Николай Лобанов
Блоги

Логистическая функция предприятия требует соответствующей системы организации

Логистическая функция предприятия требует соответствующей системы организации
(журнал «Логистика: проблемы и решения» №1 2015, эксперт по логистике - Николай Лобанов)
1. То, что логистическая функция предприятия требует соответствующей системы организации, уже никто не сомневается. Как, по Вашему мнению, должны распределяться функции организации логистики внутри предприятия? Что оставить в компетенции высшего руководства, что – в отделе логистики? А какие функции есть смысл отдать на аутсорсинг?
Теоретически логистика должна функционально заниматься оптимизацией, синхронизацией, координацией всех бизнес-процессов компании по товародвижению. Всё больше и больше убеждаюсь в справедливости этого теоретического подхода. Но основной функцией логистики, очень актуальной на сегодняшний день (да и на завтрашний, так как кризисы у нас идут один за другим) считаю управление затратами предприятия в цепочке поставок.
Логистика – это взгляд / мировоззрение на все бизнес-процессы компании через призму издержек с целью их оптимизации, контроля и управления.
В компетенции топов, в том числе и директора по логистике, должны быть вопросы на уровне стратегий и бизнес-процессов. На уровне бизнес-операций все вопросы должны решаться в отделе логистики. При этом необходимо максимально регламентировать, нормировать и автоматизировать все логистические (и не только логистические) деловые операции, а по бизнес-процессам должна работать автоматизированная система планирования план-фактного анализа и управления по сверхнормативным отклонениям от плана.
Аутсорсинг подразумевает получение поставщиками услуг маржинальной прибыли в размере минимум 20-30%, поэтому операции на аутсорсинге будут обходиться компании дороже. На аутсорсинг имеет смысл отдавать те операции, которые вы не умеете или не хотите делать сами, либо временные непрофильные операции.
Например, вы решили создать филиальную сеть в других городах и не уверены, что бизнес в них получится, тогда вам есть смысл воспользоваться аутсорсингом, аутстафингом, чтобы быть манёвренными на рынке и не отягощать себя основными средствами, постоянными затратами в бюджете.
2. Какие факторы максимально определяют структуру логистической службы? Какова, на Ваш взгляд, ее оптимальная структура?
Структура логистической службы является частью структуры всей компании или ГК, а структура компании зависит от «миссии» - генеральных целей и задач компании. Кроме этого, структура ЛС зависит от стратегии развития компании: развитие и завоевание новых ниш, удержание рынка на прежнем уровне, сворачивание и закрытие одного или нескольких направлений бизнеса компании.
Оптимальная структура ЛС должна выстраиваться под выполнение целей и задач всей компании. Но в оптимальной структуре не должна разрываться логистическая «цепочка поставок»: закупка - транспорт - склад. Управление логистической цепочкой должно быть централизованным. Конечно, крайне нежелательно подчинять закупки коммерческому директору, склад - исполнительному директору, транспорт - какому-нибудь административному директору. Такая структура несёт в себе плохую управляемость и большие издержки из-за нестыковок в межфункциональных связях.
3. Каким образом, по Вашему мнению, следует наладить взаимоотношения с другими организационными структурами компании (материально-технического снабжения, финансовым и др.)?
МТС – это закупщики, а значит часть логистической структуры. Это же аксиома! Как правило, все взаимоотношения логистики со смежными подразделениями описываются в «Регламенте межфункционального взаимодействия», который должен быть со всеми согласован, утверждён у высшего руководства и тщательно соблюдаем. «Правила игры» обязательно должны быть описаны, иначе игра не будет честной, а работа компании как Единой Команды не получится. Лебедь, рак и щука пока воз никуда не увезли!
4. Прокомментируйте, пожалуйста, утверждение: «Распределительные центры – убийцы дистрибьюторов?». Насколько оно и, в каких условиях, по Вашему мнению, будет верным?
Комментировать такие голословные утверждения сложно, так как они попахивают популизмом, а не тщательным анализом и расчётом, которые приняты в логистике за основу для принятия решений. Все крупные ведущие дистрибьютеры имеют РЦ, которые не убивают их, а позволяют многократно повысить уровень сервиса клиентов и многократно снизить логистические издержки в цепочке поставок. Конечно, для того чтобы принять решение о необходимости РЦ, компания должна вырасти до определённых размеров как по товарообороту, так и по качеству услуг. Мелким «торгашам», которые привыкли работать на уровне «колхозного рынка», распределительные центры не нужны, а порядок, установленный регламентами РЦ, может негативно отразиться на «гибкости продаж».
Снабжение магазинов дистрибьютера без РЦ производится поставщиком мелкими партиями, так как в магазинах нет складских площадей, а товар сразу выставляется на полки. Но при такой поставке есть риски, что машина поставщика не доедет вовремя, поставщик вовремя не закупит, не произведёт товар, и полки в магазине будут в результате пустыми.
Логистические издержки на приёмку товароведами магазинов товара у множества поставщиков значительно выше, чем при поставке с собственного РЦ практически без затрат на приёмку по количеству и качеству. Транспортные затраты, которые выше, чем при регулярной поставке с РЦ, конечно, несут поставщики, но они же включены в себестоимость товара, а значит издержки в логистической цепи без РЦ существенно выше, чем с РЦ.
5. Как Вы считаете, с чего следует начать при организации логистической службы компании «с нуля»?
Организацию логистической службы компании нужно начинать с миссии и стратегии развития компании, так как ЛС – это исполнительское звено, бэк-офис компании. От правильно и чётко поставленных задач зависит эффективность службы логистики. Кроме этого, принцип «кадры решают всё» никто не отменял, поэтому возглавить службу должен компетентный специалист по логистике с большим практическим опытом, а не только с теоретическими знаниями и «корочками» об образовании.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Таможня
Контрабанда шкурок соболя на Дальнем Востоке: задержана партия на 6 миллионов рублей
Фото пресс-службы Дальневосточного таможенного управления

