Слово Эксперта
Экспорт

О тонкостях и трудностях агроэкспорта в Китай рассказал представитель Торгпредства Сюмер Палкин

Недавно в Новосибирске завершилось главное событие года для экспортеров — конференция «Дни участников ВЭД Новосибирской области». Chinalogist выступил информационным партнером конференции. Он готов познакомить своих читателей с презентациями и мастер-классами «Дней ВЭД», посвященными Китаю. И начинаем мы с презентации сотрудника Торгового представительства РФ в Пекине по вопросам сотрудничества в сфере АПК Сюмера Палкина.
Сюмер Палкин:
В Торговом представительстве РФ в КНР, которое является частью Посольства РФ в КНР, я занимаюсь вопросами АПК, с/х и продовольственной продукции. Торгпредство в части с/х продукции является мостом между полномочными органами — Россельхознадзором и Главным таможенным управлением КНР.
Из предыдущей презентации вы узнали, что происходит в таможне на российской стороне. Я хотел бы дополнить это тем, что происходит в плане регулирования ввоза продукции на китайской стороне.
Позвольте мне немного вернуться назад во времени, чтобы перед глазами начинающих экспортеров сложилась некая система. Может быть, и более опытные экспортеры узнают что-то новое для себя.
Я начну с 2014 года, когда ситуация поменялась. Раньше для малого и среднего бизнеса Китай не был таким интересным рынком в плане экспорта. В основном, шли потоки импорта из Китая в Россию. В 2014 году курс рубля изменился. Плюс наложилась тенденция роста благосостояния китайского общества. Стало выгодным экспортировать в Китай с/х и продовольственную продукцию. Помнится, тогда что только не предлагали, начиная от зерновых и мясной продукции, и заканчивая сеном и другими интересными товарами. Тогда, в 2014 году, даже государственные органы и экспортеры не ожидали, что столкнутся с ограничениями по допуску такой продукции в Китай. Дело в том, что Китай применяет жесткую процедуру допуска ко всей продукции растительного и животного происхождения, которая впервые ввозится в Китай. Эта процедура допуска предполагает действия между названными мною полномочными органами (Россельхознадзором и ГТУ КНР).
Проще перечислить те виды продукции, которые открыты к ввозу в КНР. Это зерновые: пшеница, соя, рапс, кукуруза, ячмень, овес, а также семена подсолнечника. Позже появилась возможность поставлять в Китай замороженное мясо птицы, включая индейку и субпродукты (однако те же куриные шеи не разрешены к ввозу, этот вопрос решается). Также недавно был открыт рынок экспорта говядины, охлажденной и замороженной. Субпродукты говядины запрещены к ввозу. Была открыта и возможность экспортировать мороженое и молочную продукцию.
Большинство других товаров пока не разрешены к ввозу в Китай. Практически каждая продукция, соответствующая тому или иному коду ТН ВЭД, требует отдельной процедуры допуска. И экспортеры должны это понимать.
У нас на сайте Торгпредства имеется пошаговая инструкция по действиям для экспортеров. И там же можно найти ссылку на сайт ГТУ КНР, где экспортер легко проверит, допущена ли его продукция к ввозу в Китай. Если у него возникнут какие-то затруднения — он всегда может написать нам в Торгпредство, и мы ответим.
У процедуры допуска продукта на китайский рынок есть три составляющих. Первая — это подписание соответствующего протокола по ветеринарным либо фитосанитарным требованиям. Что, конечно, напрямую не касается экспортеров: это делают полномочные органы. Второй момент — согласование форм в сфере ветеринарного либо фитосанитарного сертификата. Этим также занимаются полномочные органы. И третий момент, который уже напрямую касается производителей, поставщиков, которые имеют намерение отправлять свою продукцию в Китай, — это формирование реестра аккредитованных экспортеров. И если вашу компанию одобрил Росссельхознадзор, это еще не означает, что вы имеете право поставлять свою продукцию в Китай. Нужно обязательно дождаться одобрения ГТУ КНР, дождаться, когда реестр будет опубликован на его официальном сайте. Это очень важный момент. Если вы не дождетесь такого подтверждения и отправите свою продукцию в Китай раньше, то столкнетесь с большими убытками на пункте пропуска.
Необходимо, чтобы ваша экспортируемая продукция соответствовала государственному стандарту КНР. По каждому типу продукции имеется свой стандарт. Желательно с ним ознакомиться. Что-то можно найти бесплатно на просторах интернета, что-то, наверное, нужно будет приобрести. В стандарте обычно изложены все показатели, требования к той или иной продукции: технические, органолептические и т.п. Это очень важно. Нужно довести свою продукцию до полного соответствия этому стандарту. Либо вы опять встретитесь с трудностями при ввозе продукции в Китай на пункте пропуска.
