Анатолий Якимов

Демпинг и риски: как китайские грузоперевозчики меняют российскую логистику

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский внутренний рынок грузоперевозок столкнулся с новым вызовом — активным проникновением китайских перевозчиков, которые демпингуют и нарушают российское законодательство, что вызывает беспокойство отечественных компаний и экспертов отрасли.

С начала 2025 года в России наблюдается снижение объемов внутренних грузоперевозок. По информации ведущего специалиста по автоперевозкам АО «ВЭД Агент» Елизаветы Рагозиной, средние ставки на перевозки к июню снизились на 25-30% по сравнению с началом мая из-за дисбаланса спроса и предложений. Ранее рост был связан с увеличением объема грузоперевозок, ростом числа логистических операций, развитием маркетплейсов. Однако в последние месяцы российские компании отмечают возникшие проблемы, причина которых китайские перевозчики. Они активно заходят на внутреннем рынке России, предполагая более низкие цены и менее жесткие условия работы.

Сравнительный анализ китайских и российских перевозчиков, представленный на выставке LOGISTIKA EXPO, выявил основные различия:

Стоимость тягача у китайских перевозчиков — около 4 миллионов рублей + НДС, в то время как у российских — около 7,5 миллиона рублей + НДС.

Лизинговые ставки у китайцев значительно ниже — 4–6% против 25–29% в России.

Зарплата водителей в Китае составляет 170-200 тысяч рублей, в России — 230-260 тысяч рублей.

Китайские компании используют более гибкие регламенты, предусматривающие возможность эксплуатации нестандартных полуприцепов, тогда как российские перевозчики строго соблюдают весогабаритные нормы. Об этом рассказал телеграм-канал «Завтрак с таможней».

Однако работа с китайскими перевозчиками связана с рисками: страховое покрытие распространяется только при перевозке внутри Китая, отсутствует русскоговорящий персонал, что усложняет общение и разрешение спорных ситуаций. Оплата услуг зачастую требует привлечения посредников, формального оформления документов, дающих согласие на легитимность операций.

Формально китайские перевозчики работают в рамках международных маршрутов, но фактически осуществляют каботажные перевозки внутри России, что разрешено для иностранных компаний из стран ЕАЭС с 2023 года. Однако контроль за выполнением этих требований затруднен, поскольку невозможно отследить, была ли произведена полная разгрузка по первому пункту назначения.

Российские перевозчики призывают власти усилить контроль за каботажными рейсами, ввести ограничения на въезд иностранных перевозчиков, организовать цифровое отслеживание маршрутов и ужесточить проверки и обеспечить честную конкуренцию.

Логистические компании пересматривают маршруты доставки грузов из Китая, увеличивают долю мультимодальных перевозок и разрабатывают цифровые технологии для повышения эффективности.

– Тем не менее, для импортеров и грузовладельцев сейчас идеальное время для организации автоперевозок. В минимально сжатые сроки можно подать машину, при этом с сохранением хороших ставок и сервиса ввиду высокой конкуренции на рынке. Однако к концу года в виду сезонности ожидается увеличения ставок на 30%, – рассказала Елизавета Рагозина.

Она также добавила, что сейчас в Поднебесной начался процесс обеления экспорта. В Китае идет ужесточение валютного контроля. Со стороны государства поставлена задача по организации процессов международных сделок прозрачным.

Таким образом, ситуация на рынке логистики России в 2025 году с соблюдением ограничений ставок и объемов перевозок со стороны китайских перевозчиков требует от российских властей и бизнеса принятия мер по регулированию и защите рынка.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Самоуправство на пункте пропуска «Пограничный»: судебное дело с ущербом в 4 миллиона рублей
Фото с сайта pixabay.com

В Приморском крае перед судом предстанут фигуранты дела о незаконном самоуправстве на автомобильном пункте пропуска «Пограничный». Заместитель прокурора края Степан Тюкавкин утвердил обвинительный акт в отношении двух мужчин, подозреваемых в организации незаконных действий, нарушивших пропускной режим пункта пересечения границы.

