Елена Каспирович
Работа

Новый год по восточному календарю: как китайцы отмечают Праздник Весны

Фото с сайта freepik.com
Совсем скоро четверть населения мира – 2 миллиарда человек (и большинство из них китайцы) – будут отмечать свой главный праздник. 22 января наступит Новый год по традиционному китайскому лунно-солнечному календарю. По значимости для китайцев он почти как Рождество в западных странах. В то время, как в большинстве стран уже «отгремели» их рождественские и новогодние празднования, и жизнь возвратилась в русло будней, в Китае и нескольких соседних странах ещё только готовятся приступить к главным торжествам календаря.

Китайский Новый год ещё называют Праздником Весны (Чуньцзе), и его символы – распустившиеся цветы сливы или нарциссов. И хотя на юге страны зима уже сдаёт свои позиции, то на севере ещё можно проводить фестивали снега и льда. В этом смысле Чуньцзе сразу похож и на российский Новый год, и на Масленицу. Правда, в отличие от Масленицы китайский Праздник весны отмечается на государственном уровне: в официальном производственном календаре дни с 21 по 27 января объявлены выходными. Предприятия закрываются, школьники уходят на каникулы, и китайцы, которые живут вдалеке от родных, а это почти миллиард человек, на праздник спешат вернуться в родной дом, чтобы провести его в кругу семьи.
Фото с сайта expoforum.ru
Для транспортной системы страны это означает максимальную нагрузку. Эта сезонная миграция в связи с Чуньцзе даже получила особое название – «чуньюнь». В этом году в Китае ожидается более 2 млрд поездок до конца января. Некоторые китайцы увидятся со своими семьями впервые спустя 3 года – только 8 января 2023 года границы открылись для тех, кто до пандемии был за пределами Китая. Не приехать домой означает обидеть, выказать неуважение к старшим родственникам. В древнем Китае даже отпускали заключённых из тюрем, чтобы они смогли попасть на семейный новогодний ужин – настолько важное значение он имеет в китайской культуре.
Считалось, что в этот день домашние божества, духи предков, тоже «мигрировали» – возвращались из путешествия в страну духов, где держали отчёт перед Нефритовым властелином о делах своих потомков в течение года. Праздник выражал радость встречи и дань уважения к предкам. В этот день было принято обращаться к ним с молитвой о хорошем урожае. В доме богато накрывали стол для жертвоприношений, чтили память предков, и потом начинали главное застолье года. Празднование может продолжаться неделю и даже две – до Юаньсяо, или Праздника фонарей (15-й лунный день, полнолуние).

