Слово Эксперта
Экспорт

О тонкостях и трудностях агроэкспорта в Китай рассказал представитель Торгпредства Сюмер Палкин

Недавно в Новосибирске завершилось главное событие года для экспортеров — конференция «Дни участников ВЭД Новосибирской области». Chinalogist выступил информационным партнером конференции. Он готов познакомить своих читателей с презентациями и мастер-классами «Дней ВЭД», посвященными Китаю. И начинаем мы с презентации сотрудника Торгового представительства РФ в Пекине по вопросам сотрудничества в сфере АПК Сюмера Палкина.
Сюмер Палкин:
В Торговом представительстве РФ в КНР, которое является частью Посольства РФ в КНР, я занимаюсь вопросами АПК, с/х и продовольственной продукции. Торгпредство в части с/х продукции является мостом между полномочными органами — Россельхознадзором и Главным таможенным управлением КНР.
Из предыдущей презентации вы узнали, что происходит в таможне на российской стороне. Я хотел бы дополнить это тем, что происходит в плане регулирования ввоза продукции на китайской стороне.
Позвольте мне немного вернуться назад во времени, чтобы перед глазами начинающих экспортеров сложилась некая система. Может быть, и более опытные экспортеры узнают что-то новое для себя.
Я начну с 2014 года, когда ситуация поменялась. Раньше для малого и среднего бизнеса Китай не был таким интересным рынком в плане экспорта. В основном, шли потоки импорта из Китая в Россию. В 2014 году курс рубля изменился. Плюс наложилась тенденция роста благосостояния китайского общества. Стало выгодным экспортировать в Китай с/х и продовольственную продукцию. Помнится, тогда что только не предлагали, начиная от зерновых и мясной продукции, и заканчивая сеном и другими интересными товарами. Тогда, в 2014 году, даже государственные органы и экспортеры не ожидали, что столкнутся с ограничениями по допуску такой продукции в Китай. Дело в том, что Китай применяет жесткую процедуру допуска ко всей продукции растительного и животного происхождения, которая впервые ввозится в Китай. Эта процедура допуска предполагает действия между названными мною полномочными органами (Россельхознадзором и ГТУ КНР).
Проще перечислить те виды продукции, которые открыты к ввозу в КНР. Это зерновые: пшеница, соя, рапс, кукуруза, ячмень, овес, а также семена подсолнечника. Позже появилась возможность поставлять в Китай замороженное мясо птицы, включая индейку и субпродукты (однако те же куриные шеи не разрешены к ввозу, этот вопрос решается). Также недавно был открыт рынок экспорта говядины, охлажденной и замороженной. Субпродукты говядины запрещены к ввозу. Была открыта и возможность экспортировать мороженое и молочную продукцию.
Большинство других товаров пока не разрешены к ввозу в Китай. Практически каждая продукция, соответствующая тому или иному коду ТН ВЭД, требует отдельной процедуры допуска. И экспортеры должны это понимать.
У нас на сайте Торгпредства имеется пошаговая инструкция по действиям для экспортеров. И там же можно найти ссылку на сайт ГТУ КНР, где экспортер легко проверит, допущена ли его продукция к ввозу в Китай. Если у него возникнут какие-то затруднения — он всегда может написать нам в Торгпредство, и мы ответим.
У процедуры допуска продукта на китайский рынок есть три составляющих. Первая — это подписание соответствующего протокола по ветеринарным либо фитосанитарным требованиям. Что, конечно, напрямую не касается экспортеров: это делают полномочные органы. Второй момент — согласование форм в сфере ветеринарного либо фитосанитарного сертификата. Этим также занимаются полномочные органы. И третий момент, который уже напрямую касается производителей, поставщиков, которые имеют намерение отправлять свою продукцию в Китай, — это формирование реестра аккредитованных экспортеров. И если вашу компанию одобрил Росссельхознадзор, это еще не означает, что вы имеете право поставлять свою продукцию в Китай. Нужно обязательно дождаться одобрения ГТУ КНР, дождаться, когда реестр будет опубликован на его официальном сайте. Это очень важный момент. Если вы не дождетесь такого подтверждения и отправите свою продукцию в Китай раньше, то столкнетесь с большими убытками на пункте пропуска.
Необходимо, чтобы ваша экспортируемая продукция соответствовала государственному стандарту КНР. По каждому типу продукции имеется свой стандарт. Желательно с ним ознакомиться. Что-то можно найти бесплатно на просторах интернета, что-то, наверное, нужно будет приобрести. В стандарте обычно изложены все показатели, требования к той или иной продукции: технические, органолептические и т.п. Это очень важно. Нужно довести свою продукцию до полного соответствия этому стандарту. Либо вы опять встретитесь с трудностями при ввозе продукции в Китай на пункте пропуска.
