Как китайский потребительский рынок изменился после COVID?

Аналитика
12.06.20203

Автор: Алексей Чигадаев, руководитель международных проектов, коммуникационная группа iMARS

Пандемия коронавируса — явление, без каких-либо преуменьшений, уникальное. На несколько месяцев люди, живущие в условиях высококонкурентного предложения самых разных товаров и услуг, вдруг оказались взаперти, отрезанными от привычного мира потребления.

Очевидно, что часть сферы услуг, подразумевающая в той или иной степени взаимодействие людей (салоны красоты, заведения общественного питания и т.п.), практически была уничтожена. Но вирус коснулся и вопросов гораздо более прозаичных: что купить на ужин, где достать свежие овощи, стоит ли покупать онлайн то, что еще недавно казалось немыслимым? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.

Китайская статистика у многих аналитиков зачастую вызывает некоторую долю сомнения. Однако стоит, в первую очередь, обратиться именно к официальным данным, которые в той или иной степени задают некий тренд. Да, возможно, в относительных показателях могут быть погрешности, но в целом данных хватает для того, чтобы судить об объективных изменениях на потребительском рынке в широком смысле слова.

17 апреля 2020 года на сайте1 Центрального народного правительства КНР опубликован доклад Национального бюро статистики КНР, в котором кратко анализируются основные отраслевые экономические показатели по итогам первого квартала 2020 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.

СЕКТОР УСЛУГ

В марте третичный сектор экономики в совокупности снизился на 9,1% (снижение на 3,9% по сравнению с периодом с января по февраль). С января по февраль операционные доходы компаний в сфере услуг снизились на 12,2%, в то время как операционные доходы крупных интернет-гигантов выросли на 10,1%, а IT-компаний — на 0,7% соответственно.

Что росло еще? Добавленная стоимость услуг разработки ПО и IT-услуг за первый квартал выросла на 13,2%, а финансовые услуги — на 6%.

В марте индекс деловой активности в сфере услуг составил 51,8% (увеличение на 21,7% по сравнению с февралем). Наиболее высокие показатели деловой активности — в транспортной (59,3%), складской и почтовой отраслях (60,6%), розничной торговле и в сфере финансовых услуг (62,9%). Индекс ожиданий деловой активности в сфере услуг непрерывно растет, что говорит о вере бизнеса в восстановление рынка.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Важно отметить, что согласно отчету, 50% потребителей планировали вернуться к покупкам сразу после окончания пандемии.

  • Общий объем розничных продаж потребтоваров за 1-ый квартал —¥7,858 трлн. (снижение на 19%)
  • Общий объем розничных продаж потребтоваров в марте — ¥ 2,645 трлн / (снижение на 15,8%)
  • В городах спрос на потребтовары снизился на 19,1% и составил ¥ 6,785 трлн.
  • В сельской местности спрос на потребтовары снизился на 17,7% и составил ¥ 1,072 трлн.

На что больше всего тратили в период эпидемии?

  • Сфера общественного питания / Доход — ¥602,6 млрд. ↘️ на 44,3%
  • Розничная торговли товарами / Доход — ¥7,255 трлн. ↘️ на 15,8%

Что выросло?

  • Растительное масло / продукты питания ↗️ на 12,6%
  • Напитки ↗️ на 4,1%
  • Китайские и западные лекарства ↗️ на 2,9%
  • Через интернет было оформлено заказов на ¥ 2,216 трлн. / ↘️ на 0,8%. При этом объем розничной торговли физическими товарами составил ¥1,853 трлн / рост на 5,9%.

Темпы прироста общего объема розничной торговли социальными товарами широкого потребления.

ЦЕНЫ  

Потребительские цены в среднем выросли на 4,9%:

  • в городе — ↗️ на 4,6%
  • в сельских районах — ↗️ на 5,9%

После вычета цен на продукты питания и энергоносители базовый индекс потребительских цен (CPI) вырос на 1,3%

Рост потребительских цен.

Цены по категориям:

  • на продукты питания, табак и алкоголь ↗️ на 14,9%
  • на одежду ↗️ на 0,2%
  • на жилье ↗️ на 0,2%
  • на товары и услуги для дома ↗️ 0,2%
  • на транспорт и связь ↗️ 1,5%
  • образование, культуру и развлечения ↗️ 1,9%
  • здравоохранение ↗️ на 2,2%
  • на зерновые продукты ↗️ на 0,6%
  • на свежие овощи ↗️ на 9%
  • на свинину ↗️ на 122,5%2

ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

Номинальный доход граждан растет, реальных доход сокращается, различия в реальном располагаемом подушевом доходе между городским и сельским населением уменьшается. Медианный доход на душу населения в стране составил ¥7109 / ↘️ на 0,7%.

Располагаемый доход на душу населения составил ¥8561.

