Павел Мартынов
Финансы

5g, эпидемия и цифровой юань - интернет-торговлю в Китае ждут большие перемены

Пандемия успела нарушить привычный образ жизни. Карантин и самоизоляция стали привычными явлениями. При этом атипичную пневмонию 2003 г. помнят немногие, а именно она, как считают в Китае, помогла возникновению электронной коммерции. Нынешние волны ковида совпадают по времени с широким внедрением 5g, интернета вещей и цифрового юаня. Сотрудница одной из китайских интернет-компаний, магистрант Института русского языка им. А.С. Пушкина Цюй Луяо рассказала ChinaLogist о том, как электронная коммерция в КНР развивалась между двумя эпидемиями.
С быстрым развитием информационных технологий, Китай вступил в "эру 5g". Сигнал покрывает всю страну, но многие задаются вопросом - какое влияние 5g окажет на нашу жизнь?
На это трудно дать однозначный ответ, но можно оглянуться на 10 лет назад и посмотреть, какие перемены принёс 4g.
4 декабря 2013 года Китай официально запустил сеть 4g. С тех пор произошли важные изменения в IT. Мобильный телефон фактически стал небольшим компьютером, что привлекло многие интернет-компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, для инвестиций в области мобильных приложений.
Сначала первое место среди них заняло QQ благодаря удобной системе входа в систему и большому количеству пользователей. После этого компания Tencent разработала приложение WeChat, ставшее сейчас основной коммуникационной платформой в Китае, а благодаря 4g видеовызовы WeChat стали более быстрыми. Это позволило заменить традиционные телефонные звонки. На стриминговых платформах каждый человек в любое время из любой точки может показать то, что он делает. Это оказалось очень удобным для развития электронной коммерции и онлайн-платежей.
Быстрому росту китайских компаний электронной коммерции поспособствовала вспышка атипичной пневмонии в 2003 г. В то время, как и сейчас, многие люди были изолированы дома. Появление Таобао позволило жителям, опасавшимся выходить на улицу, делать покупки в Интернете. Одна за другой появились торговые платформы, такие как Taobao, Jingdong и Tmall. В 2004 г. начинается использование платёжной системы Alipay.
Электронная коммерция возникла в эпоху ПК, медленно развивалась в эпоху 3G и стала популярной в эпоху 4G. Мобильная широкополосная связь стала катализатором электронной коммерции. Это хорошо заметно по глобальным распродажам 11-11, проходящим ежегодно 11 ноября. Во время первой такой акции в 2009 г., объём продаж составил 52 млн юаней. В 2013 г., в год появления WeChat - уже 35 млрд. В 2014 г. - 57,1 млрд; а в 2018 году - 213,5 млрд юаней.
Согласно "докладу об электронной коммерции Китая за 2020 год", в Китае в 2020 году общий объем транзакций электронной торговли достиг 37,21 трлн юаней, из которых объем розничных продаж в Интернете 11,76 трлн юаней. Число пользователей онлайн-магазинов увеличилось на 100 млн человек по сравнению с предыдущим годом, а число пользователей онлайн-магазинов в Китае в итоге 700 млн.
Процесс транзакций при онлайн-платежах заключается в том, что покупатель хранит деньги с банка в платежном кошельке торговой платформы. Покупатели и продавцы завершают “перенос суммы”в кошелек платформы, в то время как продавец выводит деньги из кошелька на банковский счет, что является “сторонним платежом” для платформы.
Из-за большого количества пользователей, Alibaba и Tencent разработали wechat кошельки для платежей на сайте для физических лиц. Если у обеих сторон транзакции есть Alipay/wechat кошельки в их мобильных телефонах, совершить платёж можно, отсканировав QR-код. Родилась эффективная и удобная оплата по мобильному телефону, позволяющая оплатить поездки в общественном транспорте, ресторанах и магазинах, больницах и т.д. У людей исчезла привычка носить с собой наличные.
Но стоит отметить, что несмотря на широкое распространение, кошельки Alipay и WeChat не являются законной цифровой валютой Китая и не имеют юридической силы как юань.
16 июля 2021 года Народный банк Китая (НБК) опубликовал "Белую книгу цифрового юаня", в которой впервые раскрываются прогресс в исследованиях и разработках электронных юаней(e-CNY) в Китае .
Там ясно сказано, что цифровой юань является законным платежным средством, выпущенным НБК. Это цифровая альтернатива банкнотам и платёжный средство со стоимостными характеристиками. Для перевода не нужно открывать банковский счёт (а кошельки Аlipay, WeChat требуется привязывать к счёту).
Транзакции e-CNY можно осуществлять сканированием, переводом через приложение или прикосновением телефона к терминалу (такой способ позволяет провести оплату офлайн). Для этого достаточно скачать приложение “数字人民币APP” на мобильный телефон и зарегистрироваться, указав номер телефона и настоящее имя.
e-CNY является законным платежным средством с самым высоким уровнем безопасности и самым высоким кредитным рейтингом. Цифровые юани обязаны принимать при любых электронных платежах.
Следуя принципу “маленькая сумма анонимна, а большая может быть проверена в соответствии с законом", при двусторонней сделке нельзя видеть и следы транзакции, что позволяет строго осуществлять управление информационной безопасностью и защиту конфиденциальности. В то же время, преступная деятельность, такая как отмывание денег, уклонение от уплаты налогов, онлайн-мошенничество, азартные игры в Интернете и т.д. может быть быстро отслежена.
По состоянию на 30 июня было совершено более 70,7 млн транзакций с цифровым юанем, охватывающих такие области, как оплата проживания, услуги общественного питания, транспорт и путешествия, покупки, государственные услуги. Было открыто более 20,87 млн личных и более 3,51 млн корпоративных кошельков, а стоимость транзакций приблизилась к 34,5 млрд юаней.
23 июня Ли Лихуэй, глава исследовательской группы по блокчейну Китайской ассоциации интернет-финансов и бывший президент Банка Китая, заявил, что пилотный проект цифрового юаня продвигается плавно и теперь был расширен до десяти городов. Он сообщил, что во время зимних Олимпийских игр станет возможным использование цифрового юаня в таких городах, как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, пунктах въезда и выезда, для оплаты в гостиницах и на олимпийских объектах. Здесь с цифровым юанем смогут познакомиться иностранцы.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Китай приглашает на выставки в первом полугодии 2025 года
Фото Анатолия Якимова

