Анна Фомичева
Блоги

Оптимизация таможенных платежей: «белое» против «не совсем белого»

Сегодня на всех уровнях власти беспрестанно твердят о недопущении развития «серых» схем предпринимательской деятельности, причем, как внешне-, так и внутриэкономической. Но сам факт появления таких схем – не прихоть бизнесменов, которых «хлебом не корми, дай что-нибудь незаконно присвоить», а попытка хоть как-то выжить в условиях российской действительности.
Хотя внешнеэкономическая политика стран Таможенного союза и претерпевала некоторые изменения, основные ее принципы остаются незыблемыми: жёсткое регулирование таможенной стоимости, базирующееся на выявлении и предотвращении рисков.
Нам, участникам ВЭД, приходится играть по этим правилам и балансировать между поддержанием хорошей репутации на международном рынке и экономической эффективностью. Это нам нужно реализовывать товар по конкурентоспособным ценам, это нам нужно получить прибыль от экспортируемого или импортируемого товара.
В связи с этим, приходится задумываться над тем, чтобы оптимизировать таможенные платежи, не допустив того, чтобы их размер удвоил стоимость импортного или экспортного груза уже на этапе пересечения границы. И, самое удивительное, что сделать это вполне возможно. Как?
Действуем в рамках закона
Казалось бы, самый простой и наиболее «чистый» с точки зрения законодательства, метод таможенной очистки – обращение к официальному таможенному представителю. Однако его деятельность жестко регулируется Таможенным Кодексом ТС. А, соответственно, все бумаги, предоставляемые клиентом, проходят серьезную проверку.
При обращении к официальному таможенному представителю, клиент обязан предоставить полный пакет документов по поставке, и, в случае корректировки таможенной стоимости (КТС), никто не гарантирует возмещение и не обещает оказать содействие в возврате денежных средств. Поэтому от вас могут потребовать предоставления множества дополнительных документов, а если стоимость груза окажется намного ниже установленной таможенными органами, то и вовсе отказать в предоставлении услуг по таможенной очистке товара.
И даже если вам улыбнется удача, и вы сможете получить согласие таможенного представителя, высока вероятность того, что бремя уплаты всех таможенных пошлин и платежей ляжет на вас неподъемным грузом. К тому же, таможенный представитель несет солидарную с вами ответственность по сделке, что является для него дополнительным мотивом для соблюдения всех процедур. Отсюда следует вполне логичный вывод: для официального таможенного представителя наивысшей ценностью будет репутация и чистота сделки, а не ваши экономические интересы.
К тому же, сама вероятность корректировки таможенной стоимости возрастает, так как официальный представитель не делает прогнозов относительно СУР или итоговой КТС. Поэтому такое сотрудничество – это почти всегда «русская рулетка» – не понятно, кто же выйдет из этой ситуации победителем.
«Снизить нельзя повысить»
По вышеназванным причинам в нашей стране существуют «серые» игроки рынка таможенного оформления, которые предлагают оптимальные схемы по таможенной очистке товаров, позволяя минимизировать таможенные платежи и провести товар по таможенной стоимости, наиболее приближенной к закупочной цене.
В чем суть таких схем? В момент обращения к неофициальному таможенному брокеру, вам предложат два варианта работы: под ваш контракт или под контракт брокера. Первая схема абсолютно безрисковая. В этом случае декларант самостоятельно заполняет все бумаги под вашей электронно-цифровой подписью, а налоги и сборы вы уплачиваете самостоятельно. При этом оптимизировать таможенную стоимость вряд ли удастся, так как ответственность по сделке несете вы, а значит, желательно соблюсти максимальную прозрачность при осуществлении сделки.
2 оттенка серого
Второй вариант осуществления внешнеэкономической деятельности - «под контрактом брокера» -наиболее спорный, но и довольно выгодный. Главный аргумент «за» осуществление такой схемы – минимальная ответственность реального импортера, максимальная экономия на уплате таможенных платежей.
