Слово Эксперта
Импорт

Особенности заказа электроники в постковидном Китае

Как COVID-19 повлиял на производство электроники в Китае, на что стоит обратить внимание при размещении заказов и где нужно быть особо осторожными.
Автор: Алексей Рязанцев. Занимается производством в Китае. Готов делиться знаниями о специфике китайских поставщиков и опытом современной китайской жизни.
Пандемия 2020-го года оказала влияние на международную торговлю: из-за карантина товарооборот по потребительским товарам упал на 30% – 70%. Закрытие границ остановило движение грузов, увеличились сроки доставки почтовых отправлений.
В начале года региональные поставщики потребительских товаров пострадали из-за невозможности заказать товар китайских производителей: в Поднебесной тогда был жесткий карантин. Когда Китай возобновил работу, ограничительные меры ввели в большинстве стран мира. Потребление упало, количество заказов на производство в Китае уменьшилось. С послаблением мер растут и траты покупателей, и заказы, но и первым, и вторым еще далеко до значений 2019-го года.
Все это прямым образом отразилось на китайских фабриках и возможности заказа товаров китайского производства.

Отсутствие новых разработок

Давно не помню такого дефицита предложения по новым разработкам электронных товаров, как в 2020-м. Обычно после китайского Нового города поставщики готовили если не линейку, то несколько новых продуктов, которые поступали на региональные рынки к Рождеству.
Весной 2020-го поставщики, в лучшем случае, сохранили старое портфолио и успешные модели. Новинки так и остались на уровне прототипов, денег на разработку которых пока нет.
Многочисленные стерилизаторы, ионизаторы и дезинфекторы, которые весной и летом этого года предлагают поставщики электронных товаров, — старые разработки, вытащенные из пыльного шкафа с образцами. Двумя годами ранее заказчики к таким товарам интереса не проявляли. Теперь пришло время освежить воспоминания и посмотреть на разработки 3-5-ти летней давности в новых условиях. Интерес к таким продуктам есть. Вопрос в том, будут ли продажи.

Торговля картинками

Следствие первого пункта. Новых разработок у поставщиков нет, вести диалог с клиентами нужно, поэтому китайцы предлагают товар, который существует только на картинках и в презентациях. Поставщики надеются набрать заказов и запустить товар в производство. Проблема в том, что обкатанного образца устройства, прошедшего тестирование, у поставщиков нет.
В реальности готовый товар не всегда похож на картинку. Электронное устройство от дизайна до помещения в упаковку проходит минимум три стадии модификаций, на которых форма пытается подружиться с внутренней начинкой и заработать. Понимаю тех, кто не хочет вкладывать деньги в устройство на самой первой стадии, да и сам воздерживаюсь от таких инвестиций.

Увеличение сроков производства

Не все китайские фабрики перенесли простой, не все могут выдержать падение спроса на конечную продукцию или компоненты. Производственные компании закрываются. А китайским поставщикам нужно искать новых поставщиков для компонентов своих устройств. Поиск, общение, согласование стандартов работы занимает время.
Замена ключевых компонентов часто ведет к полной переработке устройства и требует столько же ресурсов, сколько требует запуск новой модели. Старые модели поставщиков могут быть новыми за счет используемых компонентов. Новые компоненты не всегда могут гарантировать прежнее качество.
Эксперименты, оценка, экспертиза — это дополнительное время. Поставщикам не выгодно обслуживать мелкие заказы, поэтому они консолидируют запросы и ждут поступления сырья. Себестоимость китайского товара не высока потому, что товар производится массово. При иных условиях можно заказать только дорогой китайский товар.

Подготовка к закрытию бизнеса по-китайски

Не все китайские поставщики переживут сложившуюся экономическую ситуацию. И не все поставщики будут готовы закрыть свой бизнес, рассчитавшись с партнерами и выполнив обязательства. Будут компании, владельцы которых исчезнут с долгами и обещаниями. Будут владельцы, которые попробуют набрать денег под заказы, которые не собираются выполнять — будь то авансовые платежи или балансовые.

Ситуация зеркально повторяется от одного экономического кризиса к другому. Владельцы, для бизнеса которых больше не важна репутация, стараются сорвать большой куш нечестных денег и начать новую жизнь в новом месте. Возможно, под новым именем. Подобное случалось и с новыми поставщиками, и с проверенными. Товар не поставлялся, фирма ликвидировалась, а владелец скрывался с крупной суммой денег, предположительно оседая в Австралии и Канаде.
Из-за кризисной ситуации дополнительная осторожность не помешает. Чтобы обезопасить деньги на закупку, предпочтительнее производить расчеты с компаниями, зарегистрированными в материковом Китае, а не Гонконге.
Оплату производить желательно тогда, когда груз передан перевозчику после проверки качества. Сейчас время, когда разумно быть осторожными и инвестировать в безопасность произведенного в Китае товара. Иначе придется платить больше.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Россияне массово покупают китайские авто с пробегом: причины и статистика
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В России наблюдается устойчивый рост спроса на подержанные китайские автомобили на вторичном рынке. По информации платформы «Авто.ру», с начала 2022 года по январь 2025 года количество бесплатных объявлений о продаже такой техники выросло в четыре раза по всей России и в шесть раз в Москве. В январе 2025 года было продано 17,6 тысячи китайских легковых автомобилей с пробегом, что на 96,6% больше, чем в январе 2024 года.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай и Новосибирская область: новые горизонты сотрудничества в торговле и технологиях
Фото с сайта министерства экономического развития Новосибирской области

В мае 2025 года в Китайской Народной Республике откроется торговое представительство Новосибирской области, что расширит развитие торгово-экономических отношений между регионом и Поднебесной. Представительство будет расположено в городе Циндао, административном и деловом центре провинции Шаньдунь.

