Слово Эксперта
Финансы

Как китайский потребительский рынок изменился после COVID?

Автор: Алексей Чигадаев, руководитель международных проектов, коммуникационная группа iMARS
Пандемия коронавируса — явление, без каких-либо преуменьшений, уникальное. На несколько месяцев люди, живущие в условиях высококонкурентного предложения самых разных товаров и услуг, вдруг оказались взаперти, отрезанными от привычного мира потребления.
Очевидно, что часть сферы услуг, подразумевающая в той или иной степени взаимодействие людей (салоны красоты, заведения общественного питания и т.п.), практически была уничтожена. Но вирус коснулся и вопросов гораздо более прозаичных: что купить на ужин, где достать свежие овощи, стоит ли покупать онлайн то, что еще недавно казалось немыслимым? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.
Китайская статистика у многих аналитиков зачастую вызывает некоторую долю сомнения. Однако стоит, в первую очередь, обратиться именно к официальным данным, которые в той или иной степени задают некий тренд. Да, возможно, в относительных показателях могут быть погрешности, но в целом данных хватает для того, чтобы судить об объективных изменениях на потребительском рынке в широком смысле слова.
17 апреля 2020 года на сайте1 Центрального народного правительства КНР опубликован доклад Национального бюро статистики КНР, в котором кратко анализируются основные отраслевые экономические показатели по итогам первого квартала 2020 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.
СЕКТОР УСЛУГ
В марте третичный сектор экономики в совокупности снизился на 9,1% (снижение на 3,9% по сравнению с периодом с января по февраль). С января по февраль операционные доходы компаний в сфере услуг снизились на 12,2%, в то время как операционные доходы крупных интернет-гигантов выросли на 10,1%, а IT-компаний — на 0,7% соответственно.
Что росло еще? Добавленная стоимость услуг разработки ПО и IT-услуг за первый квартал выросла на 13,2%, а финансовые услуги — на 6%.
В марте индекс деловой активности в сфере услуг составил 51,8% (увеличение на 21,7% по сравнению с февралем). Наиболее высокие показатели деловой активности — в транспортной (59,3%), складской и почтовой отраслях (60,6%), розничной торговле и в сфере финансовых услуг (62,9%). Индекс ожиданий деловой активности в сфере услуг непрерывно растет, что говорит о вере бизнеса в восстановление рынка.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Важно отметить, что согласно отчету, 50% потребителей планировали вернуться к покупкам сразу после окончания пандемии.
  • Общий объем розничных продаж потребтоваров за 1-ый квартал —¥7,858 трлн. (снижение на 19%)
  • Общий объем розничных продаж потребтоваров в марте — ¥ 2,645 трлн / (снижение на 15,8%)
  • В городах спрос на потребтовары снизился на 19,1% и составил ¥ 6,785 трлн.
  • В сельской местности спрос на потребтовары снизился на 17,7% и составил ¥ 1,072 трлн.
На что больше всего тратили в период эпидемии?
  • Сфера общественного питания / Доход — ¥602,6 млрд. ↘️ на 44,3%
  • Розничная торговли товарами / Доход — ¥7,255 трлн. ↘️ на 15,8%
Что выросло?
  • Растительное масло / продукты питания ↗️ на 12,6%
  • Напитки ↗️ на 4,1%
  • Китайские и западные лекарства ↗️ на 2,9%
  • Через интернет было оформлено заказов на ¥ 2,216 трлн. / ↘️ на 0,8%. При этом объем розничной торговли физическими товарами составил ¥1,853 трлн / рост на 5,9%.
Темпы прироста общего объема розничной торговли социальными товарами широкого потребления.
ЦЕНЫ
Потребительские цены в среднем выросли на 4,9%:
  • в городе — ↗️ на 4,6%
  • в сельских районах — ↗️ на 5,9%
После вычета цен на продукты питания и энергоносители базовый индекс потребительских цен (CPI) вырос на 1,3%
Рост потребительских цен.
Цены по категориям:
  • на продукты питания, табак и алкоголь ↗️ на 14,9%
  • на одежду ↗️ на 0,2%
  • на жилье ↗️ на 0,2%
  • на товары и услуги для дома ↗️ 0,2%
  • на транспорт и связь ↗️ 1,5%
  • образование, культуру и развлечения ↗️ 1,9%
  • здравоохранение ↗️ на 2,2%
  • на зерновые продукты ↗️ на 0,6%
  • на свежие овощи ↗️ на 9%
  • на свинину ↗️ на 122,5%2
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Номинальный доход граждан растет, реальных доход сокращается, различия в реальном располагаемом подушевом доходе между городским и сельским населением уменьшается. Медианный доход на душу населения в стране составил ¥7109 / ↘️ на 0,7%.
Располагаемый доход на душу населения составил ¥8561.
  • номинальное ↗️ на 0,8%
  • реальное ↘️ на 3,9% после вычета ценовых факторов
Городские жители / на душу населения — ¥11 691
  • номинальное ↗️ на 0,5%
  • реальное ↘️ на 3,9%
Сельские жители / на душу населения — ¥4 641
  • номинальное ↗️ на 0,9%
  • реальное ↘️ на 4,7%
Как сказал Марк Твен, «слухи о моей смерти сильно преувеличены». Китайский потребительский рынок действительно переживает не лучшие времена — как и любой другой рынок в странах по всему миру. Пандемия, как я уже сказал, явление поистине уникальное. Никто из ныне живущих никогда не сталкивался с подобным вызовом и не имеет готовых решений для возникших экономических проблем.
Существующие прогнозы3 не дают полного долгосрочного понимания того, куда может привести кризис. Имеющиеся исследования устанавливают максимальный горизонт планирования лишь в две недели! Очевидно, что в краткосрочной перспективе люди готовы тратить исключительно на продукты питания, бытовую технику и уходовую косметику. Остальные категории пока остаются вне рамок планирования семейного либо индивидуального бюджета.
Наиболее серьезный вызов китайскому потребительскому рынку — стимулирование внутреннего спроса и возврат к прежним объемам экспорта. Существуют целые сектора экономики и города, производственные кластеры, работающие исключительно на экспорт. Проблема, с которой столкнулся китайский рынок — и что не грозит российскому по многим направлениям — переизбыток товаров. Их попросту некому продавать, потому что глобализация схлопнулась буквально за несколько дней и между странами возникли непреодолимые стены. Потребители сидят дома.
Главный ресурс экономики будущего — потребитель, а не товары и услуги. Рынок услуг будет восстанавливаться сверхбыстрыми темпами. Его основа — люди, и он не привязан к ресурсным базам, фабриками и т.п.
Китай обладает огромным количеством потребителей, до которых страсть потребления еще не дошла — в объеме, сравнимом с крупными мегаполисами. Вероятно, на них и будет сделана ставка в восстановлении потребительского спроса. У жителей сельских районов есть сбережения, но они пока не готовы тратить, как показывает статистика. За их счет и будет восстанавливаться экономика.
----------------------------
1 统筹疫情防控和经济社会发展成效显著 3月份主要经济指标降幅明显收窄。 www.gov.cn/xinwen/2020-04/17/content_5503429.htm
2 Сейчас цены на свинину начали постепенно снижаться, так как правительство приняло меры по увеличению поставок для смягчения последствий африканской чумы свиней и эпидемии коронавирусной инфекции.
3 https://www.mckinsey.com/featured-insights/asia-pacific/survey-asian-consumer-sentiment-during-the-covid-19-crisis
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Работа
Китай и не только: бизнесу нужны новые кадры для экспорта на Восток
Телеграм-канал «ВАВT|Всероссийская академия внешней торговли»