Контрабанду шкурок соболя и шиншиллы на сумму 6 миллионов рублей пресекли дальневосточные таможенники на границе с Китаем в октябре 2025 года. Партия из 1 600 выделанных шкурок была обнаружена у двух иностранных гражданок в пункте пропуска Благовещенск. Женщины не предоставили документы и признались, что перевозили товар за вознаграждение по поручению незнакомого лица. Возбуждены уголовные дела по статье контрабанды стратегически важных товаров, что грозит до 10 лет лишения свободы и штрафом до 1 миллиона рублей. Идет установление других причастных лиц, расследование ведется совместно с Управлением Федеральной службы безопасности по Амурской области.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка 2025: как новые таможенные правила влияют на торговлю России и Китая

В 2025 году таможенное регулирование между КНР и Российской Федерацией претерпевает существенные изменения, влияют на весь комплекс внешнеэкономической деятельности. Эти нововведения особенно важны на фоне открытия 15 октября крупнейшей в Азии Кантонской ярмарки, где собраны ведущие китайские производители и зарубежные импортеры. Изменения в пошлинах, сертификации и валютном контроле формируют новые правила игры, с которыми должны считаться участники рынка.

Фото Надежды Раздабаровой
Анатолий Якимов
Финансы
Минпромторг продлевает отсрочку утильсбора на иномарки до 1 декабря 2025
Фото с сайта freepik.com

Минпромторг РФ, по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова, рассматривает возможность отсрочки вступления в силу новых правил расчета утильсбора на импортируемые легковые автомобили с 1 ноября на 1 декабря 2025 года. Предложение обусловлено обращением общественной организации «Деловая Россия», которая подчеркнула актуальность дополнительного переходного периода.

