Таможня меняет правила: что уже изменилось и изменится к 2030 году?

Аналитика
13.03.20210

Автор: Ирина Левковская, руководитель таможенного отдела АО «ВЭД Агент»

В 2020-2021 годах таможня изменилась. Вступили в силу и еще будут вступать новые законы, нормативные акты. С 1 февраля 2021 года запущена система диспетчеризации таможенных деклараций. Реальность становится иной. Но приоритеты во-многом остаются прежними.

В нашем отделе таможенного оформления работают 9 человек. Все профессионалы, умеют качественно и быстро выполнять свою работу, обрабатывают очень много информации, которая поступает от клиентов. Стараются делать это оперативно. Срок оформления декларации в среднем в импорте в 2020 году составил одни сутки.

Основной импорт АО «ВЭД Агент» (91%) был из Китая. Это абсолютный лидер. 3,4% составляет Республика Корея, 3,1% — Япония, 2% — Европа и СНГ, 0,5% — Индия.

В 2020 году мы оформлялись, в основном, в ЦЭДах Дальнего Востока, Владивостокской таможни (71%), 27% составили ЦЭДы Балтийской таможни, 2% деклараций — это центр, Центральная таможня, Московская таможня, и 1% — это Новосибирск (в основном то, что перемещается автомобильным транспортом).

В рамках софинансирования мы вносим за клиентов обеспечительные платежи. За 2020 год мы внесли более 100 млн рублей обеспечительных платежей. Из них мы вернули 99%.

В целом, мы видим, что наш таможенный отдел справляется со своими задачами, обеспечивая оформление клиентских грузов.

Однако таможня меняется буквально на глазах. Что же происходило с ней в 2020-2021 годах и что ждет нас в ближайшее время?

Я помню, какой была таможня 18 лет назад. Мы ходили в таможню с кипой бумаг, стояли у окошка в ожидании очереди, чтобы отдать их. Среди них была и таможенная декларация, в бумажном виде. Затем такую же очередь мы выстаивали в таможню, чтобы забрать таможенную декларацию со штампом «Выпуск разрешен». После чего пешком шли на СВХ, чтобы передать эту декларацию специалистам склада и получить груз. Сейчас, когда на дворе 2021 год, все это, по счастью, кануло в Лету.

Что изменилось в 2020 году?