В целом Чуньцзе – праздник, наполненный глубоким символизмом. В нём каждый обычай направлен на укрепление семьи и её благосостояния. Вот, например, все дети приехали к родителям и накануне праздничного ужина всей семьёй садятся лепить пельмени «цзяоцзе».
Это блюдо, наравне с приготовленной рыбой – главные кулинарные атрибуты китайского новогоднего застолья, по крайней мере, в северной части Китая. Вообще всё, что появляется в это время на столе, обычно имеет символическое значение. Например, яблоки символизируют мир в доме, а мандарины – финансовое благополучие, только их нужно дарить парой, потому что «пара мандаринов» на китайском языке омонимично (звучит похоже) «золоту». Пельмени же стали символизировать достаток по другой причине. По легенде, около 2,5 тысячи лет назад повар слепил их в форме слитка (золота или серебра) «юаньбао»,
которыми тогда расплачивались в Поднебесной. Они были продолговатой формы, то есть похожи на наши вареники или на недолепленные пельмени – без соединения концов в кольцо. Таким образом, ежегодная традиция лепки пельменей символизирует создание финансового благосостояния семьи, ведь они «лепят деньги». В целом время праздника – это время особой символической активности: например, китайцы не спят до 5 утра, чтобы «не проспать удачу». Можно сказать, что традиции помогают им стать «кузнецами своей удачи». Для этого китайские дома украшаются красными надписями, вырезанными узорами, фонарями, а их хозяева стараются надеть на себя что-то красное, как минимум – нижнее бельё этого «цвета удачи».
Кроме того, каждый год китайцы дарят около 8 млрд красных конвертов «хунбао» (наличными или виртуально). Причём, считается, что деньги, подаренные в красном конверте, принесут получателям особенную удачу и благословение. То есть символически важен именно цвет конверта, а не сумма. Поэтому считается невежливым открывать хунбао при человеке, который его вам подарил. Что касается сумм, которые принято дарить, то на сайте китайского туроператора «Чайна Хайлайтс» рекомендованы 10-20 юаней для детей друзей, 50-200 – друзьям и детям родственников, 100 – своим детям, 100-1000 – сотрудникам, 500-2000 – родителям. Вообще, нередко красные конверты с деньгами – единственный подарок, который получают китайские дети в Чуньцзе. В отличие от «детоцентричных» Рождества и российского Нового года, на который в советское время были частично перенесены рождественские традиции, в центре Китайского Нового года лежат семейные ценности с акцентом на традицию «сыновней почтительности».
Другими словами, основные «бенефициары» праздника, если можно так выразиться – старшие родственники. Хотя они могут и продолжать одаривать своих детей и внуков, насколько позволяют доходы (если они есть). Поэтому работающие дети стараются подарить насколько можно более «круглую сумму» (кстати, считается «удачными» суммы с цифрой 8, чётным числом купюр, но не 4 – четвёрок следует избегать). Как пишет живущий в Китае Алексей Райских, «деньги на новый год родителям – это святое. Это с детства в прошивке мозга. За это и убить можно. И убивают. В конце года «неудачники», которые не смогли заработать денег, спасаясь от позора, который их ждёт дома, могут пойти на преступления. Кражи, грабежи, разбои – преступность на пике как раз перед самым Новым годом. Это самое опасное время». Именно с этим связаны и регулярно вспыхивающие бунты рабочих в конце года: бывает, что не получив ожидаемой годовой премии (иногда до половины суммы годового контракта) они приходят в ярость и могут разгромить фабрику. В-общем, хорошо было бы запретить не выплачивать людям заработанные деньги в конце года. Но традиционные табу в праздник Чжунцзе таковы:
• Не есть овсянку (символ бедности)
• Нельзя ругаться и произносить «несчастливые» слова: «смерть», «болезнь» и т.п.
• Не плакать (навлечёшь неудачу), детей стараются как можно быстрее успокоить
• Не разбивать посуду
• Не мыть голову или одежду (хотя бы в первые 3 дня года) – чтобы не «смыть удачу»
• Никаких ножей или ножниц – они «обрезают богатство»
• Не занимать и не давать в долг – это приведёт к долгам
• Не подметать – чтобы не «вымести богатство»
В заключение, пожелаем всем нашим читателям семейного и финансового благополучия, здоровья и удачи в наступившем году! Кстати, китайцы не поздравляют друг друга с Новым годом. Они поздравляют с удачей. Так переводится традиционное приветствие «гун си фа цай» (恭喜发财). Наверное, аналогом этого поздравления в русском может быть: «С Новым годом! С новым счастьем!»
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Тренды китайского рынка 2026: лучшие товары для импорта в Россию

Актуальные тренды китайского рынка 2026 года демонстрируют устойчивые сдвиги в сторону технологических инноваций, умных устройств, цифровизации торговли, экологичных решений и сезонных товаров для повышения домашнего и офисного комфорта. На этом фоне растет потенциал импорта китайской продукции в Россию, несмотря на внешние вызовы. Эти тенденции ярко проявились на завершившейся на прошлой неделе Кантонской ярмарке в Гуанчжоу, где третий этап объединил ключевых производителей одежды, аксессуаров, товаров для отдыха и быта, а также инновационной бытовой техники и предметов для здоровья.

