввиду высокой конкуренции на рынке. Однако к концу года в виду сезонности ожидается увеличения ставок на 30%, – рассказала Елизавета Рагозина.

Она также добавила, что сейчас в Поднебесной начался процесс обеления экспорта. В Китае идет ужесточение валютного контроля. Со стороны государства поставлена задача по организации процессов международных сделок прозрачным.

Таким образом, ситуация на рынке логистики России в 2025 году с соблюдением ограничений ставок и объемов перевозок со стороны китайских перевозчиков требует от российских властей и бизнеса принятия мер по регулированию и защите рынка.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
HKPCA Show Shenzhen 2025: крупнейшее событие в индустрии печатных плат и электронных схем
Фото с официального сайта выставки

С 3 по 5 декабря 2025 года в Шэньчжэне пройдет одна из крупнейших в мире специализированных выставок HKPCA Show, посвящённая индустрии печатных плат (PCB) и электронных схем. Это масштабное мероприятие объединит ведущих производителей, поставщиков материалов и оборудования, инженеров и разработчиков передовых технологий, а также интеграторов решений для умных производств и экотехнологий.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить товары для пляжа в Китае оптом: полный гид для импортеров из России
Фото с сайта freepik.com

К лету нужно готовиться зимой. Сейчас как никогда для оптовых покупателей актуальны товары для пляжного отдыха, который неизменно стимулирует спрос на широкий спектр товаров — от купальных принадлежностей и пляжных полотенец до надувных матрасов и водных игрушек. Китай — один из крупнейших производителей и экспортеров таких товаров в мире. В 2025 году промышленное производство в Китае показало уверенный рост в различных отраслях, включая текстиль и пластмассовые изделия, что напрямую влияет на ассортимент и качество пляжных товаров. Для российского бизнеса, ориентированного на импорт товаров из Китая, важно знать ключевые регионы производства, ведущие бренды, тонкости выбора поставщиков, особенности логистики и требования к документам. Chinalogist обобщил информацию и дал практические рекомендации для эффективного и безопасного сотрудничества с Китаем.

Анатолий Якимов
Финансы
Цифровой юань и Renminbi Digital: альтернатива SWIFT в международных платежах
Фото с сайта freepik.com

Народный банк Китая официально ввел в эксплуатацию систему трансграничных расчетов Renminbi Digital, основанную на цифровом юане (e-CNY). Эта технологическая инновация призвана стать альтернативой международной платежной системе SWIFT, предлагая независимый от долларовой инфраструктуры инструмент проведения международных платежей и расчетов. Появление Renminbi Digital знаменует важный шаг в долговременной стратегии Китая по цифровизации финансов и укреплению роли валюты в глобальной экономике.

Анатолий Якимов
Импорт
Новое – хорошо забытое старое: какие преимущества у маршрута Китай-Монголия-Россия
Фото ИА «Синьхуа»

Каждый предприниматель, занимающийся внешнеэкономической деятельностью с Китаем, мечтает о том, чтобы его груз был доставлен как можно быстрее из одной страны в другую. Особенно актуальным это стало в сентябре, когда тысячи фур встали на китайско-казахстанской границе и грузопоток был перенаправлен на дальневосточные пункты пропуска. Специалисты АО «ВЭД Агент» разработали альтернативный маршрут через Монголию. Первые машины уже прибыли в Россию. ChinaLogist попросил рассказать преимущества нового транспортного коридора.

Анатолий Якимов
Таможня
Как действует упрощенный режим ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию
Фото пресс-службы Федерального таможенного управления

С 24 октября 2025 года вступил в силу Указ Президента РФ, который вводит упрощенный порядок ввоза товаров из Казахстана и Киргизии на российско-казахстанском участке границы. Эти изменения будут действовать до 10 декабря 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
CeMAT ASIA 2025 в Шанхае: инновации в логистике и транспорте
Фото с официального сайта выставки CeMAT ASIA

В Шанхае открылась международная выставка CeMAT ASIA 2025 — крупнейшее в Азии событие в области логистики и транспортных систем. Мероприятие проходит с 28 по 31 октября на территории Shanghai New International Expo Center (SNIEC). На выставке представлено около 800 компаний – лидеров рынка, демонстрирующих передовые решения в автоматизации складов, системах транспортировки, робототехнике и управлении грузопотоками.

Анатолий Якимов
Таможня
Новые возможности на российско-китайской границе: «Кани-Курган» готов на 82%
Фото пресс-службы ФГКУ «Росгранстрой»

Основные работы по строительству Международный автомобильный пункт пропуска «Кани-Курган» на границе России и Китая завершены на 82%. Пункт пропуска, расположенный в Приамурье, входит в национальный проект «Эффективная транспортная система». Через МАПП будут проходить до 862 транспортных средств и 5,5 тысячи человек в сутки.

Анатолий Якимов
Международные выставки IGHE и IAEA 2025 — новые возможности для бизнеса
Фото предоставлено организаторами выставки IGHE

С 25 по 27 ноября 2025 года в московском «Тимирязев Центре», расположенного по адресу: улица Верхняя аллея, дом 6, строение 1, пройдут сразу две международные выставки: International Gifts & Housewares Expo (IGHE) – важное событие года для производителей и поставщиков товаров для дома и подарков и International Electronics & Smart Appliances Expo, (IAEA ) посвященная бытовой технике и электронике.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка 138: что показал второй этап для российских бизнесменов

Второй этап 138-й Кантонской ярмарки проходил с 23 по 27 октября 2025 года в Гуанчжоу. Общая выставочная площадь – 515 000 квадратных метров, на которых было расположено около 25 000 стендов и более 10 000 экспонентов.

Коллаж из фото участников выставки
Анатолий Якимов
Россия установила рекорд по импорту китайских сладостей в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

В сентябре 2025 года Россия увеличила импорт сладостей из Китая до рекордного уровня, причем наибольший рост пришелся на кондитерские изделия из сахара, шоколад и мучные изделия. По информации Главного таможенного управления КНР, суммарная стоимость экспорта в Россию китайских сладостей достигла беспрецедентных значений.