В Китае практикуется механизм квотирования. Сегодня он охватывает не очень большую группу товаров, но тем не менее, 7 видов продукции квотируются. Это пшеница, кукуруза, рис, шерсть, шерстяное волокно, удобрения. Вы должны понимать, особенно те экспортеры, кто занимается зерновыми, что квоты выдаются импортеру и не подразумевают выдачу квотообъема какой-то конкретной стране. Если потенциальный импортер получает эту квоту, то в рамках этого объема он может завозить продукцию из любой страны.
Конкретно по пшенице хотел еще пояснить, что, если импортер получает квоту, он может в рамках этой квоты завозить пшеницу либо пшеничную муку. И менять их соотношения. Эта информация важна и для экспортера, потому что при поисках потенциальных партнеров можно специально искать тех, кто имеет эти квоты. В последнее время появилась такая тенденция: многие китайские импортеры готовы завозить ту же пшеничную муку даже сверх квоты, уплачивая пошлину. Видимо, такая конъюнктура спроса складывается на китайском рынке, что выгодно покупать муку даже сверх квоты, так как мука достаточно востребована у китайских потребителей.
Предыдущий спикер уже говорил о том, что очень важно при экспорте уделять пристальное внимание этикетке. Действительно, таможенные органы к этикетке относятся очень скрупулезно: она должна соответствовать стандарту государства по этикетке. Кстати, рекомендации по этикетке на нашем сайте Торгпредства также опубликованы, все на русском языке, вы можете посмотреть.
Здесь есть новшество: с 1 мая 2019 года уже не требуется согласовывать этикетку с таможенными органами. Это, с одной стороны, вроде бы хорошо, но, я считаю, что для начинающих экспортеров это плохо. Если вы разработаете и наклеите этикетку, а окажется, что она не соответствует стандарту, то вы столкнетесь с тем, что вам придется разрабатывать новую этикетку и переклеивать заново всю продукцию. А это большие убытки. Мое мнение: лучше было бы оставить старый механизм согласования, который позволял экспортерам скорректировать все недостатки и цифры до ввоза.
Еще один важный момент, особенно для начинающих. Необходимо свою торговую марку, торговый знак заблаговременно, до ввоза, регистрировать в Китае. Так, мы столкнулись с таким фактом, что, когда была опубликована новость о первом российском экспортере молочной продукции, в это же время компания из Муданьцзяна зарегистрировала на себя все торговые марки нашего производителя. Туда попали довольно известные бренды. Если бы компания вовремя не прореагировала — она бы потеряла свой торговый знак, свои торговые марки. Они не смогли бы ввезти свою продукцию в КНР: китайская таможня им этого бы сделать не разрешила.
Недавно одна сибирская компания также столкнулась с подобной практикой, но уже при ввозе. Одна китайская компания подала документы на регистрацию целого региона. Алтай они пытаются зарегистрировать на себя. Мы, конечно же, сразу отреагировали. Но в любом случае должно быть подано заявление в соответствующие органы от экспортера.
Остановлюсь на некоторых ошибках экспортеров. Некоторые сначала подписывают контракт и только потом получают аккредитацию. Это неправильно. Вы подпишите контракт и, согласно некоторым его условиям, должны будете исполнять свои обязательства, а аккредитация может затянуться на долгий период времени, и вы понесете убытки. Имейте это в виду: дождитесь своей аккредитации и только потом занимайтесь подписанием контракта.
Та же проблема и с регистрацией своей ТМ. Некоторые экспортеры сначала ввозят продукцию, а потом сталкиваются с тем, что их ТЗ может уже оказаться зарегистрированным на китайскую компанию. Которая потом предлагает его выкупить за немалую сумму.
Наверное, сейчас большинство компаний уже не подписывают контракты онлайн, но иногда такие случаи все же имеют место быть. А потом экспортеры звонят нам и говорят: мы перечислили деньги согласно контракту, который подписали по интернету. Теперь поставщика нет, денег тоже нет — помогите! Подписания контракта онлайн нужно стараться избегать. Хотя, конечно, в условиях пандемии сделать это непросто.
