Анатолий Якимов

Как изменится рынок грузоперевозок Россия-Китай в летнем сезоне 2025: аналитика и прогнозы экспертов

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Тренды грузоперевозок между Китаем и Россией в летнем сезоне». Эксперты АО «ВЭД Агент» – аналитик отдела логистики Валерия Гарнец и ведущий специалист по автоперевозкам Елизавета Рагозина рассказали о том, что ожидает рынок перевозок по направлению Россия – Китай летом 2025 года.

Как отметила Валерия Гарнец, начиная с декабря прошлого года ставки по направлению Китай-Россия начали ощутимо снижаться. В конце 2024 год перевозка 40-футового контейнера из КНР в Москву стоило около 8 тысяч долларов США. На текущий момент ставка составляет уже около 4−4,3 тысячи долларов США. Аналогичная картина наблюдается и на перевозках 20-футовых контейнеров.

Мо мнению эксперта, это связано с общим снижением грузовой базы по направлению Китай-Россия.

− Крупнейшие морские операторы отмечают, что за первый квартал 2025 года объем импорта снизился на 7-9% по сравнению с первым кварталом 2024 года. Несмотря на то, что традиционно в начале мая и июня отмечается острый дефицит мест и контейнеров, в этом году этого не ожидается, − сказала Валерия Гарнец.

На затишье сыграл тот фактор, что на протяжении 90 дней было затишье по направлению Китай-Северная Америка, из-за чего в КНР образовался переизбыток контейнеров. Тем не менее, сейчас крупные операторы и собственники контейнеров фиксируют недостаток как 20-футовых, так и 40-футовых контейнеров в некоторых локациях.

Еще один фактор − снижение мирового индекса контейнерных перевозок. Правда сейчас этот показатель начинает незначительно расти.

− Немаловажным фактором по направлению Россия-Китай стало перераспределение грузопотоков через сухопутные пограничные переходы. В феврале 2025 года китайские железные дороги начали активно субсидировать экспорт из Китая по направлению на Москву. Это привело к снижению ставок с 6 тысяч долларов США до 3−3,5 тысячи долларов США. На данный момент ставки поднялись до 4,3−4,5 тысячи долларов США, − сообщила аналитик отдела логистики АО «ВЭД Агент».

Фото из архива chinalogist

Елизавета Рагозина рассказала о тенденциях международной логистики в автоперевозках на примере индикаторов рынка «Атракс» и FTL-перевозок

− До декабря 2024 года, рынок ставок был волатилен, на рынке автоперевозок фиксировалось как повышенный спрос, так и повышенные предложения. В конце года был значительный рост ставок, и спрос преобладал над предложениями. С января 2025 года по февраль была значительная просадка по спросу на грузоперевозки и предложение преобладало над спросом. В начале мая баланс сместился сторону преобладания спроса над предложением, то есть количество грузов было фактически больше, чем предлагаемый транспорт, − отметила ведущий специалист по автоперевозкам АО «ВЭД Агент».

В середине мая уже ситуация выровнялась: спрос сравнялся с предложением. Сейчас ставки не растут, но и не падают. Это говорит о том, что количество предлагаемого транспорта больше, чем предложений по грузам. В связи с этим, перевозчики вынуждены снижать тарифы. Сейчас они ниже на 25-30% по сравнению с началом мая. При этом себестоимость доставки груза выросла. Из-за высокой ключевой ставки Банка России, лизинговые платежи и обслуживание транспорта сохраняются на высоком уровне. На рынке автоперевозок сложилась ситуация, когда владельцы транспорта готовы везти грузы чуть ли не в убыток. Кроме того, крупные игроки демпингуют: намеренно снижают цены и едут по ставкам, которые даже могут не окупать себестоимость.

А за счет новых участников рынка автоперевозок выросла конкуренция. Также наблюдается профицит свободного транспорта, в том числе полуприцепов. И большое количество транспорта просто простаивает.

− С учетом того, что сейчас рынок пошел в сторону стабилизации цен и на лето 2025 года, никаких резких подъемов и сильной волатильности ставок не ожидается. По некоторым направлениям, конечно, возможен рост, но мы прогнозируем, что он будет незначительным – не более 15%, − отметила Елизавета Рагозина.

Фото с сайта unsplash.com

По ее словам, для импортеров и грузовладельцев сейчас идеальное время для организации автоперевозок. В минимально сжатые сроки можно подать машину, при этом с сохранением хороших ставок и сервиса ввиду высокой конкуренции на рынке. Однако к концу года в виду сезонности ожидается увеличения ставок на 30%.

Эксперт также рассказала об обеление экспорта со стороны китайских властей. В Китае идет ужесточение валютного контроля. Со стороны государства поставлена задача по организации процессов международных сделок прозрачным.