В Китае практикуется механизм квотирования. Сегодня он охватывает не очень большую группу товаров, но тем не менее, 7 видов продукции квотируются. Это пшеница, кукуруза, рис, шерсть, шерстяное волокно, удобрения. Вы должны понимать, особенно те экспортеры, кто занимается зерновыми, что квоты выдаются импортеру и не подразумевают выдачу квотообъема какой-то конкретной стране. Если потенциальный импортер получает эту квоту, то в рамках этого объема он может завозить продукцию из любой страны.
Конкретно по пшенице хотел еще пояснить, что, если импортер получает квоту, он может в рамках этой квоты завозить пшеницу либо пшеничную муку. И менять их соотношения. Эта информация важна и для экспортера, потому что при поисках потенциальных партнеров можно специально искать тех, кто имеет эти квоты. В последнее время появилась такая тенденция: многие китайские импортеры готовы завозить ту же пшеничную муку даже сверх квоты, уплачивая пошлину. Видимо, такая конъюнктура спроса складывается на китайском рынке, что выгодно покупать муку даже сверх квоты, так как мука достаточно востребована у китайских потребителей.
Предыдущий спикер уже говорил о том, что очень важно при экспорте уделять пристальное внимание этикетке. Действительно, таможенные органы к этикетке относятся очень скрупулезно: она должна соответствовать стандарту государства по этикетке. Кстати, рекомендации по этикетке на нашем сайте Торгпредства также опубликованы, все на русском языке, вы можете посмотреть.
Здесь есть новшество: с 1 мая 2019 года уже не требуется согласовывать этикетку с таможенными органами. Это, с одной стороны, вроде бы хорошо, но, я считаю, что для начинающих экспортеров это плохо. Если вы разработаете и наклеите этикетку, а окажется, что она не соответствует стандарту, то вы столкнетесь с тем, что вам придется разрабатывать новую этикетку и переклеивать заново всю продукцию. А это большие убытки. Мое мнение: лучше было бы оставить старый механизм согласования, который позволял экспортерам скорректировать все недостатки и цифры до ввоза.
Еще один важный момент, особенно для начинающих. Необходимо свою торговую марку, торговый знак заблаговременно, до ввоза, регистрировать в Китае. Так, мы столкнулись с таким фактом, что, когда была опубликована новость о первом российском экспортере молочной продукции, в это же время компания из Муданьцзяна зарегистрировала на себя все торговые марки нашего производителя. Туда попали довольно известные бренды. Если бы компания вовремя не прореагировала — она бы потеряла свой торговый знак, свои торговые марки. Они не смогли бы ввезти свою продукцию в КНР: китайская таможня им этого бы сделать не разрешила.
Недавно одна сибирская компания также столкнулась с подобной практикой, но уже при ввозе. Одна китайская компания подала документы на регистрацию целого региона. Алтай они пытаются зарегистрировать на себя. Мы, конечно же, сразу отреагировали. Но в любом случае должно быть подано заявление в соответствующие органы от экспортера.
Остановлюсь на некоторых ошибках экспортеров. Некоторые сначала подписывают контракт и только потом получают аккредитацию. Это неправильно. Вы подпишите контракт и, согласно некоторым его условиям, должны будете исполнять свои обязательства, а аккредитация может затянуться на долгий период времени, и вы понесете убытки. Имейте это в виду: дождитесь своей аккредитации и только потом занимайтесь подписанием контракта.
Та же проблема и с регистрацией своей ТМ. Некоторые экспортеры сначала ввозят продукцию, а потом сталкиваются с тем, что их ТЗ может уже оказаться зарегистрированным на китайскую компанию. Которая потом предлагает его выкупить за немалую сумму.
Наверное, сейчас большинство компаний уже не подписывают контракты онлайн, но иногда такие случаи все же имеют место быть. А потом экспортеры звонят нам и говорят: мы перечислили деньги согласно контракту, который подписали по интернету. Теперь поставщика нет, денег тоже нет — помогите! Подписания контракта онлайн нужно стараться избегать. Хотя, конечно, в условиях пандемии сделать это непросто.
