Елена Венгерская
Финансы

Экспорт как по нотам: интервью с руководителем подразделения РЭЦ Еленой Браговой

Собираетесь поставлять продукцию за рубеж? Но не знаете, как получить лицензию, сертификаты, финансирование? Не знаете, подходит ли товар для страны экспорта, будет ли он востребован? Сможет ли он пройти через жесткие законодательные барьеры? С какого объема начинать экспорт, какие логистические схемы и каналы продаж выбрать, действовать ли через дистрибьютора или самостоятельно? Ответы на эти и множество других вопросов знают в «Российском экспортном центре» ― государственной структуре, оказывающей всестороннюю поддержку экспортерам. Мы встретились с руководителем обособленного подразделения РЭЦ в Новосибирске Еленой Браговой.
Всего в России работают 15 обособленных подразделений РЭЦ. Три из них в Сибири: Новосибирске, Красноярске и Иркутске. В ведении новосибирского находятся четыре региона: Омская и Новосибирская области, Алтайский край и Республика Алтай. В силу географического положения и традиций бизнеса эти регионы активно экспортируют товары в Китай. Сотни компаний обращаются в «Российский экспортный центр» ежемесячно. Облегчить путь их экспортной деятельности ― большая работа.
CL: Елена, как РЭЦ работает с начинающими экспортерами, в чем видит здесь свои задачи?
Елена Брагова: Задача РЭЦ, прежде всего, ― донести информацию о существующих мерах поддержки и, конечно же, помочь экспортеру в решении возникших вопросов при выходе на новые рынки. Мы готовим экспортера, консультируем по разным направлениям, информируем о том, какие требования необходимо соблюсти в отношении поставок в целевую страну экспорта. В результате формируем правильный подход к ведению экспортной деятельности и выстраиванию экспортной стратегии. Экспортеры готовы беседовать на одном уровне с иностранными участниками внешнеэкономической деятельности.
В регионах мы представляем собой фронт-офисы, помогаем с выбором необходимой меры поддержки, так как у нас в линейке более 100 решений для экспортеров. Неопытному человеку трудно разобраться в них самостоятельно. Мы совместно определяем дорожную карту. Зная профиль экспортера, подбираем наиболее подходящие решения. Отраслевых ограничений нет. Единственное условие — это должен быть несырьевой экспорт. Россия стремится уйти от образа сырьевой державы, и мы активно этому содействуем. Одна из ключевых задач «Российского экспортного центра» — поддержка товаров высокого передела, что помогает формированию добавленной стоимости, созданию новых экспортно ориентированных производств и рабочих мест, использованию новых технологий.
CL: Российский экспортный центр — не только институт поддержки. РЭЦ является агентом правительства, верно? Как РЭЦ участвует в получении лицензии на экспорт?
Елена Брагова: Выполняя функцию агента правительства, мы осуществляем экспертизу документов для получения лицензии на экспорт. Территориальные Управления Минпромторга России были упразднены в 2016 году. Лицензии на экспорт выдаются Минпромторгом РФ в Москве. Поэтому было принято решение упростить процедуру подачи документов на экспертизу для выдачи лицензии. К этому вопросу подключился РЭЦ: мы уполномочены давать заключение, на основании которого Минпромторг РФ выдает лицензию. Если бы не было такой помощи, экспортеру пришлось бы съездить в Москву несколько раз: сдать пакет документов, в случае необходимости доработать его, снова сдать, а потом уже получить готовую лицензию. Конечно, сейчас есть возможность подачи документов в электронном виде, но этот вариант не всем подходит: есть регионы, в которых не используют электронно-цифровую подпись, не знают, как ее оформить. К тому же по некоторым товарам необходимо предоставлять оригиналы разрешительных документов. И экспортеры рады, что можно действовать через нас, ведь мы ближе.
CL: А финансовую поддержку вы оказываете?
Елена Брагова: РЭЦ ― группа компаний. В нее были интегрированы «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (АО «ЭКСАР») и АО «Росэксимбанк», что позволило оптимизировать ресурсы и создать наиболее эффективные бизнес-процессы по предоставлению комплексных услуг экспортно ориентированным компаниям. Консолидация трех наших компаний в единую структуру завершилась в 2017 году. Непосредственно сам «Российский экспортный центр» осуществляет нефинансовую поддержку, а «Росэксимбанк» и «ЭКСАР» — финансовую. Со своей стороны, если речь идет о подписании контракта или проведении переговоров, мы всегда обозначаем возможность получения финансирования, при необходимости. Оно может быть предоставлено как самому экспортерум, так и импортеру ― когда товар интересен ему, но у иностранного покупателя на данный момент нет средств. Плюс мы осуществляем кредитование банка иностранного покупателя. У нас есть страховые, гарантийные инструменты. Так, мы готовы предоставить банковские гарантии, среди которых гарантия возврата авансового платежа, гарантия надлежащего исполнения обязательств по контракту. Плюс очень удобный инструмент для экспортера — гарантия в пользу налоговых органов (гарантия возврата экспортного НДС). Она позволяет сократить сроки возврата НДС. Менее чем через месяц после предоставления документов в налоговую экспортеры смогут использовать эти средства и вновь запустить их в оборот.
