Слово Эксперта
Импорт

Как начать бизнес с Китаем с нуля

Бывает, в «ВЭД Агент» обращаются с запросом: «Хочу начать работать с Китаем. Ничего не знаю. Никогда не пробовал. Помогите». Что происходит дальше, рассказывает Ольга Воронцова, ведущий эксперт отдела ВЭД компании «ВЭД Агент».
Я очень люблю такие запросы — это как чистый лист, который можно помочь заполнить без ошибок. Впоследствии я с огромным удовольствием наблюдаю за тем, как растут объемы импорта или экспорта этих клиентов. С первой небольшой авиапоставки — до регулярных контейнерных отправок. Товары, импорт которых мы прорабатывали, начинали, запускали вместе с клиентом, сейчас можно купить на различных торговых площадках, в том числе на Озон, Wildberries и т.п. Мне иногда интересно заглянуть в статистику продаж, посмотреть отзывы покупателей. Радуют положительные отзывы и слова благодарности от конечных потребителей. Думаю, что и частичка моей работы, часть моей заслуги в этом есть.

С чего начать работу с Китаем

Обычно клиент уже понимает, какая ниша ему интересна для работы. Я, как специалист ВЭД, всегда предлагаю начать с того, чтобы рассчитать себестоимость импортного товара и оценить, насколько будет выгодно этим заниматься, будет ли такой бизнес иметь смысл.
Сначала мы с клиентом собираем максимально подробную информацию по товару. Это поможет:
— правильно определить код ТН ВЭД,
— оценить предварительные затраты на таможенное оформление, сертификацию,
— просчитать возможные риски.
Параллельно мы просчитываем стоимость логистики. Здесь нужно понимать:
— предварительный размер партии,
— характеристики груза,
— желаемые сроки доставки.
От этого зависит выбор вида логистики, маршрута, грузоперевозчика. Опытная компания может предложить различные логистические маршруты — в них подкручиваем скорость и стоимость доставки, смотря что важнее в этой поставке.
Коммерческое предложение у нас очень подробное — сразу прописываем все обязательные расходы, которые возникнут при импорте и доставке товара из точки А в точку Б. Так клиент сразу видит себестоимость товара и решает, выгодно ли ему работать с этим товаром дальше.
Специалист может проверить надежность контрагента перед началом работы, всегда подскажет, из какого китайского порта или аэропорта выгоднее всего отправлять груз, какие документы нужно попросить поставщика оформить. И обязательно отследит правильность их оформления. Это помогает клиенту экономить, а еще не попадать на непредвиденные расходы.
Например, чтобы снизить таможенные платежи для товаров, которые попадают под преференциальный режим, необходимо оформить сертификат происхождения формы А. А правильно заполенные документы для таможеннков позволят легко выпустить груз.

Что может пойти не так

Начинающего импортера может ждать немало подводных камней — начиная с поиска и выбора контрагента и подписания контракта и заканчивая доставкой и таможенной очисткой.
Однажды клиент выбрал поставщика. Прислал мне его контакты, попросил связаться и заключить контракт. Я связалась, запросила документы для предварительной проверки. Запросила инвойс, банковские реквизиты. И вот незадача: сама компания была зарегистрирована и находилась в Нинбо, провинция Чжэцзян, а реквизиты мне выслали банка на Кипре.
Меня это насторожило. Я позвонила менеджеру, чтобы перепроверить правильность данных. Менеджер ответил, что никакого такого банка у них нет, все расчеты ведутся через Сельскохозяйственный банк Китая ветви в Нинбо. Выяснилось, что переписка перехватывалась мошенниками, и на этапе обмена банковскими реквизитами была совершена подмена. Если бы не наша компания и клиент занимался бы всем оформлением самостоятельно, то все его деньги достались бы мошенникам, а ему осталось бы только плакать и думать, как закрыть дельту по валютному контролю.
Другой начинающий импортер закупал в Китае щетки для сухого массажа. На этапе заключения контракта контрагент предоставил реквизиты компании, зарегистрированной в Сингапуре. Сам изготовитель находился при этом в КНР. На подготовительном этапе при проверке особенностей таможенного оформления данного товара выяснили, что эта продукция попадает под преференцию по стране происхождения — при условии предоставления правильно оформленного сертификата происхождения формы А ставка пошлины снижается. Но обязательным условием является то, что страна происхождения и страна продавца должны совпадать. То есть, если заключить контракт с сингапурской компанией, то воспользоваться тарифной преференцией и снизить себестоимость товара будет невозможно.
Провели переговоры с контрагентом и объяснили ситуацию. И нашли возможность заключить контракт с китайской компанией-изготовителем и воспользоваться преференцией.
Так бывает нередко. И помочь клиенту, сделать проект максимально рентабельным — одна из самых приятных сторон моей работы. Я считаю, что ценна работа со специалистами, которые могут оценить весь процесс полностью, от начала до конца. Не только контракт, или только логистику, или только таможню — а все составляющие ВЭД. Так можно предусмотреть возможные проблемы, риски и вопросы. И подготовиться.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Беспилотная транспортная система на границе Россия-Китай — стартует крупный проект в Забайкалье
Фото Лилит.С/Яндекс Карты

Российские и китайские инвесторы вложат 22 млрд рублей в строительство инновационного портового перехода, который значительно увеличит пропускную способность грузопотока и повысит эффективность приграничных перевозок. Об этом 4 сентября 2025 года заявил президент и основатель ООО «Корпорация Мосстройтранс» Мераби Чочуа на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке.

