Елена Венгерская

Можно ли перевезти в Европу по ж/д китайские вакцины против COVID-19?

Можно ли перевезти из Китая в Европу поездом вакцины против COVID-19? Этим вопросом задается Bloomberg. А отвечает на него приглашенный гость агентства — генеральный директор старейшей фармацевтической компании мира Merck Кеннет Фрейзер.
Хотя реальных договоренностей о покупке китайской вакцины европейскими странами еще не было, ее крупные поставки в Европу неизбежны. Как она будет транспортироваться? Могут ли поезда Китай – Европа быть задействованы для этой цели?
Обычно вакцины перевозятся авиа. Несколько успешных тестов по перевозке вакцин и подобных грузов из Китая в Европу недавно провела AirBridgeCargo. Однако не все авиакомпании могут взять на борт вакцину. На выборе логистики сказывается и сокращение перелетов, и выросшие тарифы на авиаперевозки. Для перевозки вакцины самолетами для каждого жителя Земли потребовалось бы 8 тыс. грузовых самолетов Boeing 747.
Поэтому вопрос с использованием поездов Китай – Европа для перевозок вакцин — актуален. Потребуется оборудование, способное поддерживать нужный температурный режим. Если температура превысит верхний показатель, указанный для данной вакцины, ее можно будет выбрасывать. При этом разные вакцины имеют свои рекомендуемые температурные параметры для транспортировки.
Помимо оборудования потребуются и мощные системы мониторинга, способные отслеживать состояние груза в реальном времени. Вложиться нужно будет и в обучение персонала.
Поезда Китай – Европа впервые доставили грузы с использованием холодовой цепи еще в 2015 году. Это был экспорт скоропортящихся фруктов и овощей в РФ и другие страны. Также рефконтейнеры применялись при доставке из Китай IT-оборудования, чувствительного к температурным условиям транспортировки. Транзит европейских продуктов в Китай через Россию тоже осуществлялся в рамках холодовой цепи.
Однако перевозки по системе холодовой цепи на Новом Шелковом ж/д пути пока еще развиты слабо. Сhina Railway использует для таких перевозок только 45-фут дизель-электрические рефконтейнеры международного стандарта. В них можно контролировать температуру от -29 ℃ до +27 ℃. В 2016 году China Railway также разработала 40-футовый рефрижераторный контейнер BX1K, в котором температура может достигать -25 ℃. В основном, применяется система транспортировки при контролируемых параметрах температуры. Однако, по словам эксперта, эти технологии пока еще далеко не так развиты, как передовые технологии электронного хранения в Европе.
Не может быть гарантирован температурный контроль во время хранения и транспортировки вакцин. Имеющееся оборудование не способно обеспечить потребности всех вакцин в выживании. В самолетах вакцины обычно перевозятся в специальных переносных охладителях. Они спокойно остаются активными при такой транспортировке от 5 до 14 дней, что может стать проблемой для ж/д.
Кроме того, пункты обслуживания чиллеров и заправки их топливом на маршруте Китай – Европа расположены только на крупных перевалочных станциях (Алашанькоу, Хоргос, Малашевиче и т.п.), поэтому дозаправить их в других местах во время перевозки будет попросту некому.
И, наконец, поезда Китай – Европа пока еще практически не перевозили требующие особого температурного режима фармацевтические грузы. Профессиональные знания персонала в этой области не сформировались.
По всем этим причинам глава Merck считает, что на данном этапе поезда Китай – Европа не могут обеспечить гарантированно качественную доставку вакцин на маршруте.
Chinalogist предлагает вам воспользоваться БЕСПЛАТНОЙ услугой «Оценка действующей схемы логистики», что позволит вам сэкономить на транспортных расходах.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Борис Титов: новая внешняя политика Китая открывает рынок для российских аграриев
Фото пресс-службы Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития

Эксперт по международным связям Борис Титов заявил на форуме China Business Forum 2025 в Москве, что новая внешнеполитическая стратегия Китая открывает значительные перспективы для российских сельхозпроизводителей. По его словам, китайское руководство кардинально изменило отношения с Глобальным Западом, став более независимым и ориентированным на поиск новых поставщиков.

Анатолий Якимов
Как эффективно работать с Китаем: кейс с Кантонской ярмарки от ВЭД Агент

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка: личный опыт и секреты успеха». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши
Анатолий Якимов
Финансы
Влияние цифрового юаня на товарооборот России и Китая: новые возможности расчетов
Фото предоставлено Денисом Борисовым

В конце октября Народный банк Китая официально ввел в эксплуатацию систему трансграничных расчетов Renminbi Digital, основанную на цифровом юане (e-CNY). Эта технологическая инновация призвана стать альтернативой международной платежной системе SWIFT, предлагая независимый от долларовой инфраструктуры инструмент проведения международных платежей и расчетов. Chinalogist попросил экспертов высказать свое мнение об этой инновации.