Анатолий Якимов
Импорт
Как сэкономить на доставке оборудования из Китая: ошибки и решения
Фото пресс-службы банка «Левобережный»

Китай прочно занял нишу поставщика оборудования в Россию для самых разных отраслей экономики. На прошедшей в Новосибирском экспоцентре выставке «МашЭкспоСибирь» состоялась конференция «Экспорт/Импорт продукции машиностроения: построение устойчивой модели технологического развития России в период санкций». Один из докладов был посвящен теме экономии на доставке промышленного оборудования из Китая. Его представил руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко.

Анатолий Якимов
Импорт
Возможности для импортеров и экспортеров в 2025 году обсудят в Томске
Фото Анатолия Якимова

Конференция Сбера «Возможности для импортеров и экспортеров в 2025 году: новые горизонты развития торговых отношений» состоится в Томске 10 апреля. Мероприятие будет проходить в кадровом центре «Работа России» по адресу: проспект Фрунзе, 103 Д, начало в 10:00.

Анатолий Якимов
Текстиль из Китая: объемы импорта и основные регионы производства
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Синьцзян-Уйгурский автономный район, расположенный на северо-западе Китая, – ключевой регион выращивания хлопка. В 2024 году здесь было произведено 5,86 тонны хлопка, что составило 92,2% от общего объема производства в стране. Помимо Синьцзяна, производство осуществляется в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, а также в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун. Эти регионы по праву можно назвать центрами текстильной промышленности Китая.

Анатолий Якимов
Логистика 2025: почему автоперевозки из Китая становятся дороже
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Автофрахт на FTL-перевозки из Китая в начале апреля 2025 года начал расти после значительного снижения ставок в марте. Средняя стоимость доставки груза по маршруту «Шанхай-Москва» в марте составляла 7 тысяч долларов США, а сейчас увеличилась до 9-9,5 тысячи долларов США за полный грузовик. Для сравнения, железнодорожные перевозки стоят значительно ниже: минимальные тарифы на прямые поставки из Шанхая в Москву составляют 3,9 тысячи долларов США за 40-футовый контейнер, по маршруту «Шанхай – Санкт-Петербург» – 4,2 тысячи долларов США. Об этом сообщил портал Logirus.ru.

Анатолий Якимов
Россия удваивает экспорт икры минтая в Китай
Фото Andshel/wikimedia.org/

Российские рыбодобывающие компании планируют увеличить экспорт икры минтая в Китай в 2025 году. По информации Ассоциации добытчиков минтая, поставка может удвоиться и достичь 1 тысячи тонн. В перспективе до 2028 года поставщики рассчитывают довести объемы экспорта до 5 тысяч тонн в год.

Анатолий Якимов
Цяотоу: город, где выпускают 60 миллиардов пуговиц в год
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Город Цяотоу уезда Юнцзя, город Чжэцзян в Китае известен как специализированный центр по изготовлению пуговиц. За сорок лет небольшой рынок вырос в промышленного гиганта, производящего 60 миллиардов пуговиц ежегодно. Этот успех связан с женщиной по имени Ван Суйцан, которая начала торговать пуговицами с лотка в 1970-х годах. Бизнес быстро расширился, и вскоре соседи тоже начали торговать пуговицами, превратив местный участок в пуговичную улицу.

Анатолий Якимов
Разворот на Восток: как бренды из Китая завоевывают Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Термин «Разворот на восток» стал особенно актуальным в последние годы, особенно после начала специальной военной операции (СВО) и усиления санкций. Вопрос о том, что сам восток развернулся в сторону России, становится более интересным. По информации консалтинговой компании Nikoliers, по состоянию на март 2025 года в России работает 71 азиатский бренд, что в 2,4 раза больше, чем до начала СВО. С 2022 года по февраль 2025-го 60% брендов (43 марки), вышедших в России, азиатского происхождения.

Анатолий Якимов
Мощный толчок: грузооборот через переход Забайкальск-Маньчжурия вырос на 10,6%
Фото Анатолия Якимова

Пограничный переход «Забайкальск-Маньчжурия», стратегический транспортный узел на российско-китайской границе, продолжает демонстрировать впечатляющую динамику развития. По состоянию на 31 марта 2025 года, объем перевозки внешнеторговых грузов через порт достиг 6,531 миллиона тонн, что на 10,6% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.