Когда клиент осуществляет растаможку «под контрактом брокера» из документов достаточно предоставить только «пакинг», а в случае КТС добросовестные брокеры содействуют в возврате так называемых «излишне уплаченных сумм», либо выплачивают разницу между «рисками» и реальной стоимостью товара за свой счет.
Но за счет чего участник ВЭД получает такие преференции? За счет обхода системы управления рисками, смысл которого заключается в том, что только опытный брокер, обладающим необходимыми возможностями, может поспособствовать провозу товара по оптимальной таможенной стоимости. Поэтому по документам владельцем груза становится он, он же осуществляет грузоперевозку товара и его таможенную очистку. После того, как ему удается ввезти груз на территорию Таможенного Союза, он передает его вам, естественно, на основании договора поставки. Вам нужно лишь передать ему деньги, необходимые для закупки товара и выплаты таможенных платежей, остальное уже на его совести.
Очевидно, что такая схема осуществления ВЭД имеет массу недостатков, как и любое рискованное дело. Например, брокер может оказаться нечистым на руку и заберет ваш товар вместе с деньгами. Такое время от времени случается, но только с теми участниками ВЭД, которые, ослепленные перспективами получения выгоды, просто-напросто «забывают» навести справки о репутации «серого» таможенного брокера, либо запросить соответствующие рекомендации.
Особенно это касается наиболее выгодной таможенной очистки в портах Дальнего Востока, где высока вероятность провоза товара по заявленной вами стоимости в пределах рисковых или средних значений, или даже немного ниже этих пределов. Здесь конкуренция на рынке таможенного оформления достигает пиковых значений, но и процент нечистых на руку игроков гораздо выше.
Как ни странно, но при осуществлении «серых» схем риски несет и сам брокер. Ведь реальный импортер под видом заявленного товара, может попытаться ввезти нечто совершенно другое, вплоть до грузов, подлежащих лицензированию, без соответствующей разрешительной документации. И тогда «серый» брокер, как фактический владелец груза, будет вынужден самостоятельно уплатить все полагающиеся в таких случаях штрафы.
Но как же господа представители таможенных органов узнают о том, что в контейнерах лежит незадекларированный груз? При помощи таких вполне очевидных методов таможенного контроля, как мобильный инспекционно-досмотровый комплекс (МИДК), таможенный осмотр и досмотр груза, а избежать их вряд ли получится. Потому как любой товар, провозимый по таможенной стоимости ниже риска или ниже среднего значения, может попасть под дополнительный контроль. И никакие связи брокера не помогут предотвратить неизбежное.
Не будем забывать о такой немаловажной вещи, как контроль после выпуска (таможенные органы, как известно, проводят проверку документации в течение 3-5 лет после пересечения товаром границы). При обращении к официальному брокеру или при взаимодействии с «серым игроком» под вашей ЭЦП, все эти проверки будут адресованы вам как владельцу груза. Если же брокер оформляет сделку на себя, вы можете не беспокоиться о сохранности документов и правильности их оформления.
Вывод очевиден?
Как видно, методы оптимизации таможенной стоимости существуют только в рамках осуществления «серых» схем. Поэтому участникам ВЭД, стремящимся к максимальной экономии, следует быть особенно бдительными. Но только в том случае, если импортер или экспортер подойдет к вопросу выбора партнера со всей ответственностью и не обратиться в первую попавшуюся компанию, пообещавшую «золотые горы», он сможет смело заявить, что осуществил внешнеэкономическую сделку и остался в выигрыше.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт зерновой продукции в Китай налаживается: Россельхознадзор поддерживает новые протоколы с Китаем
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия получила право на экспорт манной крупы и ржаной муки в Китай, что стало результатом многолетних переговоров между Россельхознадзором и Главным таможенным управлением Китая. Соответствующие протоколы о соблюдении инспекционных и карантинных требований были подписаны 8 мая 2025 года в рамках торжественных мероприятий, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Об этом сообщило ТАСС.