  • номинальное ↗️ на 0,8%
  • реальное ↘️ на 3,9% после вычета ценовых факторов

Городские жители / на душу населения — ¥11 691

  • номинальное ↗️ на 0,5%
  • реальное ↘️ на 3,9%

Сельские жители / на душу населения — ¥4 641

  • номинальное ↗️ на 0,9%
  • реальное ↘️ на 4,7%

Как сказал Марк Твен, «слухи о моей смерти сильно преувеличены». Китайский потребительский рынок действительно переживает не лучшие времена — как и любой другой рынок в странах по всему миру. Пандемия, как я уже сказал, явление поистине уникальное. Никто из ныне живущих никогда не сталкивался с подобным вызовом и не имеет готовых решений для возникших экономических проблем.

Существующие прогнозы3 не дают полного долгосрочного понимания того, куда может привести кризис. Имеющиеся исследования устанавливают максимальный горизонт планирования лишь в две недели! Очевидно, что в краткосрочной перспективе люди готовы тратить исключительно на продукты питания, бытовую технику и уходовую косметику. Остальные категории пока остаются вне рамок планирования семейного либо индивидуального бюджета.

Наиболее серьезный вызов китайскому потребительскому рынку — стимулирование внутреннего спроса и возврат к прежним объемам экспорта. Существуют целые сектора экономики и города, производственные кластеры, работающие исключительно на экспорт. Проблема, с которой столкнулся китайский рынок — и что не грозит российскому по многим направлениям — переизбыток товаров. Их попросту некому продавать, потому что глобализация схлопнулась буквально за несколько дней и между странами возникли непреодолимые стены. Потребители сидят дома.

Главный ресурс экономики будущего — потребитель, а не товары и услуги. Рынок услуг будет восстанавливаться сверхбыстрыми темпами. Его основа — люди, и он не привязан к ресурсным базам, фабриками и т.п.

Китай обладает огромным количеством потребителей, до которых страсть потребления еще не дошла — в объеме, сравнимом с крупными мегаполисами. Вероятно, на них и будет сделана ставка в восстановлении потребительского спроса. У жителей сельских районов есть сбережения, но они пока не готовы тратить, как показывает статистика. За их счет и будет восстанавливаться экономика.

----------------------------

1 统筹疫情防控和经济社会发展成效显著 3月份主要经济指标降幅明显收窄。 www.gov.cn/xinwen/2020-04/17/content_5503429.htm

2 Сейчас цены на свинину начали постепенно снижаться, так как правительство приняло меры по увеличению поставок для смягчения последствий африканской чумы свиней и эпидемии коронавирусной инфекции.

3 https://www.mckinsey.com/featured-insights/asia-pacific/survey-asian-con...

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными публикациями.

B2B-биржа:

экспресс-форма участия

Вы участник ВЭД? Предлагаете или ищете товар или услугу? Получите лучшие предложения по международному бизнесу, заполнив форму!

Нажав кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку моих персональных данных. С условиями обработки персональных данных, изложенными на сайте chinalogist.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Комментарии 3

Аватар пользователя Алёна Котенёва
Алёна Котенёва
24.06.2020 - 20:06

Китайский рынок, как и любой сейчас испытывает серьезные трудности. Как видно из приведенной статистики, многие отрасли терпят убытки. Я полагаю, что наилучшим решением не потерять бизнес, а наоборот - преуспеть, будет являться переориентация производства и деятельности компаний в принципе. Как бы то плохо не звучало, но хайп может быть и в положительном ключе. Многие компании этим и воспользовались - стали производить средства защиты и дезинфекции, интернет-магазины делать более привлекательные предложения, а сфера питания - работать на вынос. Тем не менее, подстроиться под условия пандемии не смогут компании, занимающиеся, например, тяжелой промышленностью или же, как было сказано, работающие исключительно на экспорт. Более того, КНР в данный момент столкнулся с антикитайскими настроениями по всему миру, что также будет отрицательно сказываться на экономике. Несмотря на такие условия, нужно надеяться на лучшее, а трудолюбие и стремление китайцев будет только способствовать более быстрому выходу из кризиса. Спасибо, довольно интересная статья!

На мой взгляд, Китай действительно на данный момент является примером для других государств в плане поддержки своего населения в это нелёгкое время. Первая страна, столкнувшаяся с пандемией XXI века смогла в кратчайшие сроки взять под контроль её распространение. Безусловно, большая часть в экономике Китая принадлежит экспорту, однако можно отметить, что глобализация на этом не закончилась, ведь это не только обмен произведёнными товарами, поэтому, я бы не утверждала, что «глобализация схлопнулась», ведь это уже невозможно, и не всё так плохо. Общение между государствами не прекращается, сфера экономики найдёт выход и обмен будет продолжаться. Это очередное испытание для всего мира, который должен бороться за своё будущее.

Аватар пользователя Elizaveta Yurkova
Elizaveta Yurkova
05.08.2020 - 05:08

Китай самый первый из мировых держав столкнулся с вирусом и ушел на карантин,что не самым лучшим образом конечно же отразилась на экономике страны,которая даже и не задумывалась о падении и росла темпами до 15% в год. Возобновившие работу китайские компании сегодня сталкиваются не только с проблемой предложения, сколько с проблемой спроса. Я думаю,что по мере того,как восстанавливается Китай и возобновляет свои поставки, на него будут воздействовать шоки спроса из-за его собственного подавленного спроса и все более зараженного мира.

Ваш комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Читай новости первым
Скрыть
Горячая линия COVID-19