Фото Светланы Шубадеровой
Анатолий Якимов
Импорт
Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев снизился на 9,5%: основные товары и перспективы
Фото Анатолия Якимова

Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев 2025 года снизился на 9,5% и составил 183,244 миллиарда долларов США. Об этом сообщили в Главном таможенном управлении КНР. Объем экспорта из России в Китай уменьшился на 6,7% до 101,175 миллиарда долларов США, а импорт китайских товаров в Россию сократился на 12,6% до 82,069 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Импорт
Как выявлять тренды в Китае и строить долгосрочный бизнес: советы эксперта Дмитрия Ковпака
Фото предоставлено Дмитрием Ковпаком

Основатель Российского Акселератора для продавцов на маркетплейс, эксперт в области торговли с Китаем Дмитрий Ковпак, рассказал об опыте работы и дал рекомендации для предпринимателей, которые стремятся успешно работать с Китайским рынком. В эксклюзивном интервью для chinalogist.ru он рассказал о главных вызовах и эффективных стратегиях ведения бизнеса с Китаем, опираясь на многолетнюю практику и авторские обучающие программы.

Анатолий Якимов
Календарь китайских праздников и выходных на 2026 год: важные даты для бизнеса
Коллаж из фото с ТГ-канала Китай. Инструкция по применению

Опубликован официальный календарь выходных и праздников Китая на 2026 год. Это важная информация для компаний, работающих с китайскими партнерами, поскольку поможет планировать рабочие графики и логистику.

Редакция
Стиль и мода 2026: что покупать оптом в Китае для встречи Нового 2026 года
Фото с сайта freepik.com

Встреча Нового 2026 года — особенное событие, и, чтобы отметить его стильно и с пользой, важно учитывать астрологические советы, модные тренды и возможности для выгодных покупок тканей и одежды оптом. Предлагаемый подробный обзор поможет создать образ, который привлечет удачу и принесет комфорт в холодный зимний сезон.

Анатолий Якимов
АО «ВЭД Агент» поддерживает образование: новая аудитория в СГУПСе к 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса
Фото Анатолия Якимова

АО «ВЭД Агент» заботится о будущих кадрах. Не случайно в сентябре открыли брендированную аудиторию в Новосибирском государственном университете экономики и права. А в четверг, 6 ноября, аналогичная аудитория была открыта и в Сибирском государственном университете путей сообщения. Событие приурочено к 30-летию факультета мировой экономики и права и 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса.

Анатолий Якимов
Как получить гранты и найти партнера в Китае
Фото с сайта freepik.com

Российско-Китайская торговая палата призывает российских бизнесменов, работающих в Китае, активно использовать региональные программы поддержки экспорта, которые представляют собой реальные финансовые инструменты. Ими уже воспользовались некоторые компании. Например, одна из них осенью получила грант на сумму 1,15 миллиона рублей по двум экспортным программам.

Анатолий Якимов
МАПП Забайкальск увеличил пропуск грузов и транспорта в октябре 2025
Фото пресс-службы Читинской таможни

Грузооборот в пункте пропуска МАПП Забайкальск продолжает динамично расти. В октябре 2025 года он увеличился на 5,6% по сравнению с сентябрем, что составило 246 тысяч тонн грузов и более 24 тысяч транспортных средств международной перевозки. Для сравнения, в сентябре было оформлено 233 тысячи тонн грузов и 22 тысячи автомобилей. Пиковая нагрузка пришлась на 31 октября — почти тысяча грузовиков прошли оформление – 977 автомобилей, а с 3 на 4 ноября — около 944 транспортных средств.

Анатолий Якимов
Китай меняет стратегию: импорт как инструмент сбалансированного развития
Фото с сайта freepik.com

Запуск программы стимулирования импорта Китая приобретает особое значение для российско-китайских торговых отношений, которые в 2025 году столкнулись с рядом сложностей. По данным Главного таможенного управления КНР, в январе–сентябре 2025 года товарооборот между странами сократился примерно на 9%, достигнув 163,6 миллиарда долларов США. Импорт китайских товаров в Россию за этот период снизился на 11%, а экспорт российских товаров в Китай — почти на 8%.

Анатолий Якимов
Россия и Китай укрепляют стратегическое партнерство: результаты 30-й регулярной встречи
Фото с официального сайта Правительства России

30-я регулярная встреча глав правительств России и Китая прошла в городе Ханчжоу в рамках рабочего визита премьер-министра Михаила Мишустина. На мероприятии, которое уже стало традиционным и проводится три десятилетия, обсуждались ключевые аспекты двусторонних отношений и перспективы стратегического партнерства между двумя странами.