Как китайский потребительский рынок изменился после COVID?

Аналитика
12.06.20202

Автор: Алексей Чигадаев, руководитель международных проектов, коммуникационная группа iMARS

Пандемия коронавируса — явление, без каких-либо преуменьшений, уникальное. На несколько месяцев люди, живущие в условиях высококонкурентного предложения самых разных товаров и услуг, вдруг оказались взаперти, отрезанными от привычного мира потребления.

Очевидно, что часть сферы услуг, подразумевающая в той или иной степени взаимодействие людей (салоны красоты, заведения общественного питания и т.п.), практически была уничтожена. Но вирус коснулся и вопросов гораздо более прозаичных: что купить на ужин, где достать свежие овощи, стоит ли покупать онлайн то, что еще недавно казалось немыслимым? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.

Китайская статистика у многих аналитиков зачастую вызывает некоторую долю сомнения. Однако стоит, в первую очередь, обратиться именно к официальным данным, которые в той или иной степени задают некий тренд. Да, возможно, в относительных показателях могут быть погрешности, но в целом данных хватает для того, чтобы судить об объективных изменениях на потребительском рынке в широком смысле слова.

17 апреля 2020 года на сайте1 Центрального народного правительства КНР опубликован доклад Национального бюро статистики КНР, в котором кратко анализируются основные отраслевые экономические показатели по итогам первого квартала 2020 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.

СЕКТОР УСЛУГ

В марте третичный сектор экономики в совокупности снизился на 9,1% (снижение на 3,9% по сравнению с периодом с января по февраль). С января по февраль операционные доходы компаний в сфере услуг снизились на 12,2%, в то время как операционные доходы крупных интернет-гигантов выросли на 10,1%, а IT-компаний — на 0,7% соответственно.

Что росло еще? Добавленная стоимость услуг разработки ПО и IT-услуг за первый квартал выросла на 13,2%, а финансовые услуги — на 6%.

В марте индекс деловой активности в сфере услуг составил 51,8% (увеличение на 21,7% по сравнению с февралем). Наиболее высокие показатели деловой активности — в транспортной (59,3%), складской и почтовой отраслях (60,6%), розничной торговле и в сфере финансовых услуг (62,9%). Индекс ожиданий деловой активности в сфере услуг непрерывно растет, что говорит о вере бизнеса в восстановление рынка.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Важно отметить, что согласно отчету, 50% потребителей планировали вернуться к покупкам сразу после окончания пандемии.

  • Общий объем розничных продаж потребтоваров за 1-ый квартал —¥7,858 трлн. (снижение на 19%)
  • Общий объем розничных продаж потребтоваров в марте — ¥ 2,645 трлн / (снижение на 15,8%)
  • В городах спрос на потребтовары снизился на 19,1% и составил ¥ 6,785 трлн.
  • В сельской местности спрос на потребтовары снизился на 17,7% и составил ¥ 1,072 трлн.

На что больше всего тратили в период эпидемии?

  • Сфера общественного питания / Доход — ¥602,6 млрд. ↘️ на 44,3%
  • Розничная торговли товарами / Доход — ¥7,255 трлн. ↘️ на 15,8%

Что выросло?

  • Растительное масло / продукты питания ↗️ на 12,6%
  • Напитки ↗️ на 4,1%
  • Китайские и западные лекарства ↗️ на 2,9%
  • Через интернет было оформлено заказов на ¥ 2,216 трлн. / ↘️ на 0,8%. При этом объем розничной торговли физическими товарами составил ¥1,853 трлн / рост на 5,9%.

Темпы прироста общего объема розничной торговли социальными товарами широкого потребления.

ЦЕНЫ  

Потребительские цены в среднем выросли на 4,9%:

  • в городе — ↗️ на 4,6%
  • в сельских районах — ↗️ на 5,9%

После вычета цен на продукты питания и энергоносители базовый индекс потребительских цен (CPI) вырос на 1,3%

Рост потребительских цен.

Цены по категориям:

  • на продукты питания, табак и алкоголь ↗️ на 14,9%
  • на одежду ↗️ на 0,2%
  • на жилье ↗️ на 0,2%
  • на товары и услуги для дома ↗️ 0,2%
  • на транспорт и связь ↗️ 1,5%
  • образование, культуру и развлечения ↗️ 1,9%
  • здравоохранение ↗️ на 2,2%
  • на зерновые продукты ↗️ на 0,6%
  • на свежие овощи ↗️ на 9%
  • на свинину ↗️ на 122,5%2

ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

Номинальный доход граждан растет, реальных доход сокращается, различия в реальном располагаемом подушевом доходе между городским и сельским населением уменьшается. Медианный доход на душу населения в стране составил ¥7109 / ↘️ на 0,7%.

Располагаемый доход на душу населения составил ¥8561.