Анатолий Якимов
Три главных тренда китайской электронной коммерции: это изменит и российский рынок
Фото телеграм-канал «Импорт в Россию»

В Китае более половины покупок совершается онлайн – уникальный для мира показатель, который делает страну лидером в области электронной коммерции и инноваций. На E-Retail Week прошел паблик-ток с бывшим топ-менеджером крупнейшего маркетплейса JD.com Цуй Чжиюй, где были раскрыты три главных тренда китайского e-commerce, которые формируют будущее рынка.

Анатолий Якимов
Российский экспорт мяса в Китай демонстрирует стремительный рост: регионы-лидеры и перспективы
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года российский экспорт свинины в Китай удвоился по сравнению с тем же периодом прошлого года и превысил 55,6 тысячи тонн, что составляет около четверти всего российского экспорта свиноводческой продукции. Общий объем поставок свинины за рубеж вырос на 35,6% и достиг 205 тысяч тонн. Эти данные опубликованы Россельхознадзором на основе аналитики информационных систем «ВетИС» и «Аргус-Фито».

Анатолий Якимов
Лучшие китайские производители роботов для дома и бизнеса: оптовые поставки

Кантонская ярмарка в Гуанчжоу, открывшаяся 15 октября, одно из крупнейших и наиболее значимых событий в мире международной торговли и инноваций, и 2025 год не стал исключением. На выставке особое внимание уделяется интеллектуальным и высокотехнологичным решениям, среди которых важное место занимают роботы для дома и бизнеса. С новых павильонов и стендов демонстрируются последние достижения китайской робототехники: от умных роботов-пылесосов с голосовым управлением и системами самоочистки до промышленных и сервисных роботов для автоматизации производств и складов. Это отличная площадка для оптовых закупок инновационных роботов, которые уже сегодня активно внедряются в России в таких сферах, как промышленное производство, логистика и сфера услуг.

Фото с сайта freepik.com
Анатолий Якимов
В России импортировано свыше 2 млн китайских брелоков-игрушек: тренды молодежной моды 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Стильная молодежная мода на брелоки во всем мире продолжает активно развиваться, превращаясь в крупный сегмент рынка аксессуаров. В 2025 году объем импорта детских брелоков-игрушек в Россию достиг рекордных отметок: было ввезено более 1,2 миллиона брелоков, из них большая часть — из Китая. Эти маленькие аксессуары стали неотъемлемой частью самовыражения для молодых людей, украшая рюкзаки, сумки и ключи. Такая популярность способствует росту рынка, который по прогнозам экспертов к 2025 году превысит 280 миллиардов долларов США.

Анатолий Якимов
Итоги борьбы с нелегальными поставками из Китая в России: более 25 млн рублей конфискованной техники
Фото пресс-службы Читинской таможни

С начала 2025 года таможенные органы на Дальнем Востоке России идентифицировали и изъяли из незаконного оборота более 2 600 единиц техники, ввезенной из Китая без необходимых документов. Одним из масштабных случаев стало выявление и изъятие 1380 единиц «серой» техники общей стоимостью свыше 25 миллионов рублей в приграничном поселке Забайкальск. Среди изъятого — мотоциклы, электросамокаты, телевизоры, бензопилы, лодочные моторы, электроинструменты и бытовая техника.

Анатолий Якимов
138-я Кантонская ярмарка открылась в Гуанчжоу: акцент – на умные решения и партнерства

15 октября 2025 года в Международном выставочном центре Пачжоу в Гуанчжоу официально стартовала 138-я Кантонская ярмарка, крупнейшее бизнес-событие в Азии и мире. В этом году выставка привлекла более 32 000 экспонентов, разместившихся на рекордных 74 500 стендах, что превзошло все предыдущие показатели.

Фото предоставлено участниками выставки
Анатолий Якимов
2000-й поезд «Китай-Европа» отправился из Шеньяна в Москву
Фото пресс-службы РЖД

Грузовой состав из 54 вагонов с контейнерами отправился в Москву из Шеньяна. Он стал 2000 рейсом по маршрутам Китай-Европа. Это событие сигнализирует о значительном прогрессе в развитии железнодорожного сообщения между двумя странами.