Родина ждёт
Кипр вступил в еврозону не в лучшие времена: в 2008 году, как раз с началом кризиса. В это время кипрская экономика представляла собой, по сути, финансовую пирамиду: граждане разных стран мира вносили свои деньги в кипрские банки под высокие проценты, которые обеспечивались новыми вкладчиками. Примерно 30% вкладчиков представляли Россию.
Синдром Козлодоева
В условиях кризиса основанная на оффшорных спекуляциях кипрская экономика начала пробуксовывать. Остров запросил помощи у Евросоюза. Германия, играющая в ЕС роль первой среди равных, предложила выделить Кипру 10 млрд. евро из 17 млрд. евро, необходимых для поддержания кипрской экономики. Остальные 7 млрд. было предложено изыскать самим киприотам.
Деньги на Кипре хранились в банках, откуда их можно было бы извлечь, но не очень хотелось. Лучше было бы получить от ЕС ещё денег, снова положить их в банки, – и всем было бы хорошо. Но не тут то было! В "чёрную субботу", 16 марта, Еврогруппа решила ввести единовременный налог на все банковские вклады в стране – только на таких условиях ЕС готов было помочь Кипру. С этого всё и началось. По российскому медиапространству прокатилась волна паники, негодования, возмущения и злорадства.
Негативную реакцию спровоцировали выступления чиновников и некоторых крупных предпринимателей, в которых явлен был широкий спектр эмоций от козлодоевского «Шеф, всё пропало, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!» и до отлитых в граните фраз типа: «Меркель – экспроприатор», «Наших бьют!», «Империалистические акулы показали свои истинные зубы».
ФРГ ссудила 10 млрд. евро для поддержания кипрской экономики. Россия - 2,6 млрд. евро до 2016 года.
Ключевой перл этого времени от группы возмущённых граждан принадлежит премьеру Дмитрию Медведеву: "На Кипре продолжают грабить награбленное". Ценное признание, незаслуженно обойденное вниманием прессы. Суть выражения, к сожалению, осталась нераскрытой.
Удивляться приходиться не тому, что СМИ раздули финансовый апокалипсис из события отнюдь не самого катастрофичного (выдумывать сенсации на пустом месте их основная задача), а тому, как быстро этот «апокалипсис» прекратился. Меньше месяца прошло от поспешных официальных предложений о создании оффшорных зон на российском Дальнем Востоке до забавного отрицания вообще каких-либо потерь на Кипре.
Всем понятно, что никаких оффшорных зон на Дальнем Востоке создано не будет, а потери на Кипре есть и довольно существенные. Но… Как там пел певец: «она хотела даже повеситься, но институт, экзамены, сессия». Вот и в России такая же ситуация: можно было бы и дальше грозить евробольшевикам с их уравнительными замашками, но на носу Сочи-2014, ЧМ-2018 по футболу, да и рецессия наблюдаема уже невооружённым глазом, а тут ещё климат инвестиционный надо улучшать, прямую линию вести по телевизору… да много чего ещё! Какие уж тут скандалы с ЕС из-за горстки безумцев, хранящих деньги в иностранных сберегательных кассах?
К тому же стало очевидно, что фокус не удался, игра на публику цели своей – укрепить единство партии и народа - не достигла. Перефразируя поразительно точные в этом случае слова Владимира Ленина, круг россиян, пострадавших от злых еврочиновников, оказался узок, и страшно далеки они от народа – во всех смыслах сразу.
Всплеска патриотических антиевропейских настроений добиться не удалось: российские граждане в большинстве своём либо коллаборционистски злорадствовали, либо возмутительно игнорировали несчастья российских киприотов и примкнувшим к ним чиновников. Неудачную агиткампанию пришлось свернуть.
Соотечественники на Кипре
Из пострадавших на Кипре компаний отметим некоторые, имеющие отношение к транспортной сфере, грузоперевозкам. Прежде всего, это, конечно, "Совкомфлот", крупнейшая судоходная компания-оператор танкерного флота, специализирующегося на перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа.
В апреле была озвучена сумма блокированных на мятежном острове денег транснациональной компании "Совкомфлот": 25,8 млн. евро в Laiki-банке. Cyprus Popular Bank, более известный как Laiki Bank был ликвидирован в конце марта.
На Кипре "Совкомфлот" располагает двумя структурами: Unicom Management Servises Ltd, которая осуществляет техническое управление танкерным и сухогрузным флотом и Sovcomflot Ltd, которая ведёт финансовый учет и выполняет функции платёжного центра ГК "Совкомфлот".
Следует отдать должное компании, ведь менеджмент её в первую очередь забеспокоился не о деньгах, а о законе и правопорядке: зам. гендиректора Владимир Медников заявил, что действия кипрских властей по блокированию средств неконституционны. С одной стороны он, конечно, прав, но, с другой стороны, что такое конституция? Разве нельзя её взять и изменить в случае чего при большом желании? Бывали такие прецеденты в истории. Но во вторую очередь "Совкомфлот" всё-таки вспомнил о деньгах и пообещал их никому не отдать.
