Елена Венгерская
Импорт

«Илон Маск еще будет говорить о нас на планерках»: интервью с Ильей Лиховым

Выпускник Новосибирского университета, а ныне генеральный директор производственной компании NEOSUN Energy в Китае, Илья Лихов открыл для себя эту страну 10 лет назад. В отличие от многих обосновавшихся в Китае россиян, которых с Поднебесной связывает только бизнес, Илья по-настоящему любит Китай. Подобно романтикам прошлых веков, он мечтает экспортировать в Россию все лучшее: китайские передовые технологии, китайские бизнес-модели, китайский взгляд на мир.
Основанная Ильей компания NEOSUN Energy успешно работает на ниве альтернативной энергетики, занимаясь производством и продажей солнечных батарей и литий-ионных аккумуляторов, автономных энергосистем и солнечных электростанций. Продукция представлена в десятках стран, среди которых есть такие неожиданные, как Йемен.
Мы встретились с Ильей, чтобы узнать, как основать успешную международную компанию в Китае.
ChinaLogist: Расскажите о вашем первом впечатлении от Китая. Почему Вы решили строить бизнес в этой стране?
Илья Лихов: Впервые я побывал в Китае накануне Олимпиады, еще в ранге туриста, на Хайнане и в Пекине. Это было мое первое заграничное путешествие. Пекин как раз преображался перед Олимпиадой: небоскребы, стадионы... Китай произвел на меня очень сильное впечатление и желание бывать там снова и снова. В 2010 году я уже предпринял целенаправленную поездку ― с мыслью о том, что хочу открыть бизнес в этой стране. Проехал с разведкой по 6 городам, от Пекина до Гонконга. И даже посетил Сингапур.
В те годы Китай в России еще ассоциировался с барахолкой. А это уже была стремительно развивающаяся страна передовых технологий. Вина за клише «барахолки», на мой взгляд, лежит на российских импортерах того времени, тащивших из Китая самый дешевый и некачественный товар и продававших его втридорога. А наши люди, не подозревая о том, что есть альтернативы, скупали этот мусор.
Помню, в порядке эксперимента я решил привезти из Китая аксессуары высокого качества — протестировать спрос. Но когда я попытался зайти с этим в сети, мне отказали со словами: «Вы портите нам рынок, показываете людям, что есть альтернатива». Это мне сказали во многих сетях.
В последние 5 лет россияне перестали воспринимать Китай как фабрику дешевых товаров — благодаря интернету, расставившему все точки над i и рассказавшему, где на самом деле производят качественные товары.
ChinaLogist: Где именно в Китае Вы живете? Почему выбрали этот город?
Илья Лихов: В 2011 году мы приехали в Шэньчжэнь — город высоких технологий, технопарков, стартапов. Здесь легко можно воплотить идею: создать прототип, попробовать его продать, поучаствовать в международных выставках. Здесь можно получить отклики по твоему продукту от китайцев, европейцев, африканцев, арабов… Позже мы переехали в Гуанчжоу где прожили несколько лет. Я очень люблю Гуанчжоу, это один из лучших городов мира. Здесь огромное число красивейших парков, растянувшихся на многие километры. Вся инфраструктура очень продумана. Здесь комфортно и приятно жить. Единственный дискомфорт ― летняя жара и высокая влажность.
Шэньчжэнь и Гуанчжоу ― города будущего. А рядом находится Гонконг, удивительнейший город. Небоскребы Гонконга когда-то накрыли меня своей энергетикой. И за каждым из них был чей-то бизнес, построенный с нуля на международной торговле и производстве высокотехнологичных товаров. Гонконг зажег меня, заставил пересмотреть планы на жизнь и осесть в Китае. Я понял, что даже без знания китайского здесь можно построить успешный бизнес.
ChinaLogist: Но теперь-то Вы, наверное, выучили китайский?
Илья Лихов: В этом пока нет необходимости. В Китае в бизнес-среде распространен английский, и все наши сотрудники им владеют, в том числе китайцы. Английский у меня свободный, а по-китайски я до сих пор знаю лишь несколько фраз из серии «Сколько стоит?» и «Дайте пакет».
ChinaLogist: Расскажите о Вашем первом бизнесе в Китае.
Илья Лихов: Когда мы открывали первую компанию, российский бизнес в Китае был представлен двумя типами предпринимателей. Первыми были своего рода челноки, перевозящие товары по черным и серым схемам. При этом они обижались, когда их называли серыми и черными перевозчиками, но предоставляемые ими поддельные документы сути не меняли. Одновременно в Китае уже работали и легальные российские компании, со штатом и представительствами. Большинство ― в сфере ВЭД, логистики, консалтинга. Такие, как «ВЭД Агент».