Немного статистики. По результатам нынешнего года, очень перспективным оказался экспорт в Китай растительных масел, который вырос в 4 раза в годовом выражении. Поставки мяса птицы выросли в 7 раз. Также выросли поставки пшеничной муки, злаковых, сои. Потребности в сое очень высоки в Китае, но это к сведению, так как напрямую Новосибирской области это не касается. Что касается экспорта молочной продукции, нужно учитывать, что этот рынок высококонкурентный, и здесь нужно вкладывать усилия в маркетинг и продвижение. На китайском рынке очень много молочной продукции: польской, немецкой, новозеландской и т.п.
Я думаю, что как площадка экспорта для россиян, и для сибирских регионов в том числе, особенно интересны центральные провинции Китая. Например, такой мегаполис, как Чунцин. А также Ухань и Чэнду. Дело в том, что наши экспортеры в прибрежных городах, в Шанхае, Гуанчжоу, сталкиваются с высокой конкуренцией аналогичной продукции со стороны компаний из США, европейских, австралийских и т.п. А Центральный Китай менее охвачен, в том числе и в плане логистики. Поэтому мы советуем вам обратить взоры на этот регион. Здесь как раз экспортерам можно делать правильные первые шаги.
В подтверждение своих слов приведу один пример: в отношении ввоза мясной продукции Китай проводит довольно жесткую политику. Мясная продукция может ввозиться только на те площадки, которые имеют аккредитацию именно для ветеринарного контроля. Не все пункты пропуска обладают таким статусом. Так как это предполагает соответствующее досмотровое оборудование, обеспечение, квалификацию персонала. Что касается нашей границы, то Маньчжурия и Суйфэньхэ таким статусом не обладают. Но Хоргос и Алашанькоу — обладают. Казалось бы, такие обстоятельства должны были сдерживать развитие нашего мясного экспорта. Однако мы, Торгпредство, в скрупулезной работе с Главным таможенным управлением КНР, разработали механизм внутреннего таможенного транзита. Если наш экспортер повезет свою продукцию через Маньчжурию или Суйфэньхэ, которые не аккредитованы на ветеринарный контроль, при соблюдении трех принципов (контейнер, который не менялся в пути; первоначально выданное ветеринарное свидетельство; целостность пломб) можно осуществить таможенный транзит до внутренних городов, которые обладают аккредитованной на ветеринарный контроль мясной продукции площадкой. Это опять же Чунцин, Ухань и Чэнду. 29 мая 2020 года первые наши контейнеры с мясом птицы были отправлены по этой схеме в Чунцин и там были успешно растаможены.
В заключении я хотел бы привлечь ваше внимание к теме ужесточения требований ветеринарного и санитарного контроля на фоне пандемии. В условиях COVID-19 Китай закручивает гайки. Это имеет отношение не только к российским поставкам, но и к продукции, которая поступает в Китай со всех стран мира. В декабре Госсовет КНР опубликовал так называемый «Рабочий план» по дезинфекции, контролю и профилактике, борьбе с распространением коронавируса через продукцию холодовой цепи. В сми было много сообщений о том, что коронавирус обнаружен на упаковке замороженной продукции, в том числе из России. Обеспокоенный такой ситуацией Госсовет издал документ на эту тему. Были разработаны инструкции по дезинфекции тары и продукции, это применяется на практике. Есть требования по дезинфекции контейнеров и продукции, поэтому вы должны понимать, что действие этих правил увеличит сроки поставок в Китай.
В маленьких городах пунктов пропуска (Хоргосе, Алашанькоу, Суйфэньхэ, Маньчжурии и т.п.) приданы большие полномочия так называемым центрам по профилактике эпидемии. Им на данный момент подчиняются даже таможенные органы. В частности, в Суйфэньхэ был разработан документ, довольно жесткий. Теперь туда запрещен ввоз любой расфасованной продукции, а также зерновых весом менее 50 кг вне паллет и контейнеров. Это очень сильно ударило по нашему бизнесу, приведя к удорожанию логистики. В Маньчжурии действует похожая мера, но там разрешены поставки наших зерновых навалом. Таким образом китайская сторона пытается максимально исключить соприкосновение грузчиков и грузов. Буквально вчера я разговаривал с одним экспортером подсолнечного масла, который сказал мне, что эти новые инструкции свели его бизнес на «нет». Такие ужесточения... Таможенные органы уделяют большое внимание правильности заполнения сертификатов. Поэтому при оформлении этих документов экспортеры должны обращать внимание на заполнение и достоверность. Учитывая, что в китайской таможне будут сличать все печати, все подписи ветеринарных врачей. Это сейчас наиболее значимые риски для экспортеров.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Восточный гороскоп: Чего ждать от года Змеи деловым людям
Фото с сайта unsplash.com