Анатолий Якимов
Экспорт
Приграничная торговля Маньчжурии: рост на 432% и новые возможности для местных жителей
Фото Анатолия Якимова

Объем взаимной мелкомасштабной приграничной торговли между жителями Маньчжурии Автономного округа Внутренняя Монголия в Китае и российскими приграничными районами с начала 2025 года превысил 200 миллионов юаней, что стало рекордным показателем для города и свидетельствует о росте на 432,46% по сравнению с прошлым годом. Такие данные были опубликованы 28 сентября на официальном сайте мэрии Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт
Упрощенный порядок подтверждения соответствия продлен до сентября 2026 года
Фото пресс-службы Правительства России

Правительство России продлило действие упрощенного порядка подтверждения соответствия продукции до 1 сентября 2026 года. Эта мера, введенная в 2022 году для стабилизации экономики и обеспечения бесперебойных поставок, позволяет производителям и импортерам значительно ускорить вывод товаров на рынок и сократить издержки на лабораторные испытания.

Анатолий Якимов
Импорт
Как работает экспортный НДС в Китае: гайд для российских импортеров
Фото Анатолия Якимова

Китайская система экспортного НДС предоставляет значительные налоговые льготы для экспортеров, что важно учитывать при закупках товаров из Китая. Об этом рассказал секретарь Генсовета Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Максим Спасский у себя в Телеграм-канале. Он объяснил, как работает механизм возврата НДС в КНР, какую выгоду из него могут извлечь российские импортеры, и на что обратить внимание при работе с китайскими поставщиками.

Анатолий Якимов
Новые правила виз для российских водителей на автоперевозки в Китай с 2025 года
Фото с официального сайта правительства Забайкальского края

Министерство транспорта России разъяснило правила оформления виз для водителей международных перевозок в Китай, уточнив пакет необходимых документов и условия получения многократных виз сроком на один год.

Анатолий Якимов
Импорт
Продлены экспортно-импортные ограничения на технику и продукцию из недружественных стран
Фото с официального сайта Правительства России

Временные ограничения на ввоз и вывоз из России определенных видов товаров и оборудования, введенные в 2022 году в рамках ответных спецмер на санкции, продлены до конца 2027 года.

Анатолий Якимов
Минпромторг вводит маркировку ноутбуков и смартфонов в России
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг РФ усилит контроль и введет постоянную маркировку ноутбуков, смартфонов и электротехнической продукции, чтобы повысить качество производства и прозрачность рынка. Об этом заявил министр промышленности и торговли Антон Алиханов на форуме «Микроэлектроника 2025».

Анатолий Якимов
Как организовать доставку образцов с Canton Fair: выгодные варианты и таможня

Кантонская ярмарка – крупнейшее торговое мероприятие Китая и одно из важнейших в мире для бизнеса, особенно в сфере импорта-экспорта. Каждый год тысячи участников и посетителей ярмарки закупают образцы товаров для оценки качества и принятия решений о дальнейшем сотрудничестве. Организация быстрой и надежной доставки этих образцов в Россию и другие страны становится ключевым этапом бизнес-процесса. Chinalogist рассмотрел лучшие способы доставки, включая авиа- и морские перевозки, курьерские службы, а также особенности таможенного оформления.

Фото с сайта chinadaily.com
Анатолий Якимов
Экспорт сельхозпродукции из Сибири в Китай вырос
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Красноярское управление Россельхознадзора за 9 месяцев 2025 года обеспечило контроль свыше 1,4 миллиона тонн зерна и масличных культур. Регион экспортировал при этом 155,8 тысячи тонн сельхозпродукции, преимущественно в страны СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона. Объем внутреннего контроля зерна вырос на 9% по сравнению с прошлым годом, с поставками в ряд ключевых регионов России.

Анатолий Якимов
Российский рынок промышленного оборудования: дефицит китайских станков и перспективы локализации
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Поставки высокоточного промышленного оборудования из Китая в Россию в 2024 году и в январе–августе 2025-го значительно сократились из-за ужесточения экспортных ограничений со стороны КНР. Это создает серьезные вызовы для российских производств, ориентированных на импорт станков и высокотехнологичных комплексов.