Слово Эксперта
Импорт

Как начать бизнес с Китаем с нуля

Бывает, в «ВЭД Агент» обращаются с запросом: «Хочу начать работать с Китаем. Ничего не знаю. Никогда не пробовал. Помогите». Что происходит дальше, рассказывает Ольга Воронцова, ведущий эксперт отдела ВЭД компании «ВЭД Агент».
Я очень люблю такие запросы — это как чистый лист, который можно помочь заполнить без ошибок. Впоследствии я с огромным удовольствием наблюдаю за тем, как растут объемы импорта или экспорта этих клиентов. С первой небольшой авиапоставки — до регулярных контейнерных отправок. Товары, импорт которых мы прорабатывали, начинали, запускали вместе с клиентом, сейчас можно купить на различных торговых площадках, в том числе на Озон, Wildberries и т.п. Мне иногда интересно заглянуть в статистику продаж, посмотреть отзывы покупателей. Радуют положительные отзывы и слова благодарности от конечных потребителей. Думаю, что и частичка моей работы, часть моей заслуги в этом есть.

С чего начать работу с Китаем

Обычно клиент уже понимает, какая ниша ему интересна для работы. Я, как специалист ВЭД, всегда предлагаю начать с того, чтобы рассчитать себестоимость импортного товара и оценить, насколько будет выгодно этим заниматься, будет ли такой бизнес иметь смысл.
Сначала мы с клиентом собираем максимально подробную информацию по товару. Это поможет:
— правильно определить код ТН ВЭД,
— оценить предварительные затраты на таможенное оформление, сертификацию,
— просчитать возможные риски.
Параллельно мы просчитываем стоимость логистики. Здесь нужно понимать:
— предварительный размер партии,
— характеристики груза,
— желаемые сроки доставки.
От этого зависит выбор вида логистики, маршрута, грузоперевозчика. Опытная компания может предложить различные логистические маршруты — в них подкручиваем скорость и стоимость доставки, смотря что важнее в этой поставке.
Коммерческое предложение у нас очень подробное — сразу прописываем все обязательные расходы, которые возникнут при импорте и доставке товара из точки А в точку Б. Так клиент сразу видит себестоимость товара и решает, выгодно ли ему работать с этим товаром дальше.
Специалист может проверить надежность контрагента перед началом работы, всегда подскажет, из какого китайского порта или аэропорта выгоднее всего отправлять груз, какие документы нужно попросить поставщика оформить. И обязательно отследит правильность их оформления. Это помогает клиенту экономить, а еще не попадать на непредвиденные расходы.
Например, чтобы снизить таможенные платежи для товаров, которые попадают под преференциальный режим, необходимо оформить сертификат происхождения формы А. А правильно заполенные документы для таможеннков позволят легко выпустить груз.

Что может пойти не так

Начинающего импортера может ждать немало подводных камней — начиная с поиска и выбора контрагента и подписания контракта и заканчивая доставкой и таможенной очисткой.
Однажды клиент выбрал поставщика. Прислал мне его контакты, попросил связаться и заключить контракт. Я связалась, запросила документы для предварительной проверки. Запросила инвойс, банковские реквизиты. И вот незадача: сама компания была зарегистрирована и находилась в Нинбо, провинция Чжэцзян, а реквизиты мне выслали банка на Кипре.
Меня это насторожило. Я позвонила менеджеру, чтобы перепроверить правильность данных. Менеджер ответил, что никакого такого банка у них нет, все расчеты ведутся через Сельскохозяйственный банк Китая ветви в Нинбо. Выяснилось, что переписка перехватывалась мошенниками, и на этапе обмена банковскими реквизитами была совершена подмена. Если бы не наша компания и клиент занимался бы всем оформлением самостоятельно, то все его деньги достались бы мошенникам, а ему осталось бы только плакать и думать, как закрыть дельту по валютному контролю.
Другой начинающий импортер закупал в Китае щетки для сухого массажа. На этапе заключения контракта контрагент предоставил реквизиты компании, зарегистрированной в Сингапуре. Сам изготовитель находился при этом в КНР. На подготовительном этапе при проверке особенностей таможенного оформления данного товара выяснили, что эта продукция попадает под преференцию по стране происхождения — при условии предоставления правильно оформленного сертификата происхождения формы А ставка пошлины снижается. Но обязательным условием является то, что страна происхождения и страна продавца должны совпадать. То есть, если заключить контракт с сингапурской компанией, то воспользоваться тарифной преференцией и снизить себестоимость товара будет невозможно.
Провели переговоры с контрагентом и объяснили ситуацию. И нашли возможность заключить контракт с китайской компанией-изготовителем и воспользоваться преференцией.
Так бывает нередко. И помочь клиенту, сделать проект максимально рентабельным — одна из самых приятных сторон моей работы. Я считаю, что ценна работа со специалистами, которые могут оценить весь процесс полностью, от начала до конца. Не только контракт, или только логистику, или только таможню — а все составляющие ВЭД. Так можно предусмотреть возможные проблемы, риски и вопросы. И подготовиться.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Как выбрать и купить школьный рюкзак из Китая: советы и особенности рынка
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импортные школьные сумки и рюкзаки из Китая уверенно занимают часть российского рынка школьных товаров. Их популярность обеспечивается доступной ценой и большим разнообразием моделей.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайские ноутбуки завоевывают российский рынок несмотря на падение продаж
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В первом квартале 2025 года российский рынок ноутбуков показал снижение продаж: количество проданных снижений сократилось на 4% до 882 тысяч штук, выручка упала на 12%, составив 53,3 миллиарда рублей. Средняя цена ноутбука снизилась с 62 до 60 тысяч рублей.

