Калькулятор доставки

Тендеры-2019: бюджетные деньги, к которым можно прикоснуться

Обзоры
30.04.20190

Автор: Анна Фомичева

Потребности государства и организаций в товарах, работах и услугах закрываются через систему конкурсных закупок, или, как их еще называют, тендеров. Несмотря на то, что тендерная система закупок ведется уже десятилетиями, многие небольшие компании по-прежнему не рискуют вступать в игру. Все идет от непонимания, предрассудков и отсутствия представления о том, как работает система закупок.

Пока страх сковывает нерешительных, другие получают хорошую прибыль с каждого контракта. Давайте вместе разберемся в работе системы закупок и возможности участия в торгах всех желающих.

С каждым новым законом система закупок немного видоизменяется, вводятся новые понятия и процедуры, но суть остается прежней. Все товары, услуги и работы должны закупаться на торгах.

Нововведением ФЗ-44 стало проведение электронных аукционов. Хотя раньше все компании и могли принимать участие в торгах, а для субъектов малого и среднего предпринимательства даже были установлены преференции в виде процентов от всех участников, заявки подавались на бумажных носителях. Зачастую в поданных заявках допускались ошибки, и заказчик вынужден был отклонять заявку по формальным признакам. Сейчас в электронных аукционах документы подаются в электронной форме на торговую площадку. Для заказчика участники обезличены, и победителем, как правило, становится поставщик, предложивший более низкую цену. Согласитесь, это удобно.

Победителем может стать любая компания. Закон предусматривает планирование закупок и планы-графики по их срокам, а значит, проанализировав потребности любой организации, поставщик может быть готовым к торгам заранее. Абсолютно всю информацию о торгах, различных реестрах, требованиях к поставляемому товару любое заинтересованное лицо может найти на официальном сайте zakupki.gov.ru.

Большим плюсом являются сроки проведения аукционов: если раньше на прием заявок уходило до 30 дней, то теперь обычно укладываются в неделю.

Где же искать информацию об актуальных закупках? Наиболее полная информация размещена на сайте zakupki.gov.ru. Это естественно, потому что это официальный сайт. Кроме того, информацию можно смотреть и на электронных торговых площадках ― это второй способ. Сейчас их 9. Актуальную информацию о действующих площадках, стоимости участия и организационных вопросах можно найти на официальном сайте.

Электронными торговыми площадками-лидерами по информации Минфина РФ за 9 месяцев прошлого года являются:

  • Сбербанк-АСТ с долей 41% от общего числа заключенных контрактов;
  • РТС-тендер с долей 33%;
  • ЕЭТП с долей 18%.

Может произойти и так, что вы окажетесь единственным поставщиком, т.е. никто больше не откликнется на предложение.  В этом случае вы заключаете контракт напрямую без конкурсных торгов. По информации того же Минфина РФ, в прошлом году доля контактов, заключенных с единственным поставщиком, приблизилась к 69%, хотя изначально это количество оценивалось в 38% (плановые показатели с учетом закупок коммунальных услуг и контракты с субъектами естественных монополий).

Третий способ выйти на интересующую закупку ― это подключиться к сервису для поиска коммерческих и государственных тендеров. Их легко можно найти по поиску. За свои услуги они берут от 5 до 30 тысяч рублей в год, с оказанием дополнительного сервиса по уведомлению о нужных вам позициях, анализом заказчика, обучением и т.д.

Для участия в тендерах необязательно регистрировать ООО или вносить средства в качестве обеспечения (если речь идет о заказах на сумму до 1 млн рублей).

Что необходимо?

  1. Иметь квалифицированную электронную подпись (КЭП). Информацию о том, в каком удостоверяющем центре ее можно заказать, вы найдете на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
  2. Руководитель и уполномоченные сотрудники должны иметь подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг.
  3. Необходимо зарегистрироваться в ЕИС (единой информационной системе, zakupki.gov.ru). После этого информация о вашей компании автоматически попадает в ЕРУЗ (единый реестр участников закупок). И, в конечном итоге, ваша компания получит аккредитацию на всех 8 федеральных электронных торговых площадках не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации участника закупок в ЕИС.

Эти положения действуют с 2019 года.

В каких аукционах лучше участвовать?

Для небольших предприятий, оптимальная сумма контракта на госзакупках составляет от 500 тыс. до 1,5 млн рублей, и это наиболее приемлемый объем работ по двум причинам:

  1. Вы уверены  в том, что ваши ресурсы позволят вам выполнить эту задачу без рисков, в срок и на должном уровне;
  2. Отсутствие обеспечения сделки или небольшая сумма обеспечения.

Осторожно: демпинг!

Еще одна причина, по которой новичкам бывает сложно работать в системе госзакупок, – автоматические заявки, направленные на уничтожение соперников на торгах. Как это работает?

К примеру, вы планируете получить заказ по результатам тендера на 1 млн рублей. Приемлемая для вас ставка на аукционе ― 850 тыс. рублей. При выигрыше вы получите прибыль в размере 20%, в противном случае участие в этом конкурсе для вас просто невыгодно. Однако уже за первые 2-5 минут появляется ряд «автоматических» заявок («вертолёт»), которые снижают стоимость лота до 200 тыс. рублей. Естественно, в этом случае вы даже не успеваете сделать шаг на аукционе и цена оказывается ниже вашей себестоимости.

Почему так происходит? Дело в том, что на первом этапе участия в торгах требуется только согласие подрядчика выполнить работу на условиях заказчика, а проверка качества заполнения тендерной заявки, разделенной на 2 части, проводится только по первой части заявки. Вторая часть заявки, которая касается исполнения заказа, остается «некорректно» заполненной, что и приводит к возможному появлению автоматических откликов, которые «рушат» цены. А далее эти два «вертолёта», в связи с неисполнением условий по заполнению второй части заявки, снимаются с торгов, а выигрывает третий участник «вертолетной» схемы, у которого «остановка» была на ставке 860 тыс. или 870 тыс. рублей (цене, зачастую выше и/или равную вашему расчетному минимуму). А так как у третьей компании вторая часть заявки идеальна — она и выигрывает данные торги, вернее «группа компаний».

Поэтому новичкам часто бывает просто необходима помощь компаний, специализирующихся на тендерном сопровождении. Наши клиенты неоднократно интересовались такой услугой, поэтому мы заручились поддержкой партнеров с пятилетним опытом работы именно в этой сфере, чтобы расширить возможности начинающих предпринимателей и показать им, что доступ к бюджетным деньгам открыт.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными публикациями.

БЫСТРАЯ ЗАЯВКА НА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ
и другие ВЭД-услуги
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Нажав кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку моих персональных данных. С условиями обработки персональных данных, изложенными на сайте chinalogist.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Комментарии

Ваш комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Читай новости первым
Скрыть