Китай славится своими выставками промышленного производства. Ежегодно на территории страны проходит несколько сотен подобных мероприятий. Посольство КНР опубликовало перечень крупных выставочных мероприятий на 2025 год.

Перечень разделен на отрасли: наука, образование, высокие технологии и медицина; нефтяная, газовая, угольная и химическая промышленность; энергетика, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, экология; строительство и строительные материалы; транспорт; электроника, информационные технологии и телекоммуникация; лесное хозяйство и озеленение; сельское хозяйство и пищевая промышленность; торговля, инвестиции, туризм.

Самые крупные разделы посвящены промышленности, энергетике и сельскому хозяйству.

Анатолий Якимов
Таможня
Две пенсионерки пытались вывезти 10 нефритовых браслетов в Китай
Фото пресс-службы Читинской таможни

Десять незадекларированных браслетов из необработанного нефрита обнаружили сотрудники таможенного поста Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск». Контрабанду пытались провезти две пенсионерки 61 и 67 лет в багаже.

Сотрудники таможенного поста МАПП «Забайкальск» спросили у пожилых туристок, направляющихся в Маньчжурию о вещах, подлежащих обязательной декларации. Пенсионерки ответили отрицательно. Однако в хорде досмотра у них обнаружили по пять браслетов, изготовленных из природного камня.

Анатолий Якимов
Импорт
В этом году «Зона модных игрушек» дебютирует на выставке Toy & Hobby China
Фото предоставлено организаторами выставки

С 7 по 9 апреля будет проходить 37-я Шэньчжэньская международная выставка игрушек и образования Toy & Hobby China. До этого она называлась Toy & Edu China. Организаторы объяснили, что это связано с новой концепцией, которая отражает современные тренды китайского рынка игрушек, включая коллекционный сегмент.

Рынок модных игрушек Китая к 2026 году вырастет на 24% и превысит 110 миллиардов юаней. Ожидается, что к 2030 году число потребителей модных игрушек в Китае достигнет 49 миллионов человек.

Редакция
Водителей-дальнобойщиков предупредили о мошенничестве с визами в Китай
Фото с сайта unsplash.com

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков предупредила об учащении случаев с мошенничеством при оформлении виз в Китай типа «С» для водителей-дальнобойщиков. «Жертв» мошенники находят в сети интернет. Об этом сообщает сайт организации.

Недобросовестные лица обещают оформить китайские визы для перевозчиков в Москве, что в настоящее время не предусмотрено.

– Документы для получения водительских виз категории «С», предназначенных для членов экипажа автотранспортных средств, возможно подать только в четырех городах России: Хабаровске, Иркутске, Владивостоке и Екатеринбурге, – предупредили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить тканевую обувь в Китае
Фото с сайта chinanews.com

Район Яньши города Лоян провинции Хэнань Центрального Китая славится изготовлением тканевой обуви. Продукцию поставляют в 50 стран мира. Об этом рассказали журналисты сайта Хуаньцюван.