Анатолий Якимов
Импорт
Пекин – древняя столица и современный мегаполис: что посмотреть и как подготовиться к поездке
Фото с сайта unsplash.com

Chinalogist продолжает знакомить читателей с городами Китая, которые могут посетить Российские туристы. Мы уже рассказали о Санье и ее достопримечательностях, Шанхае – и что там нужно посетить, а также почему Куньмин называют городом вечной весны. Сегодня наш рассказ о столице Китая – Пекине.

Редакция
Дорогие друзья!

От всей души поздравляем вас с Днем Великой Победы!

Этот праздник — символ мужества, стойкости и единства, которые помогают преодолевать любые трудности. Именно эти качества лежат в основе нашей работы: мы строим логистические мосты между странами, обеспечивая бесперебойные поставки даже в сложных условиях.

Спасибо вам за доверие и совместную работу. Благодаря вам мы каждый день доказываем, что расстояния и границы — не преграда для надежного партнерства.

Желаем вам крепкого здоровья, процветания и новых достижений. Пусть ваш бизнес развивается, а все грузы приходят точно в срок!

 
Анатолий Якимов
Российский шоколад завоевывает Китай: экспорт «Аленки» и «Коровки» вырос в 2 раза с 2000 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Генеральный директор Российско-китайского инвестиционного фонда регионального развития (РКИФРР) Рустам Темиргалиев заявил о том, что российские кондитерские бренды, такие как шоколад «Аленка» и конфеты «Коровка», стали невероятно популярны в Китае. В интервью телеканалу «Россия 24» он отметил, что спрос на эти товары продолжает расти.

Анатолий Якимов
Российский экспорт филе рыбы в Китай: глубокая переработка растет
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В первом квартале 2025 года Россия увеличила экспорт рыбного филе. Рост составил 72%, в стоимостном выражении, превысив 140 миллионов долларов США. В основу экспорта входят филе и фарш минтая – более 70% от объема, а также филе трески – 17%. Поставки филе минтая выросли на 85%, до 102 миллионов долларов США, филе трески – на 51% – до 24 миллионов долларов США. Крупнейшими покупателями стали Республика Корея и Китай, при этом экспорт в Корею вырос на 65%, а в Китай – в 2,5 раза. Об этом сообщили в Федеральном центре развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства России «Агроэкспорт».

Анатолий Якимов
Импорт из Китая без риска: инструменты для проверки контрагентов
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импорт из Китая остается важным направлением для российского бизнеса, открывая доступ к выгодным ценам и огромному ассортименту товаров. Однако сотрудничество с китайскими поставщиками связано с рисками, такими как поставка некачественной продукции, несоответствие стандартам ЕАЭС, задержки и недопоставки. Чтобы минимизировать эти риски, предпринимателям рекомендуется использовать специализированные сервисы для проверки надежности контрагентов.

Анатолий Якимов
Сибирь наращивает поставки леса в Китай: рост экспорта пиломатериалов и целлюлозы
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт обработанной древесины из Сибири в Китай продолжает расти, демонстрируя устойчивую динамику в 2024 году и в первом квартале 2025 года. По данным Сибирского таможенного управления, в первом квартале 2025 года доля обработанной древесины в общем объеме экспорта из Сибирского федерального округа достигла 97%, что выше показателя аналогичного периода 2024 года на два процента.

Анатолий Якимов
Как Китай меняет автомобильный рынок России: новые технологии Changan
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В конце 2024 года китайский автопроизводитель Changan в Чунцине открыл ультрасовременный завод, оснащенный более чем 1 400 промышленными роботами и интегрированный с технологиями 5G и искусственного интеллекта. Завод площадью 77 гектаров рассчитан на выпуск до 280 000 электромобилей в год, включая модели Avatr 07, Deepal S05 и Changan Nevo E07. Солнечная электростанция мощностью 36 мегаватт покрывает до 19% энергопотребления предприятия, что снижает углеродный след.

Анатолий Якимов
Лев Решетников: Новосибирская область расширяет торговую связь с Китаем через пилотный проект в Циндао
Фото с сайта unsplash.com

В Новосибирской области открылась уникальная возможность для местных компаний бесплатно представить свою продукцию на шоуруме на территории Пилотной зоны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в городе Циндао (Китай). Это часть программы по развитию международного сотрудничества и поддержке экспортных возможностей региона.

Анатолий Якимов
Китай наращивает закупки подсолнечного масла из Сибири: экспорт вырос в 5 раз
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2024 году из Сибирского федерального округа в Китай экспортировали 81 тысячу тонн подсолнечного масла. Это 79% от всего объема экспорта в регионе. По сравнению с 2023 годом объемы выросли в 5 раз, а общий экспорт из Сибири достиг 102 тысяч тонн. Об этом сообщили в ФГБУ «ЦОК АПК».