Мы же открыли другую компанию ― в чистом виде маркетинговую. Занимались «упаковкой» компаний, созданием брендов, разработкой концепций сбыта. Нашими клиентами были в основном китайские компании, планировавшие экспансию на европейские и американские рынки. К нам приходил производитель обуви в Гуанчжоу, а уходил от нас итальянским брендом. В мире это распространенная практика. Только в России завод и бренд ― единое целое. Везде же это разные понятия. Например, компания Apple ― в чистом виде маркетинговая. У нее нет заводов. Она разрабатывает отличные продукты, круто их упаковывает и продает. А производством этих продуктов занимаются китайские фабрики. Самая известная из которых — Foxсonn. Одновременно с айфонами там производят, например, продукцию для Xiaomi и Huawei.
Как владелец бренда вы можете производить свой товар на тех фабриках, на которых вам выгодно и комфортно его производить. Одна может быть расположена в Китае, другая в Индии, третья во Вьетнаме. Так работают все международные бренды последние лет 40. Только в России эту историю, к сожалению, не понимают. И если я захочу, например, попробовать произвести на Чкаловском заводе небольшие частные самолеты под своей торговой маркой, надо мной в лучшем случае посмеются. Хотя я мог бы загрузить сборочные линии, дать рабочие места и зарплату работникам. В Китае же можно разместить производство на любой подходящей фабрике. Не нужно вкладывать миллиардные инвестиции, чтобы построить свой завод, как в России. На мой взгляд, это главная причина, по которой производство в нашей стране не развивается.
Но вернемся к нашему маркетинговому бизнесу. Он успешно просуществовал около трех лет. Это был важный опыт. Мы создали множество проектов, которыми я горжусь. Но этот бизнес сложно было масштабировать. А мне хотелось построить глобальную компанию. И еще нюанс: когда ты постоянно выстраиваешь чужой сбыт и видишь, как компания N произвела и успешно продала благодаря тебе какие-нибудь чудо-чехлы для смартфонов, понимаешь, что мог бы сейчас создавать концепции сбыта для своей компании и сам с этого зарабатывать.
ChinaLogist: Так появилась NEOSUN Energy?
Илья Лихов: Да. У нас уже была большая составляющая компании: мы умели строить сбыт. Большинство стартапов в высокотехе начинают с поиска денег. Мы же начали с продумывания и организации сбыта. Почему солнечные батареи? Изначально хотелось, чтобы это был продукт, у которого нет локальных границ. Солнечная энергетика — продукт мирового масштаба. Она нужна во всех странах. Например, даже Гренландии солнца очень много, а доставлять топливо за Полярный круг архисложно. Кстати, именно поэтому солнечная энергетика, например, в Якутии куда более перспективна, чем в средней полосе России.
Первой страной, куда мы продали солнечные модули, была Малави, небольшая страна в Африке. А Йемен и вовсе вышел в лидеры по покупкам нашей продукции. Казалось бы, там война. Но именно из-за затяжной войны в Йемене — проблемы с водоснабжением и доступом к электросетям. Инфраструктура разрушена, а люди хотят жить нормально, хотят пить и есть. Поэтому солнечная энергетика — спасение для обычной йеменской семьи, которая сможет готовить себе еду, качать воду из колодца и читать книжку перед сном.
В России же часто говорят, что солнечная энергетика — не для нашей страны. Между тем, солнца в России больше, чем в Европе. А развитие солнечной энергетики в Европе в десятки тысяч раз превосходит Россию. В Германии 30% электроэнергии получают из возобновляемых источников, в Дании — 42%. И в основе тут простой прагматичный подход. Солнечная энергия сейчас самый дешевый вид энергии после ветровой.
В России есть производство солнечных батарей и литий-ионных аккумуляторов (в Новочебоксарске и Новосибирске). На эти заводы потрачены десятки миллиардов, но вряд ли они скоро окупятся. Заводы работают крайне неэффективно, не могут организовать сбыт и умеют работать только с госзаказами.
При этом солнечные модули из Китая на порядок качественнее и дешевле. И наша экономика могла бы получить больший эффект, если бы позволила развиваться именно энергетике, а не двум производителям дорогого и не всегда качественного оборудования.
В Европе долгое время думали сходным образом. Закрывали путь на рынок для китайских товаров заградительными пошлинами. Но потом поняли, что вкладывают деньги в производства, которые хуже и дороже аналогов в Китае. А могут вкладывать в дешевую энергетику всего Евросоюза, если разрешат свободный ввоз недорогих и качественных модулей из Китая. Это совсем другой масштаб воздействия на экономику, так как это сэкономленные деньги всего остального бизнеса и простых людей. Деньги, которые можно использовать куда более эффективно.
