Слово Эксперта
Импорт

Выжми все из сегодняшней ситуации с импортом!

Автор: Наталья Дегтярева, руководитель отдела развития АО «ВЭД Агент»
Импорт из Китая в любых его комбинациях — тема, которая занимает наши мысли ежедневно. Мы находимся буквально на острие ножа. И видим самые яркие тенденции.
2019-й год — год, когда правил китайский экспортер. То есть инициатива и создание отношений исходила от иностранных импортеров. Это они шли в Китай, занимались разведкой, изучением, выбором партнера, и чаще всего договор с китайским производителем заключался на условиях 100%-ной предоплаты перед отгрузкой.
Сейчас ситуация совершенно другая. 2021 год — время, когда карты в руках импортера. Меняется рынок, меняются производители в Китае. Всех, кто занимается экспортом, можно разделить на три группы.
  1. Те, кто сошли с дистанции, не выдержали нагрузки, ограничений, связанных с COVID-19.
  2. Те, кто находится на дистанции, испытывают трудности, но идут к определенной цели.
  3. Те, кто испытывает большую радость от того, что случилось в мире.
О тех, кто сошел с дистанции, уже нет смысла говорить. Сделаю акцент на тех, кто находится на дистанции, кто занимается производством и, по сути, является мировой фабрикой. Это те китайские производители, которые закрывают все бреши. Они работают, но у них есть проблема. Проблема эта заключается в том, что они испытывают сложности со спросом. Мировой спрос изменился, и теперь уже именно китайские производители в основной своей массе являются инициаторами торговых сделок. Именно они работают над тем, чтобы найти иностранного партнера, чтобы замотивировать его, кредитом в том числе, и продавать производимые товары за границей. Что это нам дает? Это открывает новые возможности, предоставляет новые преимущества.
И, наконец, есть третья группа производителей. Те, кто находится в лучшей ситуации, потому что их товары очень востребованы в мире. И связано это как раз с COVID-19. В первую очередь, это товары медицинского направления. Во-вторых, это техника для дома. В-третьих, это электроника, которая помогает быть на связи. И, наконец, сюда же относятся товары для спорта и вело- и мототранспорт, который сейчас обеспечивает безопасное передвижение. Если у вас ранее не было контактов с этими производителями, если вы не вели бизнес в этих категориях товаров, то, возможно, не стоит сейчас начинать. Эти двери открываются только профессионалам, тем, у кого уже были выстроены связи. Приведу пример. У нас был клиент, который решил расширить свой ассортимент и импортировать из Китая беговые дорожки. Проанализировав рынок, мы поняли, что у него нет никаких шансов сейчас заниматься этим. Потому что условия, обозначенные китайскими производителями, выглядели так: 100% предоплата и шесть месяцев ожидания готовности груза.
Вернемся к массовой категории китайских производителей, которые интересны нам, российским импортерам. Это те люди, которые продолжают работать, продолжают производить товары, но ежедневно сталкиваются с проблемами. Первую я уже обозначила — это резкое сокращение иностранных заказов. Вторая проблема связана с тем, что растут финансовые затраты на хранение произведенной продукции, которые не вывезены из Китая. Третья проблема — очень высокая конкуренция среди похожих предприятий, в том числе — за иностранного клиента. И связанная с этим проблема — большие расходы на поиск и привлечение иностранных покупателей. Ну и, конечно, такие проблемы, как высокие ставки фрахта и дефицит контейнеров тоже играют свою роль. И, наконец, актуальна такая проблема, как государственный контроль, который коснулся многих отраслей в Китае. Все эти проблемы очень серьезно гнетут китайских производителей. И каждый из них не сидит на месте. Каждый ищет выход, решает задачу, как продать свои товары за границу.
Приведу пример. Небольшая компания на юге, в Шэньчжэне. Производит небулайзеры. Технологичный, неплохой товар. И на мой вопрос, как они сейчас ищут покупателей в мире и в России, китайский партнер сказал мне, что осваивает электронный переводчик и через Яндекс ищет компании по профилю. Если бы мне год назад рассказали о том, что стандартный китайский менеджер, который занимается экспортными продажами, самостоятельно займется поиском клиентов, я бы не поверила. Это сложно, это неудобно и малорезультативно. Но сейчас, в ситуации высокой конкуренции, китайские менеджеры используют любую возможность, чтобы найти покупателя.
В борьбе за клиента многие компании сократили сроки производства. Так, например, мы возим из Китая оборудование для строительства дорог и оборудование для рекламы. Если раньше на изготовление уходило 20-30 дней, то теперь эти же компании готовы сделать продукт за пять дней.
В Китае в последнее время активно предлагаются новые услуги. Например, услуги по выводу товаров на иностранные маркетплейсы. Или это услуги по информационному продвижению товаров в других государствах через социальные сети. Это означает, что китайский производитель несет затраты, преодолевает трудности, чтобы свои товары реализовать в других странах. Одна часть производителей берет на себя риски и продает товары самостоятельно. А другая часть производителей ограничивается информированием и поиском иностранным оптовых клиентов.
Для нас это значит то, что у нас есть преимущество: мы интересны сейчас китайскому производителю, он видит в нас партнера. И это возможность найти новых партнеров, более высокого уровня. Те предприятия, которые раньше были заняты заказами других стран, других клиентов, сейчас имеют свободный ресурс и готовы обращать внимание на новых партнеров.
Опять же, это отличное время, чтобы пересмотреть текущие условия. Условия сотрудничества с прежними партнерами, которые уже есть в Китае. Не верю в то, что китайские экспортеры лично расскажут вам о своих проблемах и лично предложат вам новые условия. Это возможность пользоваться финансированием в Китае, которое сейчас активно предлагается и является мотивирующим фактором для развития экспорта китайских товаров. Финансирование в Китае — это одна часть дела. Другое дело — это финансирование в России. Его можно привлечь, обратившись в компанию «ВЭД Агент». В индивидуальных случаях мы также можем предложить решение этой проблемы.
Какой вывод мы можем сделать? В Китае есть определенные пострадавшие отрасли, которые испытывают трудности со сбытом. Они готовы идти на компромисс в переговорах. Например, по отсрочкам платежа. Возможно, не везде они готовы идти на компромисс по цене. Да, цены на сырье выросли, особенно на металлы. Юань тоже вырос по отношению к доллару. Поэтому по ценам где-то есть повышение, а где-то компании просто не готовы снижать цену. Тем не менее, это повод, чтобы переговорить по цене с вашим поставщиком. Массовый заход китайских поставщиков на поиск своих покупателей за рубежом — реальность, которая есть на сегодняшний день. И этим нужно пользоваться.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Где купить хлопчатобумажные ткани в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Синьцзян-Уйгурский автономный район расположен на Северо-Западе Китая. В 2024 году здесь произвели 5,86 миллиона тонн хлопка – 92,2% от всего объема. Власти района планируют развивать хлопчатобумажную промышленность и сделать ее опорным сектором.