Весь мир давно использует различные финансовые инструменты и формы расчетов, позволяющие удовлетворить требования как покупателя, так и продавца. А у нас — предоплата. Без нее предприниматели опасаются отгружать товар. А ведь достаточно просто застраховать сделку, закрыть риск непоступления экспортной выручки. И мы доносим эту информацию до экспортеров.
Как агент правительства, РЭЦ компенсирует затраты, понесенные экспортером на сертификацию высокотехнологичной продукции, на получение патента или регистрацию товарного знака — до 70% по делопроизводству и 100% пошлины. Экспортеры могут компенсировать затраты на транспортировку как высокотехнологичной продукции (до 80%), так и пищевой, сельскохозяйственной продукции (до 50% от понесенных затрат, не более 50% стоимости самого продукта).
В рамках субсидиарной поддержки РЭЦ финансирует затраты на участие в международных выставках, в бизнес-миссиях. Если компания крупная — в размере до 50%. Для МСП — до 80%. Перечень мероприятий представлен у нас на сайте. Любая компания может выбрать событие по интересующей отрасли или стране, зарегистрироваться, направить пакет документов на бумажном носителе в головной офис РЭЦ. После получения пакета специалисты проведут скоринг заявки и выберут для оказания поддержки те компании, которые набрали наибольшее количество баллов.
CL: Говорите ли вы с экспортерами о сложностях, с которыми они столкнутся?
Елена Брагова: РЭЦ старается закрыть все боли экспортеров. Для того чтобы понять, с какими сложностями они сталкиваются, проводился опрос, в котором участвовали более 400 компаний. На основании этого опроса были выделены основные этапы экспортной сделки, на которых возникают проблемы. Прежде всего, это недостаток информации, непонимание новых рынков, сложности с таможенными процедурами. Специалисты РЭЦ не только ориентируют по источникам информации, но и предоставляют данные по импортным тарифам и сборам, по порядку прохождения процедур, связанных с оценкой соответствия продукции предъявляемым на иностранных рынках требованиям, по вопросам валютного законодательства. Основная логика — найти те решения, которые нужны бизнесу и будут адресованы конкретным компаниям.
CL: Помогаете ли вы найти покупателей?
Елена Брагова: Конечно. Самостоятельно экспортеру, особенно начинающему или открывающему новый рынок, очень сложно выделить из многообразия информации, представленной в интернете, те компании, которые могут стать покупателями. У нас многоступенчатая система поиска. Для начинающих мы готовим просто перечень компаний, соответствующих портрету покупателя. Для опытных экспортеров проводим детальный поиск, в рамках которого наши специалисты, руководствуясь предоставленными экспортером документами, не только находят подходящих импортеров, но и проверяют их заинтересованность в той или иной продукции, направляют им коммерческое предложение, созваниваются. Услуга оказывается компаниям, имеющим понимание рынка, серьезно нацеленным на результат. Экспортерам нужно понимать, что мы их именно поддерживаем, а не занимаемся экспортом их продукции вместо них. Все же бизнес остается их собственной инициативой. Не все это понимают.
CL: В каких вопросах экспортеры чаще всего нуждаются в консультировании?
Елена Брагова: Кроме аналитики рынков и поиска контрагентов экспортеры часто интересуются вопросами получения лицензии, сертификации, регистрации патентов, торговой марки, товарных знаков за рубежом.
Консультируем мы и по вопросам таможенного администрирования. Подсказываем, какой пакет документов нужно собрать, в какой период, на что обратить внимание. Таможенное законодательство меняется, нужно отслеживать изменения. Так, после того как прошли изменения в товарной номенклатуре ВЭД, экспортеры по привычке указывали старые коды. Если мы видим в заявке несоответствие, обращаем внимание экспортера на ошибку.
Консультируем по логистике. Помогаем определить оптимальный способ доставки, средний порядок цен на доставку. У нас разработаны отдельные логистические маршруты, например, Ворсино — Далянь, который позволяет доставить продукцию в максимально короткие сроки.
CL: И по надежным перевозчикам тоже консультируете?
Елена Брагова: Конечно. У нас есть аккредитованные партнеры, получившие доверие со стороны РЭЦ, плотно с нами сотрудничающие, прошедшие проверку опыта и компетенций. Любой экспортер может зарегистрироваться на нашем сайте и скачать список таких партнеров и воспользоваться их услугами.
Читайте вторую часть интервью с Еленой Браговой — о продуктовых рынках экспорта и кейсах поддержки экспортеров.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.