Николай Лобанов
Блоги

Логистическая функция предприятия требует соответствующей системы организации

Логистическая функция предприятия требует соответствующей системы организации
(журнал «Логистика: проблемы и решения» №1 2015, эксперт по логистике - Николай Лобанов)
1. То, что логистическая функция предприятия требует соответствующей системы организации, уже никто не сомневается. Как, по Вашему мнению, должны распределяться функции организации логистики внутри предприятия? Что оставить в компетенции высшего руководства, что – в отделе логистики? А какие функции есть смысл отдать на аутсорсинг?
Теоретически логистика должна функционально заниматься оптимизацией, синхронизацией, координацией всех бизнес-процессов компании по товародвижению. Всё больше и больше убеждаюсь в справедливости этого теоретического подхода. Но основной функцией логистики, очень актуальной на сегодняшний день (да и на завтрашний, так как кризисы у нас идут один за другим) считаю управление затратами предприятия в цепочке поставок.
Логистика – это взгляд / мировоззрение на все бизнес-процессы компании через призму издержек с целью их оптимизации, контроля и управления.
В компетенции топов, в том числе и директора по логистике, должны быть вопросы на уровне стратегий и бизнес-процессов. На уровне бизнес-операций все вопросы должны решаться в отделе логистики. При этом необходимо максимально регламентировать, нормировать и автоматизировать все логистические (и не только логистические) деловые операции, а по бизнес-процессам должна работать автоматизированная система планирования план-фактного анализа и управления по сверхнормативным отклонениям от плана.
Аутсорсинг подразумевает получение поставщиками услуг маржинальной прибыли в размере минимум 20-30%, поэтому операции на аутсорсинге будут обходиться компании дороже. На аутсорсинг имеет смысл отдавать те операции, которые вы не умеете или не хотите делать сами, либо временные непрофильные операции.
Например, вы решили создать филиальную сеть в других городах и не уверены, что бизнес в них получится, тогда вам есть смысл воспользоваться аутсорсингом, аутстафингом, чтобы быть манёвренными на рынке и не отягощать себя основными средствами, постоянными затратами в бюджете.
2. Какие факторы максимально определяют структуру логистической службы? Какова, на Ваш взгляд, ее оптимальная структура?
Структура логистической службы является частью структуры всей компании или ГК, а структура компании зависит от «миссии» - генеральных целей и задач компании. Кроме этого, структура ЛС зависит от стратегии развития компании: развитие и завоевание новых ниш, удержание рынка на прежнем уровне, сворачивание и закрытие одного или нескольких направлений бизнеса компании.
Оптимальная структура ЛС должна выстраиваться под выполнение целей и задач всей компании. Но в оптимальной структуре не должна разрываться логистическая «цепочка поставок»: закупка - транспорт - склад. Управление логистической цепочкой должно быть централизованным. Конечно, крайне нежелательно подчинять закупки коммерческому директору, склад - исполнительному директору, транспорт - какому-нибудь административному директору. Такая структура несёт в себе плохую управляемость и большие издержки из-за нестыковок в межфункциональных связях.
3. Каким образом, по Вашему мнению, следует наладить взаимоотношения с другими организационными структурами компании (материально-технического снабжения, финансовым и др.)?
МТС – это закупщики, а значит часть логистической структуры. Это же аксиома! Как правило, все взаимоотношения логистики со смежными подразделениями описываются в «Регламенте межфункционального взаимодействия», который должен быть со всеми согласован, утверждён у высшего руководства и тщательно соблюдаем. «Правила игры» обязательно должны быть описаны, иначе игра не будет честной, а работа компании как Единой Команды не получится. Лебедь, рак и щука пока воз никуда не увезли!
4. Прокомментируйте, пожалуйста, утверждение: «Распределительные центры – убийцы дистрибьюторов?». Насколько оно и, в каких условиях, по Вашему мнению, будет верным?
Комментировать такие голословные утверждения сложно, так как они попахивают популизмом, а не тщательным анализом и расчётом, которые приняты в логистике за основу для принятия решений. Все крупные ведущие дистрибьютеры имеют РЦ, которые не убивают их, а позволяют многократно повысить уровень сервиса клиентов и многократно снизить логистические издержки в цепочке поставок. Конечно, для того чтобы принять решение о необходимости РЦ, компания должна вырасти до определённых размеров как по товарообороту, так и по качеству услуг. Мелким «торгашам», которые привыкли работать на уровне «колхозного рынка», распределительные центры не нужны, а порядок, установленный регламентами РЦ, может негативно отразиться на «гибкости продаж».
Снабжение магазинов дистрибьютера без РЦ производится поставщиком мелкими партиями, так как в магазинах нет складских площадей, а товар сразу выставляется на полки. Но при такой поставке есть риски, что машина поставщика не доедет вовремя, поставщик вовремя не закупит, не произведёт товар, и полки в магазине будут в результате пустыми.
Логистические издержки на приёмку товароведами магазинов товара у множества поставщиков значительно выше, чем при поставке с собственного РЦ практически без затрат на приёмку по количеству и качеству. Транспортные затраты, которые выше, чем при регулярной поставке с РЦ, конечно, несут поставщики, но они же включены в себестоимость товара, а значит издержки в логистической цепи без РЦ существенно выше, чем с РЦ.
5. Как Вы считаете, с чего следует начать при организации логистической службы компании «с нуля»?
Организацию логистической службы компании нужно начинать с миссии и стратегии развития компании, так как ЛС – это исполнительское звено, бэк-офис компании. От правильно и чётко поставленных задач зависит эффективность службы логистики. Кроме этого, принцип «кадры решают всё» никто не отменял, поэтому возглавить службу должен компетентный специалист по логистике с большим практическим опытом, а не только с теоретическими знаниями и «корочками» об образовании.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Китай приглашает на выставки в первом полугодии 2025 года
Фото Анатолия Якимова