До Нового года остались считанные дни. Однако все мы знаем, что есть еще и Лунный Новый год, который в 2025 году начнется 29 января. По восточному гороскопу – это будет Год зеленой деревянной Змеи. Chinalogistik выяснил, какие сюрпризы может принести хозяйка года деловым людям.

Змея характеризируется мудростью, уравновешенностью, трудолюбием и упорным движением к целям. Если у вас есть эти качества, то к вам она будет благосклонна. Согласно прогнозам, Год Змеи не грозит крупными разочарованиями. Ее зеленый окрас означает гармонию и мирное время. На первый план выйдут люди с мощной внутренней силой. Приветливые, вежливые, умеющие поддержать разговор на любую тему, блестяще строят отношения и заводят полезные связи. От из действий зависит, что будет происходить в мире.

Анатолий Якимов
Повышение требований к складам временного хранения ускорит таможенные процедуры

На прошлой неделе депутаты Государственной думы приняли закон, в котором говорится о повышении требований к обустройству, оборудованию и местам складов временного хранения. Принятие документа связано с приведением российского законодательства к нормам Таможенного Кодекса Евразийского экономического Союза.

Так, например, статья 375 закона о таможенном регулировании ранее не были уточнены такие моменты как детализация объектов, находящиеся на общей территории склада и при этом не предназначавшиеся для хранения товаров.

Анатолий Якимов
Александр Дегтярев: ВЭД России в 2025 году будет зависеть от нас самих и Дональда Трампа
Фото из архива Александра Дегтярева

Накануне Нового года принято подводить итоги и ставить задачи. Почему на отношения между Россией и Китаем может повлиять Дональд Трамп? Что нового произойдет в сфере внешнеэкономической деятельности в 2025 году? Как были преодолены трудности 2024 года? Какие цели поставлены на год 20-летия компании? ChinaLogist встретился с управляющим компании «ВЭД Агент» Александром Дегтяревым и попросил ответить несколько вопросов.

Анатолий Якимов
Владимир Путин: Мы многое делаем в отношении интересов народов Китая и России
Фото с официального сайта Президента России

На прошедшей 19 декабря прямой линии «Итоги года с Владимиром Путиным» Президент России остановился и на отношениях России и Китая. Отвечая на вопрос представителя информационного агентства «Синьхуа», глава государства отметил, что отношения между двумя странами развиваются на полном доверии к политике с одной и с другой стороны.

«Мы ничего не делаем, что противоречило бы нашим интересам, и делаем очень многое, что отвечает интересам как китайского народа, так и народов Российской Федерации», - сказал Владимир Путин.

Анатолий Якимов
Как будут работать международные пункты пропуска на Дальнем Востоке
Фото с сайта unsplash.com

В Новогодние каникулы, которые будут продолжаться с 29 декабря по 8 января 2025 года большинство международных пунктов пропуска будут работать. Об этом сообщили в пресс-службе Дальневосточного таможенного управления.

