Слово Эксперта
Импорт

Кто они, китайские бизнесмены 2.0?

Эксперты «Дома российско-китайской дружбы» внимательно следят за ситуацией развития двухсторонних отношений и разбирают проблемы, которые не позволяют России получить преференции от сотрудничества с Китаем.
Термин «китайские компании второй волны» впервые был озвучен в моем докладе на СЭФ-2018, проходившем в Новосибирске в ноябре прошлого года.

Кто эти новые китайские игроки на российском рынке, которые удостоились отдельного определения?

До недавнего времени Россия привлекала определенный тип китайских бизнесменов. Как правило, это были китайские предприниматели, работающие в теневом секторе экономики. Торговцы на рынке, торгующие за нал, китайские аграрии, уничтожающие землю химикатами и черные китайские лесорубы. Пожалуй, не было в российско-китайских торговых отношениях сфер, где бы китайцы работали легально в рамках российского правового поля.

Ситуация изменилась в 2018 году. Проблемы китайской экономики и торговая война с США заставили крепкий средний китайский бизнес обратить внимание на Россию.

Китайские компании второй волны — это средний бизнес, компании и предприятия, выпускающие современную, конкурентоспособную продукцию, заинтересованные в расширении рынков сбыта.
Эти китайские компании заинтересованы в легальной работе в России.
Оказалось, что мы не готовы дать им инфраструктуру, которая бы соответствовала стратегии их развития. Отсутствие современных торговых площадок не позволяет легальному китайскому бизнесу работать в России. Формат китайских рынков, а, главное, целевой трафик покупателей на них не интересны серьезному китайскому бизнесу.
Поэтому в 2018 году, в рамках круглых столов, проводимых «Домом российско-китайской дружбы», была сформирована рабочая группа во главе с председателем попечительского совета фонда Романом Гуштаном, задачей которой стала разработка нового формата китайских торгово-выставочных центров.
Тесные контакты «Дома российско-китайской дружбы» с китайским бизнесом и наличие поддержки со стороны китайских бизнес-ассоциаций позволят собрать пул китайских арендаторов.
Концепция, разработанная экспертами ДРКД, предлагает легальному китайскому бизнесу новый формат присутствия — торгово-выставочные центры. Китайские бренды заинтересованы в активном промо, они хотят дистанцироваться от китайских рынков, показать свой товар в максимально выгодном свете.
Поэтому при разработке концепции новых торгово-выставочных центров необходимо было решить несколько основных задач. Первое — выбрать регион для старта первого китайского ТВЦ, второе — выбрать место расположения.
Екатеринбург оказался, по мнению экспертов, самой удобной точкой входа для китайского бизнеса второй волны. Это самый близкий к Китаю европейский город с удобной транспортной доступностью, развитой сферой торговли и высоким покупательским спросом.
На данный момент уже выбрана уникальная площадка, расположенная в центре ритейл-зоны Екатеринбурга, согласован проект и начались работы по реализации проекта.
К 2025 году планируется открытие 8 торгово-выставочных китайских центров в России. Если вас заинтересовал проект — пишите.
Автор: Максим Спасский
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Логистика
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Экспорт
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.

Анатолий Якимов
Таможня
На МАПП «Забайкальск» вырос грузопоток на 7,2%: запустили электронную очередь
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на фоне роста грузопотока на 7,2% запустили электронную очередь для ускорения таможенного оформления. За первые три недели декабря через пункт пропуска проследовало свыше 20 тысяч транспортных средств международной перевозки с грузооборотом 214,7 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему белая доставка — ключ к легальному импорту из КНР: эксперт о рисках серых схем
«ВЭД Агент» за «белую доставку». Фото предоставлено Дианой Горбач

В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

Анатолий Якимов
Финансы
НДС Китай 2026: ставки, экспорт и риски для бизнеса в России
Фото с сайта freepik.com

25 декабря 2024 года Китай принял новый Закон «О налоге на добавленную стоимость», который вступит в силу с 1 января 2026 года. Документ заменит временные положения. Базовые ставки НДС остались прежними, но усилилось администрирование и цифровизация, что повлияет на бизнес с Китаем, особенно в сфере услуг и экспорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост импорта китайских мандаринов в Россию: данные по Сибири и Дальнему Востоку
Фото с сайта freepik.com

Импорт мандаринов из Китая в Россию в декабре 2025 года достиг рекордных значений, особенно в восточных и сибирских регионах. Объемы поставок значительно выросли по сравнению с 2024 годом, что связано с сезонным спросом перед Новым годом и улучшением логистики через Забайкальск.

Анатолий Якимов
Импорт
Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 выросли втрое: рекорд 9,3 тысячи тонн
Фото с сайта freepik.com

Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 года достигли исторического максимума – 9,3 тысячи тонн. Об этом свидетельствуют данные китайской таможни. Рост связан с взрывной популярностью сорта Шайн Муcкат, который завоевывает российский рынок свежих фруктов.

Анатолий Якимов
Грузооборот Забайкалья с Китаем вырастет до 70% в 2025 году
Фото пресс=службы правительства Забайкальского края

Власти Забайкальского края прогнозируют рост доли региона в российско-китайском грузообороте до 70% в 2025 году. Исполняющий обязанности главы краевого Минэкономразвития Виталий Эксузян, комментируя заявления президента РФ Владимира Путина о стратегическом партнерстве с КНР, назвал Забайкалье основным транспортным хабом между странами.

Анатолий Якимов
Новые правила ВЭД с 2026 года: НДС 22%, рост таможенных сборов и маркировка
Фото с сайта freepik.com

До нового года остались считанные дни. Chinalogist выяснил, что изменится с 1 января 2026 года. Прежде всего, российским участникам внешнеэкономической деятельности придется работать по новым правилам, которые одновременно затрагивают налоги, таможенные сборы, спецрежимы и маркировку товаров. Регуляторы прямо признают, что цель реформ — увеличить налоговые поступления и «обелить» операции по импорту и экспорту, ужесточив требования к документообороту и прослеживаемости грузов.