Китай славится своими выставками промышленного производства. Ежегодно на территории страны проходит несколько сотен подобных мероприятий. Посольство КНР опубликовало перечень крупных выставочных мероприятий на 2025 год.

Перечень разделен на отрасли: наука, образование, высокие технологии и медицина; нефтяная, газовая, угольная и химическая промышленность; энергетика, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, экология; строительство и строительные материалы; транспорт; электроника, информационные технологии и телекоммуникация; лесное хозяйство и озеленение; сельское хозяйство и пищевая промышленность; торговля, инвестиции, туризм.

Самые крупные разделы посвящены промышленности, энергетике и сельскому хозяйству.

Анатолий Якимов
Таможня
Две пенсионерки пытались вывезти 10 нефритовых браслетов в Китай
Фото пресс-службы Читинской таможни

Десять незадекларированных браслетов из необработанного нефрита обнаружили сотрудники таможенного поста Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск». Контрабанду пытались провезти две пенсионерки 61 и 67 лет в багаже.

Сотрудники таможенного поста МАПП «Забайкальск» спросили у пожилых туристок, направляющихся в Маньчжурию о вещах, подлежащих обязательной декларации. Пенсионерки ответили отрицательно. Однако в хорде досмотра у них обнаружили по пять браслетов, изготовленных из природного камня.

Анатолий Якимов
Импорт
В этом году «Зона модных игрушек» дебютирует на выставке Toy & Hobby China
Фото предоставлено организаторами выставки

С 7 по 9 апреля будет проходить 37-я Шэньчжэньская международная выставка игрушек и образования Toy & Hobby China. До этого она называлась Toy & Edu China. Организаторы объяснили, что это связано с новой концепцией, которая отражает современные тренды китайского рынка игрушек, включая коллекционный сегмент.

Рынок модных игрушек Китая к 2026 году вырастет на 24% и превысит 110 миллиардов юаней. Ожидается, что к 2030 году число потребителей модных игрушек в Китае достигнет 49 миллионов человек.

Редакция
Водителей-дальнобойщиков предупредили о мошенничестве с визами в Китай
Фото с сайта unsplash.com

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков предупредила об учащении случаев с мошенничеством при оформлении виз в Китай типа «С» для водителей-дальнобойщиков. «Жертв» мошенники находят в сети интернет. Об этом сообщает сайт организации.

Недобросовестные лица обещают оформить китайские визы для перевозчиков в Москве, что в настоящее время не предусмотрено.

– Документы для получения водительских виз категории «С», предназначенных для членов экипажа автотранспортных средств, возможно подать только в четырех городах России: Хабаровске, Иркутске, Владивостоке и Екатеринбурге, – предупредили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить тканевую обувь в Китае
Фото с сайта chinanews.com

Район Яньши города Лоян провинции Хэнань Центрального Китая славится изготовлением тканевой обуви. Продукцию поставляют в 50 стран мира. Об этом рассказали журналисты сайта Хуаньцюван.