В России пока предпочитают идти другим путем. Политика протекционизма не способствует повышению качества. Зачем «Автовазу» производить качественные конкурентоспособные автомобили, если государство закрывает внешние рынки заградительными пошлинами?!
ChinaLogist: Зато Вы можете гордиться своим продуктом.
Илья Лихов: Я очень горжусь тем, что мы делаем. Мы постоянно совершенствуемся и развиваем производство. Сейчас мы производим максимально высокотехнологичные продукты из тех, которые только можно найти на мировом рынке в нашей отрасли. Внедрение современных технологий и диверсификация, позволяет нам работать в премиум-сегменте, хотя мы все еще стартап. Небольшой размер компании дает нам гибкость, плюс расходы не такие высокие, что позволяет производить высококачественный продукт значительно дешевле крупных международных компаний.
Также с этого года мы запустили производство литий-ионных аккумуляторов. Аналогичных тем, что продает Tesla, с той лишь разницей, что отгружаем мы их намного быстрее. Пока мы не такие раскрученные, но у нас большие амбиции. В наших планах на ближайшие пару лет, чтобы в Tesla знали о нас и обсуждали бы нашу работу на своих планерках.
Помимо литий-ионных аккумуляторов мы планируем запустить производство зарядных станций для электромобилей. А так как мы во многом идем по пути Tesla, то следующим шагом могут стать сами электромобили. В России они пока удел фанатов. В Китае же все иначе. В том же Шэньчжэне весь городской таксомоторный парк — электрический. Все автобусы и такси, за редким исключением — электромобили. Это дешево, эффективно и экологично. Проезд на 100 км на электромобиле стоит всего около 30 руб. На бензине же это обойдется примерно в 500 руб. Но в России электромобили — пока что-то фантастическое.
ChinaLogist: Получается, что Китай — страна победившей фантастики?
Илья Лихов: Когда я понял, что Китай совсем не похож на ту страну, какой его представляют в России, у меня в голове сложился некий паззл. Вспомним все истории «экономических чудес»: Японию, Сингапур, Китай. В этих странах не изобретали велосипед. Там копировали идеи и решения, не стеснялись учиться у американцев, англичан, русских. Китай давно уже обогнал Россию и по уровню жизни, и по уровню развития технологий. Это раньше было Made in China, сегодня — Created in China. Теперь китайцы создают, а не копируют. Особенно поколение двадцати-двадцатипятилетних. Они вернулись в Китай из университетов Европы и Америки. И вы только посмотрите на их решения в области нанотехнологий, микроэлектроники, квантовых вычислений! Гигантское количество стартапов! А компании, которые раньше работали как OEM (ZTE, Huawei и т.п.), теперь становятся угрозой для американских брендов.
ChinaLogist: Чему, в первую очередь, нам нужно поучиться у китайцев?
Илья Лихов: Например, тому, чтобы не стесняться и сразу позиционировать себя как международную компанию. В России часто думают: «Мы сейчас здесь попродаем, а потом начнем продавать во всем мире». Это как открыть ларек в спальном районе и сказать: «Я вот сейчас быстренько здесь поторгую, а потом когда-нибудь создам сеть гипермаркетов». Так не бывает. Ты или сразу строишь сеть гипермаркетов, либо так и будешь держать ларек на микрорайоне.
Мы молодцы, что первыми отправили человека в космос. Но это было 60 лет назад, и сегодня в области космоса мы далеко не впереди планеты всей. Около 10 лет назад Илон Маск пытался договориться с «Роскосмосом» о совместной работе, но люди с короной на голове сказали ему: «Ты кто такой, мальчик?». Сегодня частная компания Илона Маска в несколько раз опережает «Роскосмос» по количеству запусков и на десятки лет — по технологиям.
Китайцы не стеснялись приспускать корону, когда это было нужно, не стеснялись учиться и делать совместные проекты. Они прошли путь от новичков до профессионалов. Их боятся в Америке и в Европе, но не из-за ядерного оружия, а как экономической и интеллектуальной махины. Китайцы теперь могут создавать. Им больше не нужны технологии Силиконовой долины. И нам нужно пойти тем же путем. Иногда стоит начать с чистого листа.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Российские карты в Китае: ограничения, причины и перспективы внедрения QR-платежей
Фото Анатолия Якимова