  1. Основные задачи, которые ставила перед собой ФТС на период до 2020 года, — задачи автоматизации и цифровизации таможенных процессов — она выполнила. Теперь все декларирование товаров на 100% происходит в электронном виде в ЦЭДах. В 2017 году у нас было 672 таможенных поста. На сегодня все это реструктуризировалось в 16 ЦЭДов.
  2. Следующая задача, которую ставила перед собой ФТС в стратегии до 2020 год (и что прослеживалось во всех таможенных процессах и принимаемых решениях), — это стимулирование добросовестности участников ВЭД. «Везите честно, заявляйте честно, прозрачно, чтобы мы все видели, чтобы ваши товары были безрисковыми!». И тогда таможня обеспечит для вас «зеленый коридор», без досмотра, без дополнительных начислений обеспечительных платежей, с авторегистрацией за две минуты и автовыпуском за три минуты.
  3. Переведя таможенные посты в Центры электронного декларирования, таможня ввела технологию разделения таможенных операций. Если раньше у нас один инспектор и оформлял декларацию, и проверял все бумаги, и ходил на досмотр, то сейчас документы у нас оформляются в электронной форме в 16 ЦЭДах, а физически товары находятся на таможенных постах фактического контроля (ТПФК). Там, где находятся товары, — там инспекторы этого таможенного поста по поручению ЦЭДа проводят досмотры, осмотры, фотографирование, отбирают пробы и образцы. В процессе оформления, при запросе тех же сертификатов происхождения ЦЭД дает поручение ТПФК. И мы должны предоставить оригинал документа на ТПФК. И уже ТПФК по почте, в электронном виде, подтверждает ЦЭДу, что, да, оригинал документа есть, все хорошо. ЦЭД видит все документы только в электронном виде, которые подает ему декларант. Операции разделены. Бумажек специалисты ЦЭДа в руках не держат.
  4. ЕЛС и личный кабинет на сайте ФТС. Как важную и полезную возможность для импортеров я хотела бы отметить создание единых лицевых счетов. Это действительно удобно: перечислили деньги в одну корзину и не звоним в таможню по 10 раз: пришли – не пришли? Подавать – не подавать? Выпускать или вдруг на выпуск не хватит? Теперь мы знаем, что мы перечислили деньги, в зависимости от конкретного кода бюджетной классификации (КБК) платежей: импортную пошлину — на один, НДС — на другой, антидемпинговую пошлину — на третий. Многие банки сейчас работают быстро, и уже часто в течение двух-трех часов деньги поступают на единый лицевой счет. И все организации, ведущие внешнеэкономическую деятельность, имеют единые лицевые счета, потому что ФТС автоматически их регистрировала. И порядка 350 тыс. ЕЛС сейчас зарегистрированы сейчас у нас в России. Если кто-то еще не зарегистрировал личный кабинет на сайте ФТС — рекомендую, это тоже удобный сервис. Я не скажу, что он прямо на 100% продвинутый, но те операции, которые необходимо проводить ежедневно при оформлении товара, там есть. Это также доступ к денежным средствам, возможность узнать остатки по той же пошлине: надо – не надо доплатить. А учитывая то, что курс у нас сейчас постоянно скачет и предугадать его невозможно, спрогнозировать пересчет таможенных платежей тоже невозможно. Сегодня это одна сумма, а завтра она уже будет совершенно другой. Я, например, каждый день считаю и проверяю платежи. Проверять нужно через ЕЛС: хватает ли денег или не хватает. Кроме того, в качестве эксперимента в личном кабинете появилась такая интересная функция, как подача электронного заявления на возврат таможенных платежей. Раньше все это делалось на бумажке: собирали, подписывали, печатали, везли в таможню. Сейчас, как и обещала ФТС, эта возможность стала доступна через личный кабинет на сайте. Мы этим уже пользуемся. У нас есть специалист, который занимается таможенными платежами. Она зондирует эту почву, и, конечно, если клиентам будет необходимо проверить свои средства или сделать возврат платежей, они всегда могут позвонить в наш отдел, и отвечающий за платежи сотрудник поможет им все это сделать.
  5. Маркировка товара и прослеживаемость партии — масштабная задача, которая стояла перед таможней. И они ее воплотили в жизнь. Введена обязательная маркировка товаров. Это физическая идентификация товаров. А есть еще идентификация документов — прослеживаемость. Это две системы контроля, за товарами и документами. Конечно, на деле это добавляет нам работы и уже привело к скачку цен. Однако задачи этих систем контроля — максимально обелить наши товары от контрафактных, сделать так, чтобы не было фирм-однодневок, чтобы ФНС видела весь путь документов от начала ввоза до реализации товара конечному покупателю. Также и с товарами: таможня видит их от момента производства, в том месте, где этот товар был произведен, видит, в каком месте он пересек таможенную границу, куда приехал — вплоть до того, кто этот сапог надел.

Какие задачи стоят перед ФТС в стратегии развития до 2030 года?

Основные приоритеты все те же самые: искусственный интеллект, автоматизация и цифровизация. Но добавляются некоторые дополнительные задачи. Вся работа ФТС осуществляется под лозунгом «незаметно для бизнеса, максимально комфортно, быстро и безболезненно». Отчасти это, конечно, так и происходит.

  1. Развитие института уполномоченных экономических операторов (УЭО). Вначале я говорила, что таможня стимулирует добросовестность участников ВЭД. Как раз одним из инструментов такого стимулирования является статус УЭО. Данный статус означает преимущества, означает «зеленый коридор». То есть товары, которые перемещает УЭО, в первоочередном порядке проходят таможенное оформление. В 2030 году предполагается, что и на границе в пунктах пропуска УЭО будут иметь такие же преимущества, проходить границу первыми. Как это будет выглядеть, пока непонятно. Может, выделят отдельную линию, отдельный пункт пропуска для движения автотранспорта УЭО? По авиадоставке еще сложнее представить, как это будет воплощено. Соответственно, институт УЭО — это «безрисковые товары», преференции по системе управления рисками (СУР). СУР — таможенные риски в виде досмотра, проверки таможенной стоимости, назначения экспертизы товара, взвешивания товара и многие другие формы таможенного контроля. Но товары, перемещаемые УЭО, освобождены от данных мер таможенного контроля и поэтому называются «безрисковыми товарами». Соответственно, когда УЭО заявляет декларацию, она регистрируется в течение двух минут и выпускается в течение трех минут.
  2. Оценка товарных партий в режиме онлайн — автоматизация СУР. Что имеется в виду? Сейчас система управления рисками существует на бумаге и с участием инспекторов, отделов. В ФТС есть целое управление для этого. В каждой таможне есть отдел, который занимается аналитикой, системой управления рисками. Предполагается, что эти процессы будут автоматизированы.
  3. Интеллектуальные пункты пропуска. Имеется в виду, что, возможно, на пунктах пропуска будет действовать режим электронной очереди, а также автоматический сбор информации в ЕИС. То есть вся информация обо всех результатах таможенного контроля будет находиться в данном пункте пропуска, все это будет автоматизировано. И транспортные средства будут переходить таможенную границу быстрее обычного.
  4. Единое окно для обращений бизнеса (ЕИС). По ветеринарным, фитосанитарным и другим вопросам не нужно будет звонить в какой-то отдел таможни. Позвонили на единый телефон ЕИС — получили ответ. Конечно, лишь бы это было не так, как мы сейчас звоним в те же поликлиники и слышим в течение часа «ваш звонок очень важен для нас».
  5. Интеграция информационных систем ЕАЭС с третьими странами. Что имеется в виду? Это контроль движения товара от производителя до границы ЕАЭС. Например, Китай отправил информацию, что оттуда выехало, а на границе ЕАЭС наши таможенники уже знают, что к ним едет.