  • номинальное ↗️ на 0,8%
  • реальное ↘️ на 3,9% после вычета ценовых факторов

Городские жители / на душу населения — ¥11 691

  • номинальное ↗️ на 0,5%
  • реальное ↘️ на 3,9%

Сельские жители / на душу населения — ¥4 641

  • номинальное ↗️ на 0,9%
  • реальное ↘️ на 4,7%

Как сказал Марк Твен, «слухи о моей смерти сильно преувеличены». Китайский потребительский рынок действительно переживает не лучшие времена — как и любой другой рынок в странах по всему миру. Пандемия, как я уже сказал, явление поистине уникальное. Никто из ныне живущих никогда не сталкивался с подобным вызовом и не имеет готовых решений для возникших экономических проблем.

Существующие прогнозы3 не дают полного долгосрочного понимания того, куда может привести кризис. Имеющиеся исследования устанавливают максимальный горизонт планирования лишь в две недели! Очевидно, что в краткосрочной перспективе люди готовы тратить исключительно на продукты питания, бытовую технику и уходовую косметику. Остальные категории пока остаются вне рамок планирования семейного либо индивидуального бюджета.

Наиболее серьезный вызов китайскому потребительскому рынку — стимулирование внутреннего спроса и возврат к прежним объемам экспорта. Существуют целые сектора экономики и города, производственные кластеры, работающие исключительно на экспорт. Проблема, с которой столкнулся китайский рынок — и что не грозит российскому по многим направлениям — переизбыток товаров. Их попросту некому продавать, потому что глобализация схлопнулась буквально за несколько дней и между странами возникли непреодолимые стены. Потребители сидят дома.

Главный ресурс экономики будущего — потребитель, а не товары и услуги. Рынок услуг будет восстанавливаться сверхбыстрыми темпами. Его основа — люди, и он не привязан к ресурсным базам, фабриками и т.п.

Китай обладает огромным количеством потребителей, до которых страсть потребления еще не дошла — в объеме, сравнимом с крупными мегаполисами. Вероятно, на них и будет сделана ставка в восстановлении потребительского спроса. У жителей сельских районов есть сбережения, но они пока не готовы тратить, как показывает статистика. За их счет и будет восстанавливаться экономика.

----------------------------

1 统筹疫情防控和经济社会发展成效显著 3月份主要经济指标降幅明显收窄。 www.gov.cn/xinwen/2020-04/17/content_5503429.htm

2 Сейчас цены на свинину начали постепенно снижаться, так как правительство приняло меры по увеличению поставок для смягчения последствий африканской чумы свиней и эпидемии коронавирусной инфекции.

3 https://www.mckinsey.com/featured-insights/asia-pacific/survey-asian-con...

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными публикациями.

B2B-биржа:

экспресс-форма участия

Вы участник ВЭД? Предлагаете или ищете товар или услугу? Получите лучшие предложения по международному бизнесу, заполнив форму!

Нажав кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку моих персональных данных. С условиями обработки персональных данных, изложенными на сайте chinalogist.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Комментарии 2

Аватар пользователя Алёна Котенёва
Алёна Котенёва
24.06.2020 - 20:06

Китайский рынок, как и любой сейчас испытывает серьезные трудности. Как видно из приведенной статистики, многие отрасли терпят убытки. Я полагаю, что наилучшим решением не потерять бизнес, а наоборот - преуспеть, будет являться переориентация производства и деятельности компаний в принципе. Как бы то плохо не звучало, но хайп может быть и в положительном ключе. Многие компании этим и воспользовались - стали производить средства защиты и дезинфекции, интернет-магазины делать более привлекательные предложения, а сфера питания - работать на вынос. Тем не менее, подстроиться под условия пандемии не смогут компании, занимающиеся, например, тяжелой промышленностью или же, как было сказано, работающие исключительно на экспорт. Более того, КНР в данный момент столкнулся с антикитайскими настроениями по всему миру, что также будет отрицательно сказываться на экономике. Несмотря на такие условия, нужно надеяться на лучшее, а трудолюбие и стремление китайцев будет только способствовать более быстрому выходу из кризиса. Спасибо, довольно интересная статья!

На мой взгляд, Китай действительно на данный момент является примером для других государств в плане поддержки своего населения в это нелёгкое время. Первая страна, столкнувшаяся с пандемией XXI века смогла в кратчайшие сроки взять под контроль её распространение. Безусловно, большая часть в экономике Китая принадлежит экспорту, однако можно отметить, что глобализация на этом не закончилась, ведь это не только обмен произведёнными товарами, поэтому, я бы не утверждала, что «глобализация схлопнулась», ведь это уже невозможно, и не всё так плохо. Общение между государствами не прекращается, сфера экономики найдёт выход и обмен будет продолжаться. Это очередное испытание для всего мира, который должен бороться за своё будущее.

Ваш комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Читай новости первым
Скрыть
Горячая линия COVID-19