
В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.
В настоящее время «белая доставка» не прихоть или показатель готовности бизнеса к масштабированию — это новая реальность, в которой все меньше места для карго-схем. Курс на «обеление» взят обоими государствами. Китай с своей стороны проводит мероприятия по обелению экспорта, выявляя и закрывая компании, которые продавали экспортные декларации и нелегально оформляли груз на экспорт.
– Теперь для оформления экспорта поставщику необходимо официально получить оплату за товар, задекларировать его на экспорт и отправить товары на сумму и в объеме, согласно задекларированному. Следовательно, если импортер оплатил на счет компании-производителя или поставщика определенную сумму средств, то товары должны быть ввезены и задекларированы на территории России ровно на эту же сумму. Это исключает использование «серых схем» с обеих сторон, – подчеркнула Диана Горбач.
Она объяснила, что такое «белая доставка»? По ее словам, это полное понимание затрат на пути следования, корректно сформированная себестоимость, инструмент для прогнозирования и масштабирования бизнеса.
– «Серая» схема — это репутационные и финансовые риски, невозможность законно реализовывать товар на территории Российской Федерации. Стоит принять во внимание, что один из основных рынков сбыта — интернет-магазины — все более пристально следят за товарами на своих платформах. Ужесточаются требования к товарам, подлежащим обязательной сертификации и маркировке, не оставляя места нелегально ввезенному товару, – отметила эксперт.
Для потребителя «серая схема» — это отсутствие возможности претендовать на гарантийный срок обслуживания приобретенного товара, а значит, деньги на ветер. При «белой доставке» выигрывают и потребитель, и бизнес, и государство: прозрачность, прогнозируемость, безопасность.
Диана Горбач привела пример о резонансном случае – заторе на погранпереходе Казахстана и России в сентябре текущего года, где скопилось более 5 тысяч грузовых автомобилей, и до сих пор ситуация не разрешена для тех, у кого некорректно или совсем не оформлены документы для легального импорта. Основная причина заторов — не усиленные таможенные проверки, направленные на борьбу с контрафактом. Транспортные средства с полным пакетом документов для таможенного оформления и уплатой таможенных пошлин беспрепятственно пересекают границу.
В контексте этой ситуации хотелось бы отметить действия, которые правительство и таможенные органы Российской Федерации предпринимают для разрешения ситуации. А именно: указом Президента России был обозначен упрощенный ввоз товаров из Казахстана и Киргизии до 25 декабря 2025 года — так называемый «зеленый коридор» с минимальной уплатой пошлин и гарантией отсутствия будущих задержек, за исключением некоторых видов товаров. Государство идет на уступки, предоставляя возможность плавно и безболезненно переориентировать бизнес в сторону обеления и легализации.
– Многие эксперты говорят о том, что 2026 год станет переломным: по прогнозам, весь товар, что мы видим на полках, должен быть промаркирован, а значит, прослеживаем. Это не оставляет возможностей существовать нелегальным лазейкам на границе. Будущее — за «белым импортом», а значит, выбор в пользу долгосрочной устойчивости и безопасности бизнеса, – подчеркнула Диана Горбач.











