Елена Венгерская
Финансы

Китай: большие планы на Большой залив

Китай объединит 11 городов в зоне Большого залива в суперагломерацию.
Наиболее обсуждаемым событием недели в Китае стало обнародование плана развития Большого залива — самой процветающей и экономически сильной части страны. Где же еще, как не в дельте Жемчужной реки, создавать кластер связанных воедино городов — новый промышленный, экономический, финансовый и культурный центр Поднебесной?
Грандиозный план предусматривает развитие района в два этапа: до 2022 года и до 2035 года. Уже через три года планируется достигнуть значительного прогресса в интегрированности инфраструктуры кластера, укреплении свободной торговли, координации в развитии различных отраслей экономики, улучшении инвестиционной и деловой среды.
Особое внимание будет направлено на такие отрасли, как промышленный дизайн, финансовые услуги, культура.
Лозунг плана — «одна страна — две системы». Документ сохраняет для Макао и Гонконга статусы специальных административных районов. Ключевая цель — развивать тесное взаимодействие материкового Китая с Макао и Гонконгом. Например, власти обещают поддержать открытие филиалов коммерческих структур Гонконга на материке.
4 главных города в плане — Гонконг, Макао, Гуанчжоу и Шэньчжэнь. Каждому из них в документе определена своя роль. Гонконгу — главного финансового и торгового центра, логистического хаба; Макао — столицы туризма; Гуанчжоу — административного центра агломерации; Шэньчжэню — столицы технологий и инноваций. В агломерацию будут интегрированы еще 7 городов провинции Гуандун: Чжухай, Дунгуань, Чжуншань, Фошань, Хуэйчжоу, Цзянмэнь и Чжаоцин.
План также предполагает активное развитие зон свободной торговли в Шэньчжэне, Гуанчжоу и Чжухае.
Если план Китая будет реализован, ВВП агломерации к 2035 году удвоится. Затраты на реализацию плана составят от $3,2 до $4,1 трлн.
Жители будущей агломерации позитивно оценили план Пекина. Лишь в Гонконге отнеслись к нему более сдержанно, увидев в нем желание столицы использовать «самую богатую экономику страны» в качестве «дойной коровы». Согласившемуся на роль «ворот Китая в мир» Гонконгу очень хочется сохранить все свои достижения. Например, выходить в Facebook не через VPN. Гонконгерам не хотелось бы видеть у себя сто миллионов туристов с материка. Которых и так стало в разы больше после строительства 55-километрового моста, соединившего Гуандун, Гонконг и Макао.
В то же время, Гонконг видит в плане развития района Большого залива и большую выгоду для себя. В частности, он хотел бы, чтобы в долгосрочной перспективе открылись маршруты ВСМ между Гонконгом и городами Гуандуна: Чжуншанем, Фошанем, Дунгуанем и Гуанчжоу.
Если планы Пекина осуществятся, агломерация, по мнению Гонконга, выиграет конкурентную борьбу у столицы. Она станет грандиозным высокотехнологичным мегаполисом, равного которому не видел мир. Совокупное население региона уже сейчас составляет 68 млн человек, а ВВП — $1,58 трлн.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.

Анатолий Якимов
Импорт
Продлен ввоз товаров из Казахстана без документов до 25 декабря 2025
Фото с сайта freepik.com

Президент России Владимир Путин продлил упрощенный ввоз товаров из Казахстана и Киргизии до 25 декабря 2025 года. Указ №912 от 9 декабря внес изменения в предыдущий документ №778 от 24 октября, разрешая автомобильный ввоз без документов о статусе товаров ЕАЭС и маркировки при соблюдении условий: наличие уведомления от получателя, размещение на складах временного хранения и последующая декларизация.

Анатолий Якимов
Как вести бизнес с Китаем в 2026 году: семинар банка «Левобережный» и ВЭД Агент

Банк «Левобережный» совместно с ВЭД Агентом и экспертами таможенного управления организуют семинар для компаний, занятых во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Мероприятие пройдет 10 декабря 2025 года в офисе банка в Новосибирске и будет посвящено итогам года и стратегиям для эффективной работы с Китаем в условиях санкций и изменяющегося валютного законодательства.

Анатолий Якимов
Ледовый буксир для Северного морского пути спущен на воду в Китае
Фото с сайта hgcintl.com

На верфи Янчжун в провинции Цзянсу Китая состоялась церемония спуска на воду буксира ледового класса, построенного корпорацией Huigang International специально для обеспечения навигации по Северному морскому пути. Судно должно усилить безопасность арктических перевозок.

Анатолий Якимов
Экономика Маньчжурии к 2030: международный узел Китая для России и Монголии
Фото ТГ-канала «Маньчжурия на связи»

В рамках 15-й пятилетки – 2026-2030 – Маньчжурия, один из основных приграничных городов Китая, реализует амбициозную программу, направленную на превращение в мощный экономический центр и международный транспортно-логистический хаб. Проект получил поддержку центрального правительства и интегрирован в национальную стратегию развития Внутренней Монголии.

Анатолий Якимов
Таможенный контроль Забайкальск: пилотная система мониторинга для водителей
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на российско-китайской границе с 3 декабря приступили к тестированию пилотной системы мониторинга и информирования водителей, разработанную Минтрансом России совместно с ФГКУ «Росгранстрой». Об этом сообщили в пресс-службе Читинской таможни.

Анатолий Якимов
IEAE и IGHE 2025 в Москве: итоги и новые тренды российского рынка потребительских товаров
Фото предоставлено организаторами выставок

В конце ноября в московском «Тимирязев Центре» прошли одновременно две значимые международные выставки — IEAE 2025 и впервые IGHE 2025. Мероприятия собрали профессионалов из торговли, маркетинга, логистики и производства, став площадкой для обсуждения трансформаций российского рынка потребительских товаров.

Анатолий Якимов
Китайско-российский товарооборот снизился на 8,7% за 11 месяцев 2025 года
Фото Анатолия Якимова

Товарооборот между Китаем и Россией в период с января по ноябрь 2025 года составил 203,67 миллиарда долларов США. Это на 8,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такую информацию предоставило Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Мандарины из Китая на Новый год: рост поставок на Дальний Восток, Урал и в Сибирь
Фото с сайта Freepik.com

За 10 месяцев 2025 года в Сибирский федеральный округ ввезено 19,2 тысячи тонн мандаринов стоимостью 1,7 миллиарда рублей, что на 50% превышает аналогичный показатель 2024 года как по весу, так и по стоимости. Китай остается ключевым поставщиком, обеспечив основной объем поставок, за ним следуют Южная Африка, Турция, Марокко и Египет. Пик импорта приходится на 1-й и 4-й кварталы, с максимумом в декабре, что связано с новогодним спросом. Об этом сообщили в пресс-службе Сибирского таможенного управления.