Анна Фомичева
Блоги

Экспорт продуктов питания в Китай: изучаем перспективы

Сейчас, когда курсы валют ведут себя как никогда переменчиво, особенно заманчивой выглядит идея продавать за доллары и евро, а средства производства закупать за рубли. Что ни говори, экспортеры сейчас если не в однозначном плюсе, то уж точно далеки от стагнации и тем более кризиса.
В интервью и на семинарах я уже неоднократно заявляла, что продукты питания – это те товары, которые имеют больше шансов быть принятыми на «ура» в неблагополучном с точки зрения экологии Китае.
Что и как продавать?
Что именно пользуется спросом в КНР? Каковы вкусы и предпочтения рядового китайца? Посетив все ресурсы о Китае, перечитав огромный массив статей, вы обнаружите, что практики едины во мнении – российские сладости – наиболее востребованный товар на этом рынке. Я бы дополнила этот перечень алкогольной продукцией, соками и, конечно, медом.
Но не все так однозначно. Даже если ваш товар не попал в wish-лист рядового жителя Поднебесной, не стоит сразу отказываться от идеи его экспорта.
Сейчас, когда вы находитесь в России, китайский рынок представляется вам чем-то загадочным, неизведанным и непредсказуемым, однако грамотное маркетинговое исследование рассеивает даже самую густую пелену неопределенности.
Кому же доверить столь ответственный процесс? К сожалению, китайские компании для решения этой задачи мало подходят. Ведь, во-первых, с ними будет непросто наладить коммуникацию, а во-вторых, находясь в России, сложно подобрать подходящего исполнителя и не нарваться на мошенников или откровенно слабых специалистов, контролировать их работу.
Благо, сейчас, с ростом конкуренции и ответственности бизнеса, отечественные компании внедряют подобные услуги. Но и здесь найти хорошего подрядчика не так легко. Маркетинг в России все еще не настолько развит, насколько нам, предпринимателям, хотелось бы. И даже для исследования внутренних рынков российские компании предпочитают использовать свои ресурсы.
Если отправка собственного специалиста в Китай для вас – овчинка, которая выделки не стоит, ищите практиков, реально работающих на китайском рынке. Импортно-экспортные компании знают специфику китайского бизнеса, обладают необходимыми ресурсами для изучения спроса, а, кроме того, сами экспортируют товары и хорошо распознают тенденции и тренды рынка.
Чужой рынок – потемки?
Как показывает практика, большим спросом в КНР пользуются именно «экзотические» товары – нечто новое, нехарактерное для китайской культуры. Например, недавно в Суйфэньхэ даже открыли фабрику по производству российских тортов из натурального сырья, а до организации производства покупатели были готовы оплачивать доставку кондитерских чудес, ждать по 5 дней, довольствуясь не совсем свежим деликатесом.
Да, вывод уникальной, новой продукции – это всегда риск, но начав с малого, можно стать первопроходцем и занять значительную долю рынка. Ведь миф о том, что китайцы боятся пробовать новинки, настолько же правдив, насколько правдивы разговоры о том, что русские никогда не видели компьютеров и не пользовались интернетом (да-да, есть и такие).
Спрос на все новое никогда не угаснет: вспомните, как после падения «железного занавеса» мы лихорадочно скупали шоколадные батончики, жвачку, колу и даже пластиковую посуду.
И в заключение, немного о формальностях.
Документы, необходимые для таможенного оформления при экспорте
Помимо сертификатов на некоторые виды товаров (ISO, ветеринарные, фитосанитарные сертификаты – при пересечении российской границы), нужно предоставить:
  • Таможенную декларацию;
  • Квитанцию об уплате пошлин и сборов;
  • Международный договор, где приведен предмет договора, стоимость партии товара или сумма сделки, условия поставки, требования к упаковке, реквизиты сторон и т.д.;
  • Инвойс (счет);
  • Справку по форме СТ-1 (свидетельствует о стране происхождения товара);
  • Накладную или коносамент;
  • Свидетельство перевозчика, подтверждающее, что он имеет право на осуществление международных перевозок (таким документом должна располагать транспортная компания, с которой вы сотрудничаете);
  • Если вы пользуетесь услугами таможенного представителя, предоставьте договор на декларирование груза и техпаспорт.
Итак, товар покупателю отправлен, однако важно, чтобы для него процедура растаможки была достаточно удобной и не вызывала дополнительных сложностей, которые могут возникнуть и по вашей вине. Изучите таможенное законодательство страны-импортера товара, ведь только так вы сможете заранее узнать, какие документы могут потребоваться вашему контрагенту, какие нормы не стоит нарушать, каких правил придерживаться. Благодаря вниманию к деталям и клиентоориентированности, вы сможете стать для своего покупателя надежным партнёром.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.