 

На фоне роста экспорта в Китай и другие страны Востока бизнес всё острее нуждается в специалистах, способных работать с новыми рынками. На выставке «ИННОПРОМ-2025» ректор ВАВТ Виттория Идрисова рассказала, как Академия отвечает на этот вызов, внедряя модули по криптоплатежам, логистике и коммерческому арбитражу.

Редакция
Импорт
Когда дешёво — не значит выгодно: что важно знать о закупках у китайских ИП
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Закупки у китайских индивидуальных предпринимателей могут показаться выгодными на первый взгляд — низкие цены и широкий выбор. Однако за простотой скрываются нюансы: отсутствие экспортных прав, дополнительные налоги и отсутствие гарантий.

Редакция
Экспорт
Алтайский край наращивает экспорт растительного масла в Китай: поставки выросли в 2,1 раза
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Алтайский край стремительно увеличивает поставки растительного масла в Китай – за январь-май 2025 года отгрузки в Поднебесную выросли более чем вдвое. На фоне общего роста экспорта масложировой продукции на 100% именно китайский рынок становится главным драйвером развития отрасли в регионе, оттеснив традиционных покупателей.

Редакция
Импорт
Законопроект о маркетплейсах скорректировали: что изменится для продавцов и покупателей
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В итоговой версии законопроекта о платформенной экономике учтены интересы как покупателей, так и продавцов: уточнены правила предоставления скидок, прописано право правительства регулировать отображение цен на маркетплейсах, а срок вступления закона перенесён на март 2027 года.

Редакция
Импорт
Китайские бренды выходят на глобальный уровень
Телеграм-канал «Официальный сайт Посольства КНР в РФ»

Китайские бренды завоевывают мировые рынки, предлагая потребителям новые стандарты качества и инноваций, заявила официальный представитель МИД КНР Мао Нин на брифинге в Пекине. При этом Китай сохраняет открытость для иностранных производителей, создавая условия для взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Редакция
Импорт
Китай лидирует в импорте новых автомобилей в Россию
Фото сгенерирована ИИ Шедеврум

Китай занимает первое место в импорте новых машин в Россию. Отмечается, что спрос вырос на подержанную технику.   

Редакция
Стая утят окружила плавающего улыбчивого жителя Китая
Скрин видео телегра-канала «Фабрики Китая | Надёжный поставщик в Китае»

Улыбчивого китаец во время плавания окружили утята. Умилительное видео набирает просмотры в сети.

Редакция
Пора подумать, как сделать осень-2025 уютной: топ товаров из Китая
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В конце лета возникнет спрос на гирлянды, пижамы, настольные игры и массажеры. Товары из Китая, которые будут актуальны в холодное время года.

Анатолий Якимов
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.