Павел Мартынов
Финансы

Торговое финансирование: что это такое, как помогает экономить на импорте товаров из Китая

Очень часто начинающие предприниматели не спешат масштабироваться за счет внешнеэкономической деятельности по причине высокой начальной стоимости. Большинство издержек возникает моментально, например, стоимость доставки, хранения, таможенные платежи, а еще необходимо заплатить поставщику. Таким образом получается, что огромная сумма денег изымается из оборота на период реализации закупленного товара, что не очень выгодно с точки зрения экономической эффективности. Однако существуют различные финансовые инструменты, которые позволяют оптимизировать затраты, а также получить отсрочку платежа по контракту. Подробнее о данных способах повышения эффективности внешнеэкономической деятельности расскажем в данной статье.
По логике вещей ясно, что каждая сторона сделки всегда имеет свои интересы: продавец хочет быстрее получить оплату за свой товар, чтобы направить денежные потоки на производство или закупку нового, а покупатель заинтересован в том, чтобы заплатить поставщику уже после того, как продукция будет реализована. В свою очередь,
каждая сторона имеет определенные риски в случае неисполнения обязательств по контракту: экспортер может не получить деньги за поставленный товар, а импортер имеет опасность не дождаться товара после оплаты. Для того чтобы обезопасить всех участников сделки банки предоставляют услуги по торговому финансированию.
Аккредитив
Аккредитив – это финансовый инструмент, по которому оплата поставщику производится после достижения определенных условий, например после завершения таможенной очистки. На практике это выглядит следующим образом: в банке-гаранте открывается специализированный расчетный счет. После того как товарная партия очищена покупатель зачисляет денежные средства на счет, и банк переводит данную сумму продавцу, при этом покупатель не сможет получить товар пока не предоставит документы, подтверждающие оплату, а продавец не сможет воспользоваться деньгами до момента исполнения всех обязательств в рамках контракта.
Преимущества:
- риски сторон сделки застрахованы;
- возможность отсрочки платежа, тем самым средства не нужно сразу выводить из оборота.
Недостатки:
- вероятность подделки подтверждающих документов;
- сложная процедура подтверждения и согласования в банке.
Банковская гарантия
Данный финансовый инструмент отличается от аккредитива тем, что фактически деньги сразу поступают на счет продавца, однако источником финансирования является банк. Иными словами, покупателю предоставляется кредит на сумму контракта для расчета с контрагентом, при этом получатель несет финансовые обязательства не перед продавцом, а перед банком.
Преимущества:
- возможность отсрочки платежа.
Недостатки:
- за предоставленную гарантию взимается комиссия, тем самым повышается
себестоимость товара;
- риск неисполнения обязательств продавцом присутствует.
Синошур
Синошур – это государственная компания КНР, осуществляющая поддержку китайских экспортеров. Организация напрямую подчиняется министерству финансов Республики. Принцип действия состоит в том, что Синошур страхует китайского контрагента от неуплаты со стороны покупателя, в случае неисполнения обязательств организация гарантирует 100% покрытие продавцу суммы контракта. В Китае Синошур пользуется огромным доверием, поэтому используя данный способ торгового финансирования, возможно отсрочить платеж до 180 дней.
Преимущества:
- не требует дополнительной оплаты;
- возможность отсрочки платежа;
- отсутствие рисков неисполнения обязательств для обеих сторон сделки;
Недостатки:
- ограниченные категории товаров, подходящие под данную государственную программу.
Кредит
Более простой и понятный способ получить дополнительное финансирование – это банковский кредит. Покупатель пользуется услугой банка внутри страны, получает деньги под определенный процент и осуществляет расчеты с продавцом.
Преимущества:
- возможность сохранить в обороте собственные средства;
Недостатки:
- высокая процентная ставка;
- риск увеличения процентной ставки, необходимость дополнительных затрат на
различные страховки;
- не защищает покупателя от неисполнения условий сделки;
Овердрафт
В данном варианте банк оплачивает за покупателя недостающую сумму. По своей сути овердрафт – это тот же кредит, различие лишь в том, что сумма займа
предоставляется только в размере разницы между имеющимися денежными средствами на расчетном счете и суммой контракта.
Биржевые инструменты торгового финансирования
Помимо неисполнения сторонами обязательств у участников ВЭД также существуют иные риски, например, в случае резкого изменения курсов иностранных
валют. Для того, чтобы нивелировать разницу экспортеры и импортеры прибегают к таким финансовым инструментам как хеджирование. Так покупатель в случае оплаты товара в иностранной валюте после дня заключения контракта имеет возможность просчитать экономику по текущим ставкам и зафиксировать курсы до момента наступления расчетов по сделке. Такой способ часто встречается в мировой практике, так покупатель обходит различные отклонения от финансовой модели, заложенной в данный контракт. Однако в случае изменения курса в пользу участника ВЭД расчеты также будут произведены по фиксированной ставке, поэтому данный вариант подойдет для неопытных предпринимателей, либо в случае предсказуемого падения курсов.
Таким образом, в рамках внешнеэкономической сделки существует масса вариантов поддержки как начинающих предпринимателей, так и компаний с большим стажем. Каждый из рассмотренных финансовых инструментов имеет свои преимущества и недостатки, выбор подходящего решения строится на основе предпочтений каждого участника ВЭД, его финансовых возможностей, а также уровня взаимоотношений и доверия к контрагенту.
Анна Фомичева (сооснователь мультисервисной SAAS-платформы Digital VED)
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Импорт пива из Китая в Россию вырос на 22% за счет оптимизации таможни Маньчжурии
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Пограничный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» – важный транспортный узел для экспорта китайского пива в Россию. Грузовики с популярным брендом «Харбин» достаточно быстро проходят таможенное оформление и направляются в российский поселок Забайкальск. Это способствует увеличению качественных поставок китайской продукции на российский рынок.

