Законопроект о маркетплейсах скорректировали: что изменится для продавцов и покупателей

В итоговой версии законопроекта о платформенной экономике учтены интересы как покупателей, так и продавцов: уточнены правила предоставления скидок, прописано право правительства регулировать отображение цен на маркетплейсах, а срок вступления закона перенесён на март 2027 года.
В правительстве РФ доработал законопроект «О платформенной экономике». Из документа исключили обязанность указывать в карточке товара наличие сертификата соответствия, пересмотрели правила предоставления скидок и уточнили договорные отношения с партнёрами. Теперь такие требования могут быть установлены Кабмином дополнительно, когда платформы получат соответствующие технические возможности. Об этом сообщила «Парламентская газета».
«Цель законопроекта — защита прав и интересов граждан. Речь не только о покупателях, но и о продавцах, владельцах пунктов выдачи заказов и других участниках платформенной экономики. Действующее законодательство не всегда учитывает специфику онлайн-торговли и работы посреднических цифровых платформ. Мы разработали базовые правила, которые отразят эти особенности», — пояснил заместитель председателя Правительства — руководитель аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко.
Пересмотрены правила предоставления скидок. В частности, продавцы смогут отказываться от участия в акциях за свой счёт, а маркетплейсы не вправе наказывать их за это снижением рейтинга или ограничением доступа. Однако онлайн-платформы обязаны заранее уведомлять продавцов о снижении цены — не позднее чем за 5 рабочих дней, вместо 14 календарных ранее.
Важная новация — право правительства устанавливать требования к отображению цен. Это связано с тем, что сейчас некоторые платформы указывают в карточке товара цену с учётом скидки за оплату картой «своего» банка. В кабмине считают, что это может быть формой скрытого навязывания финансовых услуг.
Среди новых требований — обязанность платформ уведомлять партнёров минимум за 45 дней, если планируются изменения в условиях договора, которые ухудшают положение продавцов. Речь, в частности, о повышении комиссии, изменении условий хранения или возврата товара.
От идеи ограничить частоту корректировки условий отказались — бизнес посчитал это чрезмерным и мешающим гибко реагировать на рынок. Вместо этого установят разумный срок адаптации к изменениям.
Первоначально документ должен был вступить в силу с марта 2026 года. Теперь срок перенесли на год — на 1 марта 2027-го. Это даст участникам рынка больше времени на подготовку. В ближайшее время документ поступит в Госдуму.