По информации информационного агентства «Синьхуа», в 2024 году объем производства хлопчатобумажной и текстильной промышленности района достиг 220 миллиардов юаней. В отрасли трудятся более 1 миллиона человек.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт пива из Китая вырос почти в 2 раза
Фото Elevate/unsplash.com

Россия импортировала в 2024 году пива из Китая в 1,9 раз больше, чем в предыдущем году – до 29,96 миллиона долларов США. За этот же период из РФ в КНР вывезли пива на 17,3 миллиона долларов США, что на 14,4% меньше, чем в 2023 году.

По информации «Интерфакса», со ссылкой на Главное таможенное управление Китая, в декабре Россия экспортировала пива на уровне 2023 года – на 1,87 миллиона долларов США.

По оценкам «Агроэкспорта», Китай – одно из перспективных направлений по экспорту российского пива. В 2026 году поставки могут достичь 46,8 тысячи тонн на 31,7 миллиона долларов США. Доля российского пива достигнет 5,3%.

Анатолий Якимов
Экспорт
Сибирскую халву распробовали в Китае
Фото с сайта Сибирского таможенного управления

Экспорт халвы, нуги и козинаков из Сибири в 2024 году составил более 147 тонн на более чем 20,5 миллиона рублей. По сравнению с предыдущим годом поставки выросли в 1,8 раза. Такие данные привело Сибирское таможенное управление.

По информации ведомства преимущественно вывозилась халва – 81,8 тонны, нуга – 57,6 тонны, козинкаки – 7,7 тонны.

Анатолий Якимов
Импорт
Пуговичная улица ждет покупателей из России
Фото Ольги Ковальской/unsplash.com

Город Цяотоу уезда Юнцзя провинции Чжэцзян считается пуговичной столицей Китая. За 40 лет он вырос до крупного промышленного центра по производству 60 миллиардов пуговиц в год. Изменения произошли благодаря женщине по имени Ван Суйнай, торговала с лотка. Ее историю рассказал портал china.org.cn.

