Павел Мартынов
Финансы

5g, эпидемия и цифровой юань - интернет-торговлю в Китае ждут большие перемены

Пандемия успела нарушить привычный образ жизни. Карантин и самоизоляция стали привычными явлениями. При этом атипичную пневмонию 2003 г. помнят немногие, а именно она, как считают в Китае, помогла возникновению электронной коммерции. Нынешние волны ковида совпадают по времени с широким внедрением 5g, интернета вещей и цифрового юаня. Сотрудница одной из китайских интернет-компаний, магистрант Института русского языка им. А.С. Пушкина Цюй Луяо рассказала ChinaLogist о том, как электронная коммерция в КНР развивалась между двумя эпидемиями.
С быстрым развитием информационных технологий, Китай вступил в "эру 5g". Сигнал покрывает всю страну, но многие задаются вопросом - какое влияние 5g окажет на нашу жизнь?
На это трудно дать однозначный ответ, но можно оглянуться на 10 лет назад и посмотреть, какие перемены принёс 4g.
4 декабря 2013 года Китай официально запустил сеть 4g. С тех пор произошли важные изменения в IT. Мобильный телефон фактически стал небольшим компьютером, что привлекло многие интернет-компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, для инвестиций в области мобильных приложений.
Сначала первое место среди них заняло QQ благодаря удобной системе входа в систему и большому количеству пользователей. После этого компания Tencent разработала приложение WeChat, ставшее сейчас основной коммуникационной платформой в Китае, а благодаря 4g видеовызовы WeChat стали более быстрыми. Это позволило заменить традиционные телефонные звонки. На стриминговых платформах каждый человек в любое время из любой точки может показать то, что он делает. Это оказалось очень удобным для развития электронной коммерции и онлайн-платежей.
Быстрому росту китайских компаний электронной коммерции поспособствовала вспышка атипичной пневмонии в 2003 г. В то время, как и сейчас, многие люди были изолированы дома. Появление Таобао позволило жителям, опасавшимся выходить на улицу, делать покупки в Интернете. Одна за другой появились торговые платформы, такие как Taobao, Jingdong и Tmall. В 2004 г. начинается использование платёжной системы Alipay.
Электронная коммерция возникла в эпоху ПК, медленно развивалась в эпоху 3G и стала популярной в эпоху 4G. Мобильная широкополосная связь стала катализатором электронной коммерции. Это хорошо заметно по глобальным распродажам 11-11, проходящим ежегодно 11 ноября. Во время первой такой акции в 2009 г., объём продаж составил 52 млн юаней. В 2013 г., в год появления WeChat - уже 35 млрд. В 2014 г. - 57,1 млрд; а в 2018 году - 213,5 млрд юаней.
Согласно "докладу об электронной коммерции Китая за 2020 год", в Китае в 2020 году общий объем транзакций электронной торговли достиг 37,21 трлн юаней, из которых объем розничных продаж в Интернете 11,76 трлн юаней. Число пользователей онлайн-магазинов увеличилось на 100 млн человек по сравнению с предыдущим годом, а число пользователей онлайн-магазинов в Китае в итоге 700 млн.
Процесс транзакций при онлайн-платежах заключается в том, что покупатель хранит деньги с банка в платежном кошельке торговой платформы. Покупатели и продавцы завершают “перенос суммы”в кошелек платформы, в то время как продавец выводит деньги из кошелька на банковский счет, что является “сторонним платежом” для платформы.
Из-за большого количества пользователей, Alibaba и Tencent разработали wechat кошельки для платежей на сайте для физических лиц. Если у обеих сторон транзакции есть Alipay/wechat кошельки в их мобильных телефонах, совершить платёж можно, отсканировав QR-код. Родилась эффективная и удобная оплата по мобильному телефону, позволяющая оплатить поездки в общественном транспорте, ресторанах и магазинах, больницах и т.д. У людей исчезла привычка носить с собой наличные.
Но стоит отметить, что несмотря на широкое распространение, кошельки Alipay и WeChat не являются законной цифровой валютой Китая и не имеют юридической силы как юань.
16 июля 2021 года Народный банк Китая (НБК) опубликовал "Белую книгу цифрового юаня", в которой впервые раскрываются прогресс в исследованиях и разработках электронных юаней(e-CNY) в Китае .
Там ясно сказано, что цифровой юань является законным платежным средством, выпущенным НБК. Это цифровая альтернатива банкнотам и платёжный средство со стоимостными характеристиками. Для перевода не нужно открывать банковский счёт (а кошельки Аlipay, WeChat требуется привязывать к счёту).
Транзакции e-CNY можно осуществлять сканированием, переводом через приложение или прикосновением телефона к терминалу (такой способ позволяет провести оплату офлайн). Для этого достаточно скачать приложение “数字人民币APP” на мобильный телефон и зарегистрироваться, указав номер телефона и настоящее имя.
e-CNY является законным платежным средством с самым высоким уровнем безопасности и самым высоким кредитным рейтингом. Цифровые юани обязаны принимать при любых электронных платежах.
Следуя принципу “маленькая сумма анонимна, а большая может быть проверена в соответствии с законом", при двусторонней сделке нельзя видеть и следы транзакции, что позволяет строго осуществлять управление информационной безопасностью и защиту конфиденциальности. В то же время, преступная деятельность, такая как отмывание денег, уклонение от уплаты налогов, онлайн-мошенничество, азартные игры в Интернете и т.д. может быть быстро отслежена.
По состоянию на 30 июня было совершено более 70,7 млн транзакций с цифровым юанем, охватывающих такие области, как оплата проживания, услуги общественного питания, транспорт и путешествия, покупки, государственные услуги. Было открыто более 20,87 млн личных и более 3,51 млн корпоративных кошельков, а стоимость транзакций приблизилась к 34,5 млрд юаней.
23 июня Ли Лихуэй, глава исследовательской группы по блокчейну Китайской ассоциации интернет-финансов и бывший президент Банка Китая, заявил, что пилотный проект цифрового юаня продвигается плавно и теперь был расширен до десяти городов. Он сообщил, что во время зимних Олимпийских игр станет возможным использование цифрового юаня в таких городах, как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, пунктах въезда и выезда, для оплаты в гостиницах и на олимпийских объектах. Здесь с цифровым юанем смогут познакомиться иностранцы.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Таможня
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.