Обувные фабрики района Яньши работают в усиленном режиме. До Нового года по китайскому календарю нужно успеть пошить модели весенней коллекции для внутреннего рынка. С октября по декабрь рабочие выпускали обувь на экспорт. Фабрика «Шуанлун» 80% продукции отправляет в Россию, Корею, Индию и другие страны.

Анатолий Якимов
Импорт
Япония ограничила экспорт ножей, вилок и еще 330 товаров в Россию
Фото с сайта unsplash.com

335 наименований для экспорта в Россию ограничила Япония. При этом, некоторые позиции из перечня возможно импортировать при определенных условиях. Chinalogist изучил, что разрешено ввозить из страны восходящего солнца.

В перечень товаров, которые нельзя экспортировать в Россию из Японии кроме деталей и запчастей для спецавтомобилей, мотоциклов и скутеров, велосипедов, звуковой аппаратуры и бытовой техники – стиральных машин и пылесосов вошли ножи и вилки, ножи для разделки рыбы, щипцы для сахара и лопатки для тортов. Кроме того, под ограничения попали портативные фонари и машинки для самокруток, мечи и стрелы, оборудование для подачи световых и звуковых сигналов, линейные изоляторы и многое другое.

Анатолий Якимов
Импорт из Маньчжурии в Россию вырос на 44% в 2024 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

Товарооборот между городом Маньчжурии и Россией в 2024 году составил 124,27 миллиарда юаней. Это больше на 37%, чем в 2023 году. Информацию предоставила Таможня приграничного города.

Импорт из Маньчжурии в Россию в 2024 года составил 80,08 миллиарда юаней, что на 44% больше показателей предыдущего года. Экспорт из РФ в приграничный город составил 44,2 миллиарда юаней. Прирост к 2023 году составил 25,8%.

При этом, товарооборот таможенной зоны Маньчжурии и России составил 89,6%. Второе место занимает Монголия. Общий товарооборот в прошлом году составил 138,65 миллиарда юаней. Это больше на 39% чем в 2023 году. Импорт составил 90,28 миллиарда юаней – на 47,6% больше предыдущего года, а экспорт – 48,37 миллиарда юаней. Рост составил 25,5%.

Анатолий Якимов
Какие бренды КНР популярны в России и не только

Доля китайских брендов в 2024 году в объеме экспорта выросла на 0,8% и достигла 21,8%. Все чаще автомобили, смартфоны и экшен-камеры из КНР становятся частью повседневной жизни зарубежных пользователей. Сайт «Хуаньцюван» выяснил лидеров среди брендов Китая.

Панорамная камера Insta360

80% выручки бренда Insta360 поступает из-за рубежа. Продукцию продают в 200 странах. Компания Insta360 на протяжении шести лет занимает лидирующие позиции на мировом рынке, доля которого составляет 67,2%.

Эксперты отмечают, что на успех бренда повлияло правильное рыночное позиционирование, надежные каналы сбыта, локализованный маркетинг, послепродажное обслуживание и сильный имидж компании.

Анатолий Якимов
Экспорт мяса из России в Китай вырос на 14% в 2024 году
Фото Анатолия Якимова

Китай закупил в России в 2024 году мяса на 560 миллионов долларов США. Это на 14% больше, чем в предыдущем году. Об этом сообщает «Агроэкспорт».

По экспорту мяса в КНР Россия занимает первое место. Второе место у Саудовской Аравии, третье – у Белоруссии. По итогам года экспорт мяса и субпродуктов вырос на 24% и составил 1,7 миллиарда долларов США.

48% пришлось на мясо птицы, 37% – свинину, 14% – говядину. Ожидается, что к 2030 году экспорт мяса увеличится до 3,6 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Где купить обогреватели в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Город Цыси в провинции Чжэцзян расположен на востоке Китая, известен как «столица мелкой бытовой техники». Большинство обогревателей, экспортируемые в Россию, выпускают здесь.

По информации портала «Жэньминь жибао» онлайн», за 11 месяцев 2024 года из Цыси за рубеж отправили обогревателей на 3,44 миллиарда юаней. Экспорт составил 24,9% от общего объема обогревателей, вывезенных из Китая.

Потребители высоко ценят китайскую продукцию за ее многофункциональность, компактность и оптимальное соотношение цены и качества. Высоким спросом пользуются USB-грелки для рук и ног, обогревающие шарфы и термогрелки. Многие покупатели покупают такие устройства на подарки к праздникам.