В 1970-х годах Ван Суйцан узнала, что у одного торговца скопились пуговицы. Несколько часов женщина потратила на то, чтобы мужчина передал товар на продажу. Так как пуговицы были дешевле, то их быстро раскупили.

Анатолий Якимов
Импорт
Доставку грузов из Китая с пассажирской скоростью предлагает Почта России и РЖД
Фото пресс-службы АО «Почта России»

Коммерческие грузы из Китая в России доставят за две недели. Решение о запуске мультимодальных перевозок по маршруту Хуньчунь – Москва позволят импортерам получать массогабаритные параметры международных почтовых отправлений и ускорить доставку.

Почта России и РЖД совместно разработали Е2Е-решение. По Китаю до станции Хуньчунь, в Яньбань-Корейского автономного округа провинции Гирин, грузы доставляют автомобильным транспортом. После чего почтовые отправления перегружают в железнодорожные вагоны, которые через станцию Камышовая следуют до Уссурийска, где их прицепляют к составу почтово-багажного поезда №989 Владивосток – Москва.

Анатолий Якимов
Таможня
Как будут работать пункты пропуска с КНР на китайский Новый год: обновленные данные
Фото пресс-службы Уссурийской таможни

Жизнь в Китае замирает в Новый год по лунному календарю. В этом году праздник Весны в Китае наступает 29 января. Во многих компаниях каникулы начнутся с понедельника 26 января и продлятся до 4-12 февраля.

Chinalogist уже сообщал о том, как будут работать пограничные пункты пропуска в период Чуньцзе – Праздника Весны. Сейчас появилась обновленная информация.

Анатолий Якимов
Импорт
Рекордный объем овощей закупила Россия в КНР в 2024 году
Фото Андреса Каррено/Unsplash.com

Импорт китайских овощей в Россию вырос до 340,3 миллиона долларов США в 2024 году. Такие данные приводит РИА-Новости со ссылкой на Главное таможенное управление КНР.

По данным ведомства, 21% приходится на импорт различных видов лука. На втором месте – томаты, доля которых составила 18%. Еще 16% приходится на баклажаны, спаржу, тыкву и другие товары, в том числе и грибы.

Поставки картофеля выросли в четыре раза – до 17,2 миллиона долларов США. На 411 тысяч долларов импортировали маниок, ямс и тропическое таро. На 17,7 тысячи долларов США ввезли замороженных овощей.

Анатолий Якимов
Импорт
Модные игрушки из Китая популярны во всем мире
Коллаж из фото Марии Г./ozon.ru

Модные игрушки – это специально разработанные дизайнерами и художниками куклы. Впервые они появились на рынке Китая в 2000-м году. Через 16 лет китайский бренд Pop Mart выпустил серию «слепых коробок» «Созвездие Молли», которые были запроданы за четыре (!) секунды предварительной онлайн-продажи. С тех пор рынок модных игрушек динамично развивается, а культура модных кукол стала популярной.

Дизайнерские игрушки – это не только куклы и «слепые коробки», но и подвижные фигурки, тканевые игрушки, конструкторы и даже игральные карты. По информации сайта russian.china.org.cn, в 2023 году общая стоимость рынка индустрии модных игрушек в Китае выросла до 60 миллиардов юаней и составила 20% мирового рынка. При этом эксперты уверены, что индустрия модных игрушек продолжит развиваться. Это связано с несколькими факторами.

Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт российской рыбы в Китай вырос в 1,5 раза
Фото Натальи Гусаковой/unsplash.com

В 2024 году в КНР ввезли филе и другого мяса рыбы до 86,1 миллиона долларов США. Об этом сообщает РИА-Новости со ссылкой на данные Главного таможенного управления Китайской Народной Республики.

Чаще КНР экспортировала филе и мясо минтая в мороженом виде. Объем поставленной продукции составил 84 миллиона долларов США. Это максимальные поставки, начиная с 2015 года.

Анатолий Якимов
Финансы
Стоимость виз в Китай для россиян осталась прежней
Фото Анатолия Якимова

Консульская служба МИД КНР опубликовало информацию стоимости виз для посещения страны. До 31 декабря 2025 года стоимость виз для граждан России останется прежней.

Однократная виза для посещения КНР россиянами будет стоить 2 500 рублей, двукратная – 5 000 рублей, многократная – 7 400 рублей. Стоимость виз для граждан третьих стран за исключением граждан США, Канады, Сербии, Бразилии, Панамы, Израиля, Аргентины и Румынии будет дешевле. Однократная – 1 500 рублей, двукратная 2 300 рублей, многократная полугодовая – 3 000 рублей и годовая – 4 500 рублей.