Как стало известно, большинство отделов таможенных постов будут работать. Так, например, отделы специальных таможенных процедур в портах Владивостока, Ванино, Зарубино, Петропавловск-Камчатский, Восточный (Находка), аэропорт Кневичи (Владивосток) будут работать в круглосуточном режиме. Также без выходных 24 часа в сутки будут работать Международный автомобильный и железнодорожный пункты пропуска «Забайкальск», МАПП «Кяхта», ЖДПП «Наушки». Некоторые таможенные посты будут работать без выходных, но в определенное время, например, с 8:30 до 17:30.

В пресс-службе Дальневосточного таможенного управления уточнили, что информация, опубликованная на сайте ведомства, может меняться.

Полный график работы таможенных постов можно скачать по ссылке.

Анатолий Якимов
Пропускная способность БАМа и Транссиба за пять лет выросла в полтора раза
Фото с официального сайта Правительства России

С поворотом российской экономики на восток резко увеличился грузопоток по Транссибу и БАМу. К счастью, развитие Восточного полигона началось за несколько лет до всех глобальных экономических процессов. За последние пять лет пропускная способность двух важнейших железнодорожных магистралей увеличилась в полтора раза – до 180 миллионов тонн.  Об этом сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин на церемонии ввода в работу основных объектов энергоснабжения второго этапа расширения Восточного полигона.

Первый этап расширения Восточного полигона завершился в начале года. Тогда пропускная способность Транссиба и БАМа выросла до 170 миллионов тонн. К концу 2024 года этот показатель увеличится до 180 миллионов тонн.  Это позволит пропускать импортные грузы из Китая по железным дорогам быстрее.

Анатолий Якимов
Пошлины не поднимут: мебельщики и таможенники договорились
Фото с сайта unsplash.com

Руководитель Федеральной таможенной службы Валерий Пикалев и генеральный директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов обсудили итоги проделанной работы по решению вопроса классификации товара «мебельные направляющие».

Напомним, в конце ноября стало известно о повышении таможенных пошлин на мебельную фурнитуру из Китая. Новатором выступила Владивостокская таможня, через которую в Россию ввозится до 90% этого товара. Камнем преткновения стала переквалификация и изменение кода ТН ВЭД. Технологическая мебельная фурнитура с круглыми или вращательными элементами стала относиться к категории подшипников. Из-за этого пошлина выросла с 0 до 55%.

Анатолий Якимов
Зимнее снаряжение: что и где можно купить в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Зима будет длинной. Чем занять себя? Конечно же спортом. А чтобы им заниматься нужно приобрести снаряжение. Chinalogist.ru выяснил, в каких городах Китая можно его приобрести.

Объем экспорта спортивного снаряжения из Китая растет ежегодно. Производители демонстрируют успехи на международном рынке.

Анатолий Якимов
10 суток в Китае без визы: какие нюансы могут возникнуть
Фото Анатолия Якимова

С 17 декабря в 24 регионах Китая увеличился срок действия транзитных виз. Если раньше они действовали в течение 72 или 144 часов в 19 регионах, то теперь во всех – 240 часов. Единственное условие вылет должен быть в третью страну.

В список регионов добавили провинции Анхой, Гуйчжоу, Шаньси, Цзянси и Хайнань. При этом, как рассказали в Государственном управлении по делам миграции КНР, иностранные граждане, въезжающие в Китай в рамках политики безвизового транзита, могут совершать поездки между провинциями в пределах разрешенных зон.

Анатолий Якимов
Больше на 15%: число вакансий в сфере ВЭД растет
Фото с сайта unsplash.com

Специалисты исследовательского центра сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob провели исследование по количеству вакансий и среднем размере заработной платы в сфере «Транспорт, логистика, склад, ВЭД». Как стало известно, в среднем на рынке труда количество вакансий в отрасли за год выросло на 15%. Наиболее востребованные сотрудники – водители грузовых категорий и линейный складской персонал.

Так, водитель фуры может рассчитывать на среднюю зарплату 160 000 рублей, при этом, максимальная зарплата на рынке труда составляет 280 000 рублей. За год зарплаты в этой категории выросла на 7%.