Обувные фабрики района Яньши работают в усиленном режиме. До Нового года по китайскому календарю нужно успеть пошить модели весенней коллекции для внутреннего рынка. С октября по декабрь рабочие выпускали обувь на экспорт. Фабрика «Шуанлун» 80% продукции отправляет в Россию, Корею, Индию и другие страны.

Анатолий Якимов
Импорт
Япония ограничила экспорт ножей, вилок и еще 330 товаров в Россию
Фото с сайта unsplash.com

335 наименований для экспорта в Россию ограничила Япония. При этом, некоторые позиции из перечня возможно импортировать при определенных условиях. Chinalogist изучил, что разрешено ввозить из страны восходящего солнца.

В перечень товаров, которые нельзя экспортировать в Россию из Японии кроме деталей и запчастей для спецавтомобилей, мотоциклов и скутеров, велосипедов, звуковой аппаратуры и бытовой техники – стиральных машин и пылесосов вошли ножи и вилки, ножи для разделки рыбы, щипцы для сахара и лопатки для тортов. Кроме того, под ограничения попали портативные фонари и машинки для самокруток, мечи и стрелы, оборудование для подачи световых и звуковых сигналов, линейные изоляторы и многое другое.

Анатолий Якимов
Импорт из Маньчжурии в Россию вырос на 44% в 2024 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

Товарооборот между городом Маньчжурии и Россией в 2024 году составил 124,27 миллиарда юаней. Это больше на 37%, чем в 2023 году. Информацию предоставила Таможня приграничного города.

Импорт из Маньчжурии в Россию в 2024 года составил 80,08 миллиарда юаней, что на 44% больше показателей предыдущего года. Экспорт из РФ в приграничный город составил 44,2 миллиарда юаней. Прирост к 2023 году составил 25,8%.

При этом, товарооборот таможенной зоны Маньчжурии и России составил 89,6%. Второе место занимает Монголия. Общий товарооборот в прошлом году составил 138,65 миллиарда юаней. Это больше на 39% чем в 2023 году. Импорт составил 90,28 миллиарда юаней – на 47,6% больше предыдущего года, а экспорт – 48,37 миллиарда юаней. Рост составил 25,5%.

Анатолий Якимов
Какие бренды КНР популярны в России и не только

Доля китайских брендов в 2024 году в объеме экспорта выросла на 0,8% и достигла 21,8%. Все чаще автомобили, смартфоны и экшен-камеры из КНР становятся частью повседневной жизни зарубежных пользователей. Сайт «Хуаньцюван» выяснил лидеров среди брендов Китая.

Панорамная камера Insta360

80% выручки бренда Insta360 поступает из-за рубежа. Продукцию продают в 200 странах. Компания Insta360 на протяжении шести лет занимает лидирующие позиции на мировом рынке, доля которого составляет 67,2%.

Эксперты отмечают, что на успех бренда повлияло правильное рыночное позиционирование, надежные каналы сбыта, локализованный маркетинг, послепродажное обслуживание и сильный имидж компании.

Анатолий Якимов
Экспорт мяса из России в Китай вырос на 14% в 2024 году
Фото Анатолия Якимова

Китай закупил в России в 2024 году мяса на 560 миллионов долларов США. Это на 14% больше, чем в предыдущем году. Об этом сообщает «Агроэкспорт».

По экспорту мяса в КНР Россия занимает первое место. Второе место у Саудовской Аравии, третье – у Белоруссии. По итогам года экспорт мяса и субпродуктов вырос на 24% и составил 1,7 миллиарда долларов США.

48% пришлось на мясо птицы, 37% – свинину, 14% – говядину. Ожидается, что к 2030 году экспорт мяса увеличится до 3,6 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Где купить обогреватели в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Город Цыси в провинции Чжэцзян расположен на востоке Китая, известен как «столица мелкой бытовой техники». Большинство обогревателей, экспортируемые в Россию, выпускают здесь.

По информации портала «Жэньминь жибао» онлайн», за 11 месяцев 2024 года из Цыси за рубеж отправили обогревателей на 3,44 миллиарда юаней. Экспорт составил 24,9% от общего объема обогревателей, вывезенных из Китая.

Потребители высоко ценят китайскую продукцию за ее многофункциональность, компактность и оптимальное соотношение цены и качества. Высоким спросом пользуются USB-грелки для рук и ног, обогревающие шарфы и термогрелки. Многие покупатели покупают такие устройства на подарки к праздникам.