Анатолий Якимов
Импорт
Продлен ввоз товаров из Казахстана без документов до 25 декабря 2025
Фото с сайта freepik.com

Президент России Владимир Путин продлил упрощенный ввоз товаров из Казахстана и Киргизии до 25 декабря 2025 года. Указ №912 от 9 декабря внес изменения в предыдущий документ №778 от 24 октября, разрешая автомобильный ввоз без документов о статусе товаров ЕАЭС и маркировки при соблюдении условий: наличие уведомления от получателя, размещение на складах временного хранения и последующая декларизация.

Анатолий Якимов
Импорт
Как вести бизнес с Китаем в 2026 году: семинар банка «Левобережный» и ВЭД Агент

Банк «Левобережный» совместно с ВЭД Агентом и экспертами таможенного управления организуют семинар для компаний, занятых во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Мероприятие пройдет 10 декабря 2025 года в офисе банка в Новосибирске и будет посвящено итогам года и стратегиям для эффективной работы с Китаем в условиях санкций и изменяющегося валютного законодательства.

Анатолий Якимов
Ледовый буксир для Северного морского пути спущен на воду в Китае
Фото с сайта hgcintl.com

На верфи Янчжун в провинции Цзянсу Китая состоялась церемония спуска на воду буксира ледового класса, построенного корпорацией Huigang International специально для обеспечения навигации по Северному морскому пути. Судно должно усилить безопасность арктических перевозок.

Анатолий Якимов
Импорт
Экономика Маньчжурии к 2030: международный узел Китая для России и Монголии
Фото ТГ-канала «Маньчжурия на связи»

В рамках 15-й пятилетки – 2026-2030 – Маньчжурия, один из основных приграничных городов Китая, реализует амбициозную программу, направленную на превращение в мощный экономический центр и международный транспортно-логистический хаб. Проект получил поддержку центрального правительства и интегрирован в национальную стратегию развития Внутренней Монголии.

Анатолий Якимов
Таможня
Таможенный контроль Забайкальск: пилотная система мониторинга для водителей
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на российско-китайской границе с 3 декабря приступили к тестированию пилотной системы мониторинга и информирования водителей, разработанную Минтрансом России совместно с ФГКУ «Росгранстрой». Об этом сообщили в пресс-службе Читинской таможни.

Анатолий Якимов
Импорт
IEAE и IGHE 2025 в Москве: итоги и новые тренды российского рынка потребительских товаров
Фото предоставлено организаторами выставок

В конце ноября в московском «Тимирязев Центре» прошли одновременно две значимые международные выставки — IEAE 2025 и впервые IGHE 2025. Мероприятия собрали профессионалов из торговли, маркетинга, логистики и производства, став площадкой для обсуждения трансформаций российского рынка потребительских товаров.

Анатолий Якимов
Китайско-российский товарооборот снизился на 8,7% за 11 месяцев 2025 года
Фото Анатолия Якимова

Товарооборот между Китаем и Россией в период с января по ноябрь 2025 года составил 203,67 миллиарда долларов США. Это на 8,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такую информацию предоставило Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Мандарины из Китая на Новый год: рост поставок на Дальний Восток, Урал и в Сибирь
Фото с сайта Freepik.com

За 10 месяцев 2025 года в Сибирский федеральный округ ввезено 19,2 тысячи тонн мандаринов стоимостью 1,7 миллиарда рублей, что на 50% превышает аналогичный показатель 2024 года как по весу, так и по стоимости. Китай остается ключевым поставщиком, обеспечив основной объем поставок, за ним следуют Южная Африка, Турция, Марокко и Египет. Пик импорта приходится на 1-й и 4-й кварталы, с максимумом в декабре, что связано с новогодним спросом. Об этом сообщили в пресс-службе Сибирского таможенного управления.

Анатолий Якимов
В Маньчжурии согласовали сухопутный экспорт российского зерна
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

В Маньчжурии российская и китайская делегации обсудили запуск сухопутного маршрута экспорта зерна через пограничный пункт «Забайкальск-Маньчжурия». По мнению участников встречи, это усилит логистику агоропромышленной продукции между странами. Стороны согласовали подачу порожних вагонов-хопперов узкой колеи 1435 мм на Забайкальский зерновой терминал. Об этом сообщило информационное агентство «ЗабНьюз».