Анатолий Якимов
Импорт
Забайкальск-Маньчжурия: новый рекорд импорта технологической продукции между Россией и Китаем
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия укрепил статус ключевого транспортного и логистического узла для технологического импорта в Россию на фоне западных санкций. Согласно последним данным таможенной статистики КНР, за первые четыре месяца 2025 года через этот коридор ввезено высокотехнологичных товаров на сумму 5,56 миллиарда юаней – примерно 75 миллиарда рублей, что на 43,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такой темп значительно опережает на 36,4% среднероссийские показатели роста технологического импорта. Кроме того, это подтверждает возрастающую роль пограничного перехода «Забайкальск-Маньчжурия» как основных поставок оборудования и технологий из Китая.

Анатолий Якимов
Тюменские таможенники изъяли 700 килограммов незадекларированной детской одежды из Китая
Фото пресс-службы Тюменской таможни

Тюменские таможенники в мае 2025 года задержали крупную партию незадекларированной детской одежды из Китая весом 700 килограммов на сумму около 2,5 миллионов рублей. Грузовик прибыл из Казахстана, и при досмотре были обнаружены футболки, спортивные костюмы, платья и джинсы без каких-либо таможенных документов и сертификатов соответствия. Владелец груза не смог сразу подать декларацию и подтверждение уплаты пошлин. Позже он оформил документы и уплатил таможенные платежи на сумму 460 тысяч рублей. Вся партия была возвращена получателю.

Анатолий Якимов
Первый российский водитель получил китайские права для управления большегрузом в Хэйхэ
Скриншот из видео на сайте amur.life

Россиянин Тимур Абазов стал первым в Китае обладателем водительского удостоверения, которое позволяет управлять большегрузом. Документ выдали в приграничном городе Хэйхэ, провинции Хэйлунцзян на севере КНР. Это событие вызвало интерес в средствах массовой информации и соцсетях, так как теперь молодой человек может легально управлять китайскими грузовыми автомобилями большой вместимости и осуществлять международные перевозки между Китаем и Россией.

Анатолий Якимов
Красноярских предпринимателей приглашают на встречу с руководителями таможни Сибири: новые возможности и живое общение
Фото пресс-служба Сибирского таможенного управления

19 июня 2025 года в актовом зале Сибирской электронной таможни будет проходить встреча с руководством таможенных органов Сибири. Это уникальный шанс узнать об изменениях в таможенной сфере, получить ответы на свои вопросы и лично пообщаться с начальником Сибирского таможенного управления Александром Ястребовым, начальником Сибирской электронной таможни Егором Вегнером и членом Общественного совета при ФТС России Александром Дегтяревым.

Анатолий Якимов
Китайские дизайнерские игрушки: эксперт объяснила популярность Лабубу и других
Фото с сайта wildberries.ru

Китайские дизайнерские коллекционные игрушки продолжают стремительно завоевывать зарубежные рынки. Видео с игрушками в видео эльфов Лабубу от китайского бренда набирают сотни просмотров в международных соцсетях. Западные знаменитости делали фото с игрушками, и теперь их сторонники спешат приобрести такие же.

Анатолий Якимов
Четыре из топ-5 лидеров складных смартфонов родом из Китая
Фото предоставлено пресс-службой ГК М.Видео-Эльдорадо

В группе компаний М.Видео-Эльдорадо подвели итоги продаж складных смартфонов за период с января по апрель 2025 года. В рейтинг самых востребованных брендов вошли HUAWEI, Samsung, Tecno, Infinix и Xiaomi – еще один быстрорастущий китайский производитель.

Анатолий Якимов
Китай открыл рынок для ржаной муки и манной крупы из России: экспорт зерна бьет рекорды
Китай с 3 июня 2025 года официально разрешил импорт из России ржаной муки и манной крупы. Это стало возможным после подписания Россельхознадзором и Главным таможенным управлением протоколов КНР, которые установили строгие требования к качеству, упаковке, транспортировке и безопасности продукции. Российские производители считают, что соблюдают стандарты пищевой безопасности и проходят проверку в рабочей системе контроля CIFER.

Китай с 3 июня 2025 года официально разрешил импорт из России ржаной муки и манной крупы. Это стало возможным после подписания Россельхознадзором и Главным таможенным управлением протоколов КНР, которые установили строгие требования к качеству, упаковке, транспортировке и безопасности продукции. Российские производители считают, что соблюдают стандарты пищевой безопасности и проходят проверку в рабочей системе контроля CIFER.

Анатолий Якимов
Импорт оборудования из Китая в Россию: что нужно знать для успешных закупок и логистики
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В условиях санкционных ограничений на поставки промышленного оборудования из Европы и США российские предприятия все активнее обращаются к Китаю как к основному импортеру станков и комплектующих. За последний год доля китайского оборудования в российском импорте выросла в четыре раза и превысила 43%. Однако закупка и доставка станков из Китая сопряжены с определенными рисками и сложностями. В этой статье рассмотрим, как правильно выбирать и закупать оборудование, на что обратить внимание при транспортировке, а также как организовать таможенное оформление и доставку.