Анатолий Якимов
Экспорт
Томские и дальневосточные экспортеры увеличили поставки кедрового ореха в Китай и ЕАЭС
Фото с сайта freepir.com

С января по октябрь 2025 года Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора в Томске оформило фитосанитарные сертификаты на экспорт кедрового ореха общим объемом 743 тонны. Это в 3,8 раза превышает показатель за весь 2024 год, когда было отправлено 194 тонны. Более 55% этого объема – около 420 тонн, отгружено в Китай, что в 20 раз больше, чем за прошлый год – 20,8 тонны.

Анатолий Якимов
Форум СнабТех-2025 — драйвер перемен в промышленном снабжении и строительстве
Фото предоставлено организаторами мероприятия

Международный форум СнабТех'25 пройдет 9 декабря в Санкт-Петербурге, в отеле «Коринтия». Уже в шестой раз это мероприятие выступает как крупная платформа для обсуждения вопросов и стратегий в сфере снабжения, логистики и промышленного строительства.

В форуме примут участие топ-менеджеры и эксперты ведущих компаний, таких как ООО «Газпромнефть - Цифровые решения», Банк ПАО «ВТБ», ООО «РЖД-технологии», ПАО ГМК «Норникель», ПАО «Газпром нефть». Они представят реальные кейсы внедрения инноваций, расскажут о текущих вызовах отрасли и эффективных стратегиях управления.

В программе форума запланированы дискуссии и практические кейсы по направлениям:

  • Бизнес-ориентиры 2026: стратегии развития предприятий, опыт лидеров
  • Партнерские модели: поставщик-заказчик - формула Win-Win. Поиск оптимальных условий сотрудничества
  • Цифровой трек: реальные кейсы по улучшению бизнес показателей с помощью цифровых решений
  • Правовой трек: правовая навигация в снабжении, что изменится в 2026 году
  • Импортозамещение: регулирование, возможности и риски
  • HR трек: развитие компетенций нового поколения специалистов
  • Строительный трек: драйверы эффективности в промышленном и гражданском строительстве

Участников с особым статусом ждет встреча с легендарным пилотом Формулы-1 Виталием Петровым, который поделится опытом управления командой и развития бизнеса.

Форум СнабТех'25 — это возможность не только адаптироваться к рыночным изменениям, но и формировать будущее отрасли. Регистрация уже открыта на официальном сайте, количество мест ограничено.

Анатолий Якимов
Товары для украшения дома из Китая оптом: руководство по покупке и импорту в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай уже много лет занимает ведущие позиции в мире по изготовлению и экспорту товаров для украшения дома. Российские предприниматели активно закупают декоративные изделия из Китая оптом благодаря широкому ассортименту, доступным ценам и быстрой адаптации к модным трендам. В статье раскрыты ключевые города-производители, особенности импортного оформления, а также транспорт и сложности, с которыми сталкиваются при импорте декора из КНР.

Анатолий Якимов
Россия и Китай достигли 99,1% расчетов в национальных валютах в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай достигли доли 99,1% расчетов в национальных валютах — рублях и юанях — в рамках программы дедолларизации, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на 11-м Российско-Китайском финансовом диалоге в Пекине. Этот шаг призван минимизировать риски, связанные с использованием западной финансовой инфраструктуры, особенно с учетом возможности ее блокировки.

Анатолий Якимов
Пассажирский поезд Забайкальск–Маньчжурия: обновление инфраструктуры и рост грузооборота
Фото Анатолия Якимова

Пассажирское железнодорожное сообщение между российским Забайкальском и китайской Маньчжурией будет возобновлено. Об этом сообщил начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец 12 ноября на заседании правительства Забайкальского края. Восстановление движения станет существенным событием для приграничных регионов.

Анатолий Якимов
Простой и убытки: ситуация с Забайкальским зерновым терминалом в 2025 году
Фото пресс-службы Забайкальской железной дороги

Директор Забайкальского зернового терминала Андрей Орлов предложил организовать встречу представителей Забайкальского края и города Маньчжурии Автономного округа Внутренняя Монголия КНР для обсуждения эффективной работы зернового сухопутного коридора между Россией и Китаем. Инициатива была озвучена на заседании, посвященном сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также вопросам транспортного сообщения, функционирования пунктов пропуска и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Анатолий Якимов
Экспорт леса и пиломатериалов из Томской и других сибирских областей в Китай вырос
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые десятьмесяцев 2025 года лесопромышленный комплекс Томской области поставил на зарубежные рынки более 1 миллиона кубических метров лесоматериалов. По официальной информации Россельхознадзора, с января по начало ноября было оформлено 18,2 тысячи фитосанитарных сертификатов для экспорта 1,067 миллиона кубометров древесины. Китай занимает третье место по объему экспорта лесоматериалов – 17%. Крупнейшими направлениями стали Узбекистан (48% объема), Киргизия (19%), Казахстан (10%) и Таджикистан (4%). Оставшиеся 2% распределились между Абхазией, Афганистаном, Вьетнамом, Южной Кореей, ОАЭ и Японией.