Анатолий Якимов
Экспорт
Владимир Путин поручил обеспечить экспорт российских пеллет в Китай до конца мая
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить экспорт отечественных пеллет в Китай. Соответствующее назначение опубликовано на официальном сайте Кремля. Власти должны принять меры для создания условий по продаже пеллет в КНР до 30 мая 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Товарооборот России и Китая может достичь $300 млрд в ближайшие 2-3 года
Фото с сайта ru-cn.org

Товарооборот между Россией и Китаем в 2024 году составил 244,81 миллиарда долларов США, что на 1,9% больше, чем в 2023 году. Однако по итогам четырех месяцев 2025 года этот показатель сократился на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 71,12 миллиарда долларов США. Экспорт из России в Китай упал на 9,1%, до 40,31 миллиарда долларов США, а импорт из Китая в Россию сократился на 5,3%, до 30,81 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай стал крупнейшим поставщиком пива в Россию: Германия и Чехия позади
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай впервые обогнал Германию и Чехию по объемам экспорта пива в Россию. За первые три месяца 2025 года китайские пивовары отгрузили в РФ пенного напитка на 7,1 миллиона долларов США, что в 1,6 и 1,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения, Германия и Чехия, бывшие лидеры российского рынка импортного пива, сократили поставки почти в пять и три раза соответственно – до 3,8 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
Китайские автомобили станут «российскими»: в Калуге начнется выпуск моделей Tenet
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Уже этим летом в России может появиться новый отечественный автомобильный бренд - Тенет. Как сообщили представители «АГР Холдинга», выпуск автомобилей под этим брендом происходит на мощных мощностях завода Volkswagen в Калуге. Проект реализуется по проекту специального инвестиционного соглашения между «АГР Холдингом», государственной корпорацией Defetoo и Минпромторгом РФ.

Редакция
Летние перевозки Китай–Россия 2025: разбираем тренды на бесплатном вебинаре
Фото с сайта РБК

27 мая 2025 года в 11:00 (МСК) на платформе ВК Видео ChinaLogist.ru проведет бесплатный вебинар, посвященный ключевым трендам грузоперевозок между Китаем и Россией в летнем сезоне.

Эксперты АО «ВЭД Агент» – руководитель направления аналитики Кристина Паршенко и ведущий специалист по автоперевозкам Елизавета Рагозина обсудят актуальные вопросы:

  • Изменения логистических маршрутов и рост спроса на определенные направления;
  • Новые таможенные правила, влияющие на сроки и стоимость доставки;
  • Оптимизация перевозок: как избежать простоев и перегруженности коридоров;
  • Реальные кейсы компаний, успешно адаптирующихся к вызовам 2025 года.

Мероприятие будет полезно импортерам, логистам и предпринимателям, работающим с поставками из Китая. Участники получат практические рекомендации и смогут задать вопросы спикерам.

Участие бесплатное, требуется предварительная регистрация.

Дата и время: 27 мая, 11:00 по московскому времени (НСК +4)

Для участия в вебинаре необходимо зарегистрироваться.

Не упустите возможность узнать первыми о главных изменениях в логистике Китай–Россия и подготовить бизнес к летнему сезону!

Анатолий Якимов
Более 300 компаний из Китая примут участие в IX Российско-Китайском ЭКСПО в Екатеринбурге
Фото с сайта russiachinaexpo.ru

В Екатеринбурге с 7 по 10 июля 2025 года пройдет IX Российско-Китайское ЭКСПО. Это одно из важнейших событий для развития экономического сотрудничества между Россией и Китаем, которое будет проводить параллельно с международной промышленной выставкой ИННОПРОМ-2025 на площадках «Екатеринбург-ЭКСПО».

Анатолий Якимов
Рекордный рост TIR-перевозок через Маньчжурию: в 2025 году трафик вырос в 4,5 раза
Фото с телеграм-канала «Посольство КНР в РФ»

В январе–апреле 2025 года через автомобильный пункт пропуска «Маньчжурия» в Автономном районе Внутренняя Монголия в КНР зафиксировали рекордное число транспортных средств, использующих систему международных дорожных перевозок. По информации таможенной службы города Маньчжурии, за этот период прошло 378 единиц. Это в 4,5 раза больше, чем за аналогичный период 2024 года.

Анатолий Якимов
Москва и Пекин развивают партнерство на «Солнечном пути»
Скриншот телеканала «Большая Азия»

Российско-китайский форум «Солнечный путь: вместе создаем будущее» прошел в Москве, собрав государственных деятелей, бизнесменов и представителей торговых ассоциаций. Организатором мероприятия выступил Департамент внешнеэкономических и международных связей Москвы и Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин». О событии рассказал сайт «Большая Азия».

Анатолий Якимов
Китай ожидает увеличение торговых отношений с Россией: новые методы обучения юристов в приграничье
Фото с сайта unsplash.com

В приграничном городе Маньчжурия Автономного округа Внутренняя Монголия в КНР создали уникальную программу подготовки юристов, которая специализируется на разрешении коммерческих споров между российскими и китайскими компаниями. Это совместный проект местного суда и Института русского языка, направленный на повышение квалификации специалистов, способных профессионально и оперативно решать возникающие в двустороннем процессе конфликты.