Николай Лобанов
Блоги

Логистическая функция предприятия требует соответствующей системы организации

Логистическая функция предприятия требует соответствующей системы организации
(журнал «Логистика: проблемы и решения» №1 2015, эксперт по логистике - Николай Лобанов)
1. То, что логистическая функция предприятия требует соответствующей системы организации, уже никто не сомневается. Как, по Вашему мнению, должны распределяться функции организации логистики внутри предприятия? Что оставить в компетенции высшего руководства, что – в отделе логистики? А какие функции есть смысл отдать на аутсорсинг?
Теоретически логистика должна функционально заниматься оптимизацией, синхронизацией, координацией всех бизнес-процессов компании по товародвижению. Всё больше и больше убеждаюсь в справедливости этого теоретического подхода. Но основной функцией логистики, очень актуальной на сегодняшний день (да и на завтрашний, так как кризисы у нас идут один за другим) считаю управление затратами предприятия в цепочке поставок.
Логистика – это взгляд / мировоззрение на все бизнес-процессы компании через призму издержек с целью их оптимизации, контроля и управления.
В компетенции топов, в том числе и директора по логистике, должны быть вопросы на уровне стратегий и бизнес-процессов. На уровне бизнес-операций все вопросы должны решаться в отделе логистики. При этом необходимо максимально регламентировать, нормировать и автоматизировать все логистические (и не только логистические) деловые операции, а по бизнес-процессам должна работать автоматизированная система планирования план-фактного анализа и управления по сверхнормативным отклонениям от плана.
Аутсорсинг подразумевает получение поставщиками услуг маржинальной прибыли в размере минимум 20-30%, поэтому операции на аутсорсинге будут обходиться компании дороже. На аутсорсинг имеет смысл отдавать те операции, которые вы не умеете или не хотите делать сами, либо временные непрофильные операции.
Например, вы решили создать филиальную сеть в других городах и не уверены, что бизнес в них получится, тогда вам есть смысл воспользоваться аутсорсингом, аутстафингом, чтобы быть манёвренными на рынке и не отягощать себя основными средствами, постоянными затратами в бюджете.
2. Какие факторы максимально определяют структуру логистической службы? Какова, на Ваш взгляд, ее оптимальная структура?
Структура логистической службы является частью структуры всей компании или ГК, а структура компании зависит от «миссии» - генеральных целей и задач компании. Кроме этого, структура ЛС зависит от стратегии развития компании: развитие и завоевание новых ниш, удержание рынка на прежнем уровне, сворачивание и закрытие одного или нескольких направлений бизнеса компании.
Оптимальная структура ЛС должна выстраиваться под выполнение целей и задач всей компании. Но в оптимальной структуре не должна разрываться логистическая «цепочка поставок»: закупка - транспорт - склад. Управление логистической цепочкой должно быть централизованным. Конечно, крайне нежелательно подчинять закупки коммерческому директору, склад - исполнительному директору, транспорт - какому-нибудь административному директору. Такая структура несёт в себе плохую управляемость и большие издержки из-за нестыковок в межфункциональных связях.
3. Каким образом, по Вашему мнению, следует наладить взаимоотношения с другими организационными структурами компании (материально-технического снабжения, финансовым и др.)?
МТС – это закупщики, а значит часть логистической структуры. Это же аксиома! Как правило, все взаимоотношения логистики со смежными подразделениями описываются в «Регламенте межфункционального взаимодействия», который должен быть со всеми согласован, утверждён у высшего руководства и тщательно соблюдаем. «Правила игры» обязательно должны быть описаны, иначе игра не будет честной, а работа компании как Единой Команды не получится. Лебедь, рак и щука пока воз никуда не увезли!
4. Прокомментируйте, пожалуйста, утверждение: «Распределительные центры – убийцы дистрибьюторов?». Насколько оно и, в каких условиях, по Вашему мнению, будет верным?
Комментировать такие голословные утверждения сложно, так как они попахивают популизмом, а не тщательным анализом и расчётом, которые приняты в логистике за основу для принятия решений. Все крупные ведущие дистрибьютеры имеют РЦ, которые не убивают их, а позволяют многократно повысить уровень сервиса клиентов и многократно снизить логистические издержки в цепочке поставок. Конечно, для того чтобы принять решение о необходимости РЦ, компания должна вырасти до определённых размеров как по товарообороту, так и по качеству услуг. Мелким «торгашам», которые привыкли работать на уровне «колхозного рынка», распределительные центры не нужны, а порядок, установленный регламентами РЦ, может негативно отразиться на «гибкости продаж».
Снабжение магазинов дистрибьютера без РЦ производится поставщиком мелкими партиями, так как в магазинах нет складских площадей, а товар сразу выставляется на полки. Но при такой поставке есть риски, что машина поставщика не доедет вовремя, поставщик вовремя не закупит, не произведёт товар, и полки в магазине будут в результате пустыми.
Логистические издержки на приёмку товароведами магазинов товара у множества поставщиков значительно выше, чем при поставке с собственного РЦ практически без затрат на приёмку по количеству и качеству. Транспортные затраты, которые выше, чем при регулярной поставке с РЦ, конечно, несут поставщики, но они же включены в себестоимость товара, а значит издержки в логистической цепи без РЦ существенно выше, чем с РЦ.
5. Как Вы считаете, с чего следует начать при организации логистической службы компании «с нуля»?
Организацию логистической службы компании нужно начинать с миссии и стратегии развития компании, так как ЛС – это исполнительское звено, бэк-офис компании. От правильно и чётко поставленных задач зависит эффективность службы логистики. Кроме этого, принцип «кадры решают всё» никто не отменял, поэтому возглавить службу должен компетентный специалист по логистике с большим практическим опытом, а не только с теоретическими знаниями и «корочками» об образовании.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Таможня
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.

Анатолий Якимов
Продлен ввоз товаров из Казахстана без документов до 25 декабря 2025
Фото с сайта freepik.com

Президент России Владимир Путин продлил упрощенный ввоз товаров из Казахстана и Киргизии до 25 декабря 2025 года. Указ №912 от 9 декабря внес изменения в предыдущий документ №778 от 24 октября, разрешая автомобильный ввоз без документов о статусе товаров ЕАЭС и маркировки при соблюдении условий: наличие уведомления от получателя, размещение на складах временного хранения и последующая декларизация.

Анатолий Якимов
Как вести бизнес с Китаем в 2026 году: семинар банка «Левобережный» и ВЭД Агент

Банк «Левобережный» совместно с ВЭД Агентом и экспертами таможенного управления организуют семинар для компаний, занятых во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Мероприятие пройдет 10 декабря 2025 года в офисе банка в Новосибирске и будет посвящено итогам года и стратегиям для эффективной работы с Китаем в условиях санкций и изменяющегося валютного законодательства.