Слово Эксперта
Импорт

Особенности заказа электроники в постковидном Китае

Как COVID-19 повлиял на производство электроники в Китае, на что стоит обратить внимание при размещении заказов и где нужно быть особо осторожными.
Автор: Алексей Рязанцев. Занимается производством в Китае. Готов делиться знаниями о специфике китайских поставщиков и опытом современной китайской жизни.
Пандемия 2020-го года оказала влияние на международную торговлю: из-за карантина товарооборот по потребительским товарам упал на 30% – 70%. Закрытие границ остановило движение грузов, увеличились сроки доставки почтовых отправлений.
В начале года региональные поставщики потребительских товаров пострадали из-за невозможности заказать товар китайских производителей: в Поднебесной тогда был жесткий карантин. Когда Китай возобновил работу, ограничительные меры ввели в большинстве стран мира. Потребление упало, количество заказов на производство в Китае уменьшилось. С послаблением мер растут и траты покупателей, и заказы, но и первым, и вторым еще далеко до значений 2019-го года.
Все это прямым образом отразилось на китайских фабриках и возможности заказа товаров китайского производства.

Отсутствие новых разработок

Давно не помню такого дефицита предложения по новым разработкам электронных товаров, как в 2020-м. Обычно после китайского Нового города поставщики готовили если не линейку, то несколько новых продуктов, которые поступали на региональные рынки к Рождеству.
Весной 2020-го поставщики, в лучшем случае, сохранили старое портфолио и успешные модели. Новинки так и остались на уровне прототипов, денег на разработку которых пока нет.
Многочисленные стерилизаторы, ионизаторы и дезинфекторы, которые весной и летом этого года предлагают поставщики электронных товаров, — старые разработки, вытащенные из пыльного шкафа с образцами. Двумя годами ранее заказчики к таким товарам интереса не проявляли. Теперь пришло время освежить воспоминания и посмотреть на разработки 3-5-ти летней давности в новых условиях. Интерес к таким продуктам есть. Вопрос в том, будут ли продажи.

Торговля картинками

Следствие первого пункта. Новых разработок у поставщиков нет, вести диалог с клиентами нужно, поэтому китайцы предлагают товар, который существует только на картинках и в презентациях. Поставщики надеются набрать заказов и запустить товар в производство. Проблема в том, что обкатанного образца устройства, прошедшего тестирование, у поставщиков нет.
В реальности готовый товар не всегда похож на картинку. Электронное устройство от дизайна до помещения в упаковку проходит минимум три стадии модификаций, на которых форма пытается подружиться с внутренней начинкой и заработать. Понимаю тех, кто не хочет вкладывать деньги в устройство на самой первой стадии, да и сам воздерживаюсь от таких инвестиций.

Увеличение сроков производства

Не все китайские фабрики перенесли простой, не все могут выдержать падение спроса на конечную продукцию или компоненты. Производственные компании закрываются. А китайским поставщикам нужно искать новых поставщиков для компонентов своих устройств. Поиск, общение, согласование стандартов работы занимает время.
Замена ключевых компонентов часто ведет к полной переработке устройства и требует столько же ресурсов, сколько требует запуск новой модели. Старые модели поставщиков могут быть новыми за счет используемых компонентов. Новые компоненты не всегда могут гарантировать прежнее качество.
Эксперименты, оценка, экспертиза — это дополнительное время. Поставщикам не выгодно обслуживать мелкие заказы, поэтому они консолидируют запросы и ждут поступления сырья. Себестоимость китайского товара не высока потому, что товар производится массово. При иных условиях можно заказать только дорогой китайский товар.

Подготовка к закрытию бизнеса по-китайски

Не все китайские поставщики переживут сложившуюся экономическую ситуацию. И не все поставщики будут готовы закрыть свой бизнес, рассчитавшись с партнерами и выполнив обязательства. Будут компании, владельцы которых исчезнут с долгами и обещаниями. Будут владельцы, которые попробуют набрать денег под заказы, которые не собираются выполнять — будь то авансовые платежи или балансовые.

Ситуация зеркально повторяется от одного экономического кризиса к другому. Владельцы, для бизнеса которых больше не важна репутация, стараются сорвать большой куш нечестных денег и начать новую жизнь в новом месте. Возможно, под новым именем. Подобное случалось и с новыми поставщиками, и с проверенными. Товар не поставлялся, фирма ликвидировалась, а владелец скрывался с крупной суммой денег, предположительно оседая в Австралии и Канаде.
Из-за кризисной ситуации дополнительная осторожность не помешает. Чтобы обезопасить деньги на закупку, предпочтительнее производить расчеты с компаниями, зарегистрированными в материковом Китае, а не Гонконге.
Оплату производить желательно тогда, когда груз передан перевозчику после проверки качества. Сейчас время, когда разумно быть осторожными и инвестировать в безопасность произведенного в Китае товара. Иначе придется платить больше.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Таможня
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Логистика
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Таможня
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.