Анатолий Якимов
ВЭД Агент на HouseHold Expo 2025: лидер логистических решений для селлеров приглашает к сотрудничеству
Фото с официального сайта Экспоплекс HouseHold Expo

Экспоплекс HouseHold Expo – ведущая выставка товаров для дома в России и Восточной Европе – вновь открывает свои двери для профессионалов отрасли. Это крупнейшая торговая экспозиция non-food товаров: от посуды и хозяйственных принадлежностей до пластиковых изделий, подарков и товаров для загородного отдыха.

Анатолий Якимов
Финансы
Heihe Rural Commercial Bank остановил прием российских платежей: причины и перспективы
Фото с сайта biang.ru

Сельскохозяйственный коммерческий банк Хэйхэ, один из последних китайских банков, сохранявших корреспондентские отношения с российскими банками, прекратил принимать платежи из России. Об этом 1 сентября сообщила газета «Ведомости». 

Анатолий Якимов
Импорт
Россия и Китай расширяют аграрное сотрудничество: подписаны новые ветеринарные протоколы
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Взаимная торговля сельскохозяйственной продукцией между Россией и Китаем сохраняет устойчивый рост. Этому в том числе способствует активное взаимодействие Россельхознадзора и Главного таможенного управления КНР. Только за первые восемь месяцев 2025 года экспорт из России в КНР существенно увеличился по большинству товарных групп, при этом Китай значительно расширил объемы импорта овощей и фруктов.

Редакция
Кантонская ярмарка 2025: инсайты и рекомендации от ведущего специалиста ВЭД
Фото из архива chinalogist.ru

АО «ВЭД Агент» приглашает на эксклюзивный вебинар с Валерией Баевкиной, ведущим специалистом ВЭД 1 категории. Валерия поделится живым опытом участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair, раскрывая ключевые тренды в импорте и логистике, а также проверенные методы успешного взаимодействия с китайскими поставщиками.

Что вас ждет на вебинаре:

  • Реальные впечатления и практика участия в Кантонской ярмарке
  • Цели и задачи, которые помогут эффективно использовать выставку
  • Особенности организации мероприятия и перспективные отрасли
  • Практические советы по логистике и доставке из Китая

Почему АО «ВЭД Агент» — ваш надежный партнер в вопросах логистики и ВЭД

Не упустите шанс получить актуальные знания и задать вопросы эксперту в прямом эфире!

Дата и время: 10 сентября, 11:00 по московскому времени

Спикер: Валерия Баевкина — ведущий специалист ВЭД, АО «ВЭД Агент»

Регистрация уже открыта — присоединяйтесь!

Анатолий Якимов
Китай вводит безвизовый режим для россиян с 15 сентября
Фото Анатолия Якимова

Китай с 15 сентября 2025 года вводит безвизовый режим для граждан России с обычными заграничными паспортами сроком до 30 дней. Этот экспериментальный безвизовый режим продлится до 14 сентября 2026 года, заявил официальный представитель МИД КНР Го Цзякунь. Решение направлено на расширение возможностей взаимных поездок, что в будущем должно облегчить как туристические, так и деловые контакты между странами.

Анатолий Якимов
Новый этап транзита: пункты пропуска «Кани-Курган» и «Краскино» включены в перечень пунктов пропуска для МДП
Фото телеграм-канала «Все о цепях поставок»

Два Международных автомобильных пункта пропуска «Кани-Курган» и «Краскино» на российско-китайской границе вошли в перечень пунктов пропуска, через которые с 27 сентября 2025 года будет разрешен ввоз товаров с использованием книжек МДП. Ранее по данной процедуре разрешался пропуск только через МАППы «Забайкальск» и «Пограничный».

Анатолий Якимов
От газа до говядины: Россия и Китай строят новую экономическую реальность без доллара
Фото с официального сайта Президента России

В преддверии официального визита в Китай, запланированного на сентябрь 2025 года, президент России Владимир Путин дал эксклюзивное интервью агентству «Синьхуа», сделав особый акцент на экономических двусторонних отношениях. В беседе глава государства подчеркнул, что торгово-инвестиционное партнерство Москвы и Пекина достигло беспрецедентного уровня – за четыре года объем товарооборота вырос почти на 100 миллиардов долларов США, при этом расчеты между странами практически полностью перешли на национальные валюты.

Анатолий Якимов
Открытие брендированной аудитории «ВЭД Агент» в НГУЭУ: новый шаг в подготовке специалистов
Фото Анатолия Якимова

В День знаний, 1 сентября, в Новосибирском государственном университете экономики и управления открыли новую брендированную аудиторию. В мероприятии участвовали ректор НГУЭУ Павел Новгородов и управляющий АО «ВЭД Агент» Александр Дегтярев.

Анатолий Якимов
Россия и Китай увеличивают пропуск поездов через Забайкальск — рост грузоперевозок до 10%
Фото Службы корпоративных коммуникаций Забайкальской железной дороги

Россия и Китай подписали протокол о расширении пропускной способности железнодорожного погранперехода Забайкальск-Маньчжурия, увеличив объем передачи поездов на 5-10%. Новый протокол уже вступил в силу и поддержан китайской стороной, что позволит повысить эффективность внешнеторговых перевозок.