
АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Тренды грузоперевозок между Китаем и Россией в летнем сезоне». Эксперты АО «ВЭД Агент» – аналитик отдела логистики Валерия Гарнец и ведущий специалист по автоперевозкам Елизавета Рагозина рассказали о том, что ожидает рынок перевозок по направлению Россия – Китай летом 2025 года.
Как отметила Валерия Гарнец, начиная с декабря прошлого года ставки по направлению Китай-Россия начали ощутимо снижаться. В конце 2024 год перевозка 40-футового контейнера из КНР в Москву стоило около 8 тысяч долларов США. На текущий момент ставка составляет уже около 4−4,3 тысячи долларов США. Аналогичная картина наблюдается и на перевозках 20-футовых контейнеров.
Мо мнению эксперта, это связано с общим снижением грузовой базы по направлению Китай-Россия.
− Крупнейшие морские операторы отмечают, что за первый квартал 2025 года объем импорта снизился на 7-9% по сравнению с первым кварталом 2024 года. Несмотря на то, что традиционно в начале мая и июня отмечается острый дефицит мест и контейнеров, в этом году этого не ожидается, − сказала Валерия Гарнец.
На затишье сыграл тот фактор, что на протяжении 90 дней было затишье по направлению Китай-Северная Америка, из-за чего в КНР образовался переизбыток контейнеров. Тем не менее, сейчас крупные операторы и собственники контейнеров фиксируют недостаток как 20-футовых, так и 40-футовых контейнеров в некоторых локациях.
Еще один фактор − снижение мирового индекса контейнерных перевозок. Правда сейчас этот показатель начинает незначительно расти.
− Немаловажным фактором по направлению Россия-Китай стало перераспределение грузопотоков через сухопутные пограничные переходы. В феврале 2025 года китайские железные дороги начали активно субсидировать экспорт из Китая по направлению на Москву. Это привело к снижению ставок с 6 тысяч долларов США до 3−3,5 тысячи долларов США. На данный момент ставки поднялись до 4,3−4,5 тысячи долларов США, − сообщила аналитик отдела логистики АО «ВЭД Агент».

Елизавета Рагозина рассказала о тенденциях международной логистики в автоперевозках на примере индикаторов рынка «Атракс» и FTL-перевозок
− До декабря 2024 года, рынок ставок был волатилен, на рынке автоперевозок фиксировалось как повышенный спрос, так и повышенные предложения. В конце года был значительный рост ставок, и спрос преобладал над предложениями. С января 2025 года по февраль была значительная просадка по спросу на грузоперевозки и предложение преобладало над спросом. В начале мая баланс сместился сторону преобладания спроса над предложением, то есть количество грузов было фактически больше, чем предлагаемый транспорт, − отметила ведущий специалист по автоперевозкам АО «ВЭД Агент».
В середине мая уже ситуация выровнялась: спрос сравнялся с предложением. Сейчас ставки не растут, но и не падают. Это говорит о том, что количество предлагаемого транспорта больше, чем предложений по грузам. В связи с этим, перевозчики вынуждены снижать тарифы. Сейчас они ниже на 25-30% по сравнению с началом мая. При этом себестоимость доставки груза выросла. Из-за высокой ключевой ставки Банка России, лизинговые платежи и обслуживание транспорта сохраняются на высоком уровне. На рынке автоперевозок сложилась ситуация, когда владельцы транспорта готовы везти грузы чуть ли не в убыток. Кроме того, крупные игроки демпингуют: намеренно снижают цены и едут по ставкам, которые даже могут не окупать себестоимость.
А за счет новых участников рынка автоперевозок выросла конкуренция. Также наблюдается профицит свободного транспорта, в том числе полуприцепов. И большое количество транспорта просто простаивает.
− С учетом того, что сейчас рынок пошел в сторону стабилизации цен и на лето 2025 года, никаких резких подъемов и сильной волатильности ставок не ожидается. По некоторым направлениям, конечно, возможен рост, но мы прогнозируем, что он будет незначительным – не более 15%, − отметила Елизавета Рагозина.

По ее словам, для импортеров и грузовладельцев сейчас идеальное время для организации автоперевозок. В минимально сжатые сроки можно подать машину, при этом с сохранением хороших ставок и сервиса ввиду высокой конкуренции на рынке. Однако к концу года в виду сезонности ожидается увеличения ставок на 30%.
Эксперт также рассказала об обеление экспорта со стороны китайских властей. В Китае идет ужесточение валютного контроля. Со стороны государства поставлена задача по организации процессов международных сделок прозрачным.
Елизавета Рагозина затронула тему как избежать простоев и дополнительных затрат. В первую очередь нужно подготовить груз к перевозке: проверить исправность упаковки и тары, груз на соответствие действующим стандартам и техническим условиям, маркировку товара для его идентификации на складах перегруза.
Упаковка должна защищать от любых случайных повреждений и несанкционированного проникновения. Необходимо учитывать вид груза, так как для каждого требуется свой вид упаковки. Для груза в коробках лучше сделать обрешетку или паллетировать его. Это необходимо для ускорения погрузо-разгрузочных работ и сохранности груза.
В зависимости от кубатуры, весогабаритных параметров груза выбираем наиболее оптимальный тип транспортного средства. В этом смогут помочь китайские поставщики и агенты, которые организовывают логистику. Далее нужно собрать корректный и полный комплект документов: экспортная декларация, инвойс, упаковочный лист, ЦМР, также рекомендуем составить письмо о назначении товара, которое помогает ускорить прохождение границы. Все документы важно составить заранее – до погрузки машины. Немаловажно определить заранее наиболее рациональный маршрут и выбрать пункт таможенного оформления, учитывая загруженность погранпереходов, таможенных постов, СВХ, наличие свободных транспортных средств.
В завершении вебинара Елизавета Рагозина предложила всем участникам в случае возникновения вопросов обращаться в АО «ВЭД Агент» за консультацией по выбору типа перевозки – автомобильной, железнодорожной, морской; маршрута и так далее.