Елизавета Рагозина затронула тему как избежать простоев и дополнительных затрат. В первую очередь нужно подготовить груз к перевозке: проверить исправность упаковки и тары, груз на соответствие действующим стандартам и техническим условиям, маркировку товара для его идентификации на складах перегруза.

Упаковка должна защищать от любых случайных повреждений и несанкционированного проникновения. Необходимо учитывать вид груза, так как для каждого требуется свой вид упаковки. Для груза в коробках лучше сделать обрешетку или паллетировать его. Это необходимо для ускорения погрузо-разгрузочных работ и сохранности груза.

В зависимости от кубатуры, весогабаритных параметров груза выбираем наиболее оптимальный тип транспортного средства. В этом смогут помочь китайские поставщики и агенты, которые организовывают логистику. Далее нужно собрать корректный и полный комплект документов: экспортная декларация, инвойс, упаковочный лист, ЦМР, также рекомендуем составить письмо о назначении товара, которое помогает ускорить прохождение границы. Все документы важно составить заранее – до погрузки машины. Немаловажно определить заранее наиболее рациональный маршрут и выбрать пункт таможенного оформления, учитывая загруженность погранпереходов, таможенных постов, СВХ, наличие свободных транспортных средств.

В завершении вебинара Елизавета Рагозина предложила всем участникам в случае возникновения вопросов обращаться в АО «ВЭД Агент» за консультацией по выбору типа перевозки – автомобильной, железнодорожной, морской; маршрута и так далее.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Топ-10 трендовых товаров из Китая для россиян в ноябре 2025
Коллаж из фото с официального сайта торговой сети DNS

В ноябре 2025 россияне на Taobao, Tmall и JD активно искали конкретные гаджеты, косметику и товары для дома, особенно после распродаж в День холостяка – 11.11. Chinalogist выяснил какие товары были наиболее популярные у россиян. Цены указаны по курсу ЦБ РФ на 1 декабря 2025 года – 10,99 рубля за 1 юань

Анатолий Якимов
Импорт
Транзит из Китая в Россию через Казахстан под контролем: новые договоренности по нелегальному импорту
Фото с официального сайта Президента России

Президенты России Владимир Путин и Казахстана Касым-Жомарт Токаев договорились о совместных мерах против «черного» импорта китайских товаров через Казахстан в РФ, включая усиление таможенного контроля и декларирование стоимости грузов. Ранее на российско-казахстанской границе возникла пробка из грузовиков без документов, в связи с провероками. Стороны согласовали «зеленый коридор» с минимальной уплатой пошлин для разблокировки очереди, гарантируя отсутствие будущих задержек.

Елена Каспирович
Цифровую трансформацию таможенной службы обсуждают в Новосибирске
Фото: закодированная ссылка на опрос Сибирского таможенного управления

Более 150 представителей бизнеса, госструктур и таможенных органов приняли участие в заседании консультативного совета при Сибирском таможенном управлении (СТУ).

Елена Каспирович
100 рублей за доллар — это больно или нормально?
Фото: скриншот с сайта ЦБ РФ

Как же сделать, чтоб всем было хорошо? У Германа Грефа есть идея на этот счёт

Елена Каспирович
Таможенная страда накануне 1 декабря
Фото пресс-службы Читинской таможни

Некоторые таможенные посты, в том числе, Сибирский ЦЭД объявили о работе до конца ноября в круглосуточном режиме и без выходных

Елена Каспирович
«Точки роста» российского экспорта в Китай
Фото с сайта Freepik

Российский экспорт в Китай может вырасти не только за счёт сельхозпродукции, но и IT-услуг

Елена Каспирович
Упрощение торговли обсуждается на VI Российско-Китайском форуме предпринимателей в Сиане (КНР)
Фото из Telegram-канала Бориса Титова

Около 500 представителей деловых кругов и государственных органов двух стран собрались на форум, организованный Российско-Китайским Комитетом дружбы, мира и развития (РККДМР) при поддержке Народного правительства провинции Шэньси (КНР).

Елена Каспирович
Рекордный рост грузооборота на МАПП Забайкальск
Фото пресс-службы Читинской таможни

Читинская таможня сообщает, что с начала месяца было оформлено около 18 тысяч транспортных средств международной перевозки. Это на 43,7% больше прошлогодних показателей за аналогичный период. Почти по тысяче ТС в сутки оформляют здесь таможенники. Грузооборот за этот же период увеличился на 33,5% и составил 182 тыс. тонн.

Редакция
С днем бухгалтера: признание мастерам финансовой логистики и ВЭД
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Уважаемые читатели, партнеры и коллеги примите самые искренние поздравления с Днем бухгалтера!

Елена Каспирович
ЧП на Урале, поезда задерживаются
Фото пресс-службы РЖД

Из-за возгорания цистерн с топливом повреждены мост и 400 метров путей