Что во всем этом нас волнует?

  1. Фискальный интерес: упрощение контроля на этапе ввоза усиливает контроль после выпуска. То есть мы сегодня приняли таможенную стоимость в оформление, заявили код товара, заплатили определенную сумму платежей, а через три года нам поменяли код или не приняли таможенную стоимость. И доначислили платежи. И мы опять ко всей этой истории вернулись. Я уже не говорю о том, что, когда декларация соответствия уходит в архив, из оборота приходится изымать товар. И во все времена «три кита» таможни — это код, таможенная стоимость и нетарифные меры. На моей памяти сменилось уже четыре Таможенных кодекса: 1993 года, 2004 года, 2011 года — Таможенный кодекс Таможенного Союза, и нынешний Таможенный кодекс ЕАЭС. И всегда, во всех кодексах, и двадцать лет назад, и сейчас, «тремя китами» были код, таможенная стоимость и нетарифные меры. Изменился код — все посыпалось, как снежный ком: полетела таможенная стоимость, полетели уплаченные платежи, полетели нетарифные меры, а еще и, не дай бог, прилетела административную ответственность.
  2. Сбои в работе сервера и программного обеспечения. Да, мы все автоматизировали, цифровизировали. Но… А если сбой? Будет ли готова система ФТС все это выдержать?
  3. Взаимодействие между ЦЭДами и ТПФК.
  4. Все заново. У нас в регионе деятельности Сибирского таможенного управления Новосибирский ЦЭД, Томский ЦЭД, Иркутский ЦЭД, Омский ЦЭД прекратили принимать таможенные декларации с 15 декабря 2020 года. Все аккумулировали в Сибирской электронной таможне в Красноярске. Соответственно, если мы подтвердили контракты и таможенную стоимость в одной таможне, то необходимо все заново подтверждать уже в Сибирской электронной таможне, знакомиться с ее требованиями, с инспекторами. При этом отсутствие контактов сразу сказывается на работе. Уже не получится запросто позвонить инспектору и спросить: почему ты сегодня с нас взял в два раза больше, чем вчера? И это не очень хорошо, потому что иногда просто необходимо позвонить в таможню, чтобы решить какой-то вопрос.
  5. Маркировка и прослеживаемость: ВЭД «под колпаком». Это дополнительный контроль, который накрывает бизнес. Все мы «под колпаком». Товары «под колпаком». Документы «под колпаком». Это несет дополнительные расходы для бизнеса, дополнительную отчетность для бухгалтерии, перестройку всего бухгалтерского учета. А еще представьте сбои в оформлении из-за неверного штрих-кода. Если мы будем оформлять декларацию на товары, подлежащие обязательной маркировке, те же шины, и получим неверный штрих-код — все, декларация встанет. И, наконец, дополнительный состав АП по статье 16.3 КоАП РФ. То есть если товар не промаркирован, наступает ответственность по данной статье. Это дополнительно к маркировке знаком ЕАЭС.
  6. Нормативная база и автоматизированная система полностью не адаптированы к переходу на безбумажный формат. Хотя Владимир Булавин и говорит: мы стремимся к безбумажному оформлению, все будет в электронном виде. Но на деле все не так гладко.

По словам Владимира Булавина, таможня будущего — это соблюдение принципа «незаметность для бизнеса и результативность для государства». Тут каждый оценит этот лозунг по-своему. Для меня результативность для государства будет иметь приоритет.

Таможенное оформление грузов? Легко!Подать заявку

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными публикациями.

БЫСТРАЯ ЗАЯВКА НА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

и другие ВЭД-услуги
Нажав кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку моих персональных данных. С условиями обработки персональных данных, изложенными на сайте chinalogist.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Комментарии

Ваш комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Читай новости первым
Скрыть