Немного статистики. По результатам нынешнего года, очень перспективным оказался экспорт в Китай растительных масел, который вырос в 4 раза в годовом выражении. Поставки мяса птицы выросли в 7 раз. Также выросли поставки пшеничной муки, злаковых, сои. Потребности в сое очень высоки в Китае, но это к сведению, так как напрямую Новосибирской области это не касается. Что касается экспорта молочной продукции, нужно учитывать, что этот рынок высококонкурентный, и здесь нужно вкладывать усилия в маркетинг и продвижение. На китайском рынке очень много молочной продукции: польской, немецкой, новозеландской и т.п.
Я думаю, что как площадка экспорта для россиян, и для сибирских регионов в том числе, особенно интересны центральные провинции Китая. Например, такой мегаполис, как Чунцин. А также Ухань и Чэнду. Дело в том, что наши экспортеры в прибрежных городах, в Шанхае, Гуанчжоу, сталкиваются с высокой конкуренцией аналогичной продукции со стороны компаний из США, европейских, австралийских и т.п. А Центральный Китай менее охвачен, в том числе и в плане логистики. Поэтому мы советуем вам обратить взоры на этот регион. Здесь как раз экспортерам можно делать правильные первые шаги.
В подтверждение своих слов приведу один пример: в отношении ввоза мясной продукции Китай проводит довольно жесткую политику. Мясная продукция может ввозиться только на те площадки, которые имеют аккредитацию именно для ветеринарного контроля. Не все пункты пропуска обладают таким статусом. Так как это предполагает соответствующее досмотровое оборудование, обеспечение, квалификацию персонала. Что касается нашей границы, то Маньчжурия и Суйфэньхэ таким статусом не обладают. Но Хоргос и Алашанькоу — обладают. Казалось бы, такие обстоятельства должны были сдерживать развитие нашего мясного экспорта. Однако мы, Торгпредство, в скрупулезной работе с Главным таможенным управлением КНР, разработали механизм внутреннего таможенного транзита. Если наш экспортер повезет свою продукцию через Маньчжурию или Суйфэньхэ, которые не аккредитованы на ветеринарный контроль, при соблюдении трех принципов (контейнер, который не менялся в пути; первоначально выданное ветеринарное свидетельство; целостность пломб) можно осуществить таможенный транзит до внутренних городов, которые обладают аккредитованной на ветеринарный контроль мясной продукции площадкой. Это опять же Чунцин, Ухань и Чэнду. 29 мая 2020 года первые наши контейнеры с мясом птицы были отправлены по этой схеме в Чунцин и там были успешно растаможены.
В заключении я хотел бы привлечь ваше внимание к теме ужесточения требований ветеринарного и санитарного контроля на фоне пандемии. В условиях COVID-19 Китай закручивает гайки. Это имеет отношение не только к российским поставкам, но и к продукции, которая поступает в Китай со всех стран мира. В декабре Госсовет КНР опубликовал так называемый «Рабочий план» по дезинфекции, контролю и профилактике, борьбе с распространением коронавируса через продукцию холодовой цепи. В сми было много сообщений о том, что коронавирус обнаружен на упаковке замороженной продукции, в том числе из России. Обеспокоенный такой ситуацией Госсовет издал документ на эту тему. Были разработаны инструкции по дезинфекции тары и продукции, это применяется на практике. Есть требования по дезинфекции контейнеров и продукции, поэтому вы должны понимать, что действие этих правил увеличит сроки поставок в Китай.
В маленьких городах пунктов пропуска (Хоргосе, Алашанькоу, Суйфэньхэ, Маньчжурии и т.п.) приданы большие полномочия так называемым центрам по профилактике эпидемии. Им на данный момент подчиняются даже таможенные органы. В частности, в Суйфэньхэ был разработан документ, довольно жесткий. Теперь туда запрещен ввоз любой расфасованной продукции, а также зерновых весом менее 50 кг вне паллет и контейнеров. Это очень сильно ударило по нашему бизнесу, приведя к удорожанию логистики. В Маньчжурии действует похожая мера, но там разрешены поставки наших зерновых навалом. Таким образом китайская сторона пытается максимально исключить соприкосновение грузчиков и грузов. Буквально вчера я разговаривал с одним экспортером подсолнечного масла, который сказал мне, что эти новые инструкции свели его бизнес на «нет». Такие ужесточения... Таможенные органы уделяют большое внимание правильности заполнения сертификатов. Поэтому при оформлении этих документов экспортеры должны обращать внимание на заполнение и достоверность. Учитывая, что в китайской таможне будут сличать все печати, все подписи ветеринарных врачей. Это сейчас наиболее значимые риски для экспортеров.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Экспорт
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Импорт
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Редакция
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.