В Китае пока отсутствует возможность рассчитываться картами «Мир» и другими банковскими платежными системами из-за ограничений в международной банковской инфраструктуре и санкционного давления. Однако внедрение платежей через QR-коды, которые не требуют прямого взаимодействия с банковскими сетями, рассматривается как перспективное решение для российских туристов и бизнесменов.

Анатолий Якимов
Импорт
Второй раз за год: китайское судно XIN XIN HAI 1 прибыло в Архангельск по Северному морскому пути
Фото из ТГ-канала Александра Цыбульского

В морской порт Архангельск второй раз в 2025 году прибыло судно из Китая – контейнеровоз XIN XIN HAI 1, которое прошло по Северному морскому пути в рамках мультимодального маршрута «Арктический экспресс № 1». Об этом сообщил губернатор Архангельской области Александр Цибульский.

Анатолий Якимов
Экспорт
Первый контейнерный поезд с экспортным лесом прошел через Забайкальск – Маньчжурию в Китай
Фото Анатолия Якимова

Впервые в истории Международного железнодорожного пограничного перехода «Забайкальск — Маньчжурия» прошла отправка контейнерного поезда с экспортным биржевым грузом. После перевалки с российского подвижного состава колеи 1520 мм на китайский стандарт 1435 мм, 76 40-футовых контейнеров в ближайшее время доставят до конечного получателя на станцию Тайцан, округ Сучжоу, провинция Цзянсу. Эта поставка стала результатом первой в России экспортной сделки через цифровую платформу «Оператор товарных поставок» (ОТП РЖД) на Петербургской бирже в новой секции «Лес и стройматериалы».

Анатолий Якимов
Импорт
Электромобили составляют 40% ввезенных в СФО авто: более половины – китайские
Фото сгенерировано ИИ Шендеврум

За восемь месяцев 2025 года ввоз электромобилей в Сибирский федеральный округ для личного использования вырос более чем на 15% в сравнении с прошлым годом, достигнув доли свыше 40% от общего числа импортированных транспортных средств. Лидерами по импорту остаются автомобили китайского производства, составляющие более половины ввезенного автопарка.

Анатолий Якимов
Новый транспортный коридор в Китай: подробности проекта в Забайкальском крае
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

На Восточном экономическом форуме во Владивостоке был подписан стратегический договор между правительством Забайкальского края и корпорацией «Мосстройтранс» на создание трансграничного транспортно-логистического центра в Приаргунском округе. Общий объем инвестиций в проект составляет около 30 миллиардов рублей. Подробности сообщила газета «Приаргунская заря».

Анатолий Якимов
Импорт
Топ-10 популярных китайских брендов и товаров в сентябре 2025
Коллаж из фото с сайта aliexpress.ru

В сентябре 2025 года на китайских маркетплейсах в России особо выделились 10 популярных товаров от известных брендов. Они востребованы по разным причинам — от уникального дизайна до технологичности и доступности. Chinalogist изучил каждый из этих товаров подробнее.

Анатолий Якимов
Импорт
Новая система контроля параллельного импорта в России заработает в 2026 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России отмечает заметное и продолжающееся снижение объемов параллельного импорта. За последние два месяца поставки по этому механизму составили 1,4-1,5 миллиарда долларов США, что существенно ниже среднемесячных 2,5 миллиарда долларов США в предыдущие периоды. Об этом рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов. Чиновник подчеркнул, что ведомство работает над совершенствованием контроля за ввозом товаров с параллельным импортом.

Анатолий Якимов
Китай вдвое увеличил экспорт персиков и нарастил поставки фруктов в Россию в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай в 2025 году более чем вдвое увеличил экспорт персиков в Россию, достигнув рекордных поставок на сумму свыше 30 миллионов долларов США, что почти вдвое превышает показатели прошлого года.

Анатолий Якимов
Спад торговли РФ и КНР в 2025 году: причины и влияние на двусторонние отношения
Фото с сайта unsplash.com

Товарооборот между Китаем и Россией в январе—августе 2025 года снизился на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 143,76 миллиарда долларов США, свидетельствуют данные Главного таможенного управления Китая. Экспорт китайских товаров в Россию упал на 9,7%, составив 64,77 миллиарда долларов США, импорт из России — на 9,1%, до 78,99 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев Россия сохраняет положительное торговое сальдо в 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% меньше, чем в 2024 году.

Анатолий Якимов
Развитие транспортной инфраструктуры и логистики Дальнего Востока — план президента Владимира Путина
Фото с официального сайта Президента России

Президент России Владимир Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума рассказал о масштабных планах по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики, подчеркнув ключевые приоритеты модернизации и расширения логистических возможностей региона.