Кипрской компанией нежданно оказались даже "Бурятские авиалинии"...
Зарегистрирована на Кипре и ещё одна крупная компания: частный ж/д перевозчик Globaltrans Investment PLC. Она является единственным акционером "Новой перевозочной компании" (НПК), штаб которой находится в Москве. В свою очередь, Globaltrans Investment PLC контролируется ГК «Н-Транс». На Кипре железная дорога есть, но только в качестве музейного экспоната, поскольку функционировала она с 1906 по 1974 годы и имела продолжительность всего 122 километра. Вероятно, в память о железнодорожной истории Кипра в марте 2013 года совет директоров Globaltrans Investment PLC возглавил Михалис Зампелас, экс-мэр кипрской столицы Никосии.
«Северо-западное морское пароходство» также частичный резидент Кипра. К нему имеют отношение кипрские Volgo-Balt Transport Holding Limited, Komarno Shipping Co Ltd, NWS Balt Shipping Co Ltd и ещё несколько учреждений. 6,54% акций самого "Северо-западного морского пароходства" принадлежат кипрской Havensight Shipping Cyprus Limited.
В списке компаний, имеющих отношение к Кипру, немало участников российского авиарынка. Например, аэропорт "Домодедово".
Хотя схема владения аэропортом настолько запутана, что утверждать в её отношении со 100% уверенностью ничего нельзя. Чаще всего упоминают о том, что формально аэропорт принадлежит кипрской компании Hacienda Investments Ltd, которая является аффилированной компанией East Line, представляющей собой советско-лихтенштейнское (создана до развала СССР) СП. В свою очередь, СП контролируется компанией FML Limited с острова Мэн, что в Ирландском море. Надо полагать, с такой структурой собственности кризис на Кипре «Домодедово» не сильно обеспокоил. Но кто его знает, что будет дальше? Кипр тоже считался надёжным местом, пока Еврокомиссия была не против.
Крупная российская авиакомпания ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" приписанная к Домодедово и зарегистрированная в СПб, имеет обширные связи с Кипром: представительство и акционера на 5,52% - Jeimbo Cyprus Ltd.
А «Бурятские авиалинии», например, как ни удивительно может показаться, почти целиком кипрская компания Devakia Trading Limited. Хотя казалось бы, где Кипр, а где Бурятия…
А что будет с Кипром?
А ничего страшного с Кипром не будет. В мировом медиапространстве принято прогнозировать ужасные беды, катаклизмы, крушения континентов, революции и межгалактические побоища. Если верить газетным статьям и телерепортажам, Греция должна была ещё 2 года назад вылететь из Евросоюза и самоликвидироваться со страшным треском. А сам ЕС волею аналитиков от СМИ «разваливается» с момента своего основания ежедневно!
Однако в связи с кипрским кризисом еда в магазинах не закончилась через два дня, толпы взбешённых киприотов не разгромили банки, евро не рухнул (он тоже «рухает» пару раз в месяц), никто из еврозоны не вышел и выходить не собирается, потому что выход обойдётся дороже, чем вход.
Глава Минфина Кипрской республики Михалис Саррис в разгар краха заявил о том, что зарубежные отделения банков, в частности, российских, будут проданы, и Кипр обратится за помощью к арабским странам и КНР.
Интересен ли Кипр Китаю? У Китая экономические интересы повсюду, теоретически заинтересовать их могут портовые мощности, туристические возможности Кипра. Известно, что китайцы покупают на острове недвижимость, это позволяет им вести дела в ЕС, давать детям европейское образование.
Но каких-либо стратегических интересов здесь у Китая нет – Кипр всё же далеко. Стратегические интересы здесь только у ЕС и Турции, и связаны они с углеводородами, обнаруженными на шельфе исключительной экономической зоны Кипра. Наверное, поэтому спустя пару дней после своего заявления об обращении за помощью к китайцам Михалис Саррис перестал быть главой Минфина.
Для китайцев Кипр стал "окном в Европу" эконом-класса. Через остров они ведут свои дела с ЕС.
Так что мирового крушения всего и вся из-за Кипра не будет. Киприоты научатся жить по средствам, будут привлекать инвестиции, а не вклады непонятного происхождения, госслужащие и банковские клерки научатся делать что-нибудь хорошее и нужное, а вкладчики найдут (уже нашли и задолго до кризиса) другой чудный островок.
Какие же выводы мог бы сделать российский бизнес из кризиса на Кипре? Основной вывод только один – солидарно, соборно вывести из ненадёжных кипрских банков и других оффшорных зон денежки и разместить их в надёжной России, в отечественных банках. Компании, зарегистрированные на этом мрачном островке, перерегистрировать в российских городах.
И пусть они там, у себя в Европах попробуют прожить без наших денежек! Российские нефтерубли должны Отечества нашего богатства и силу преумножать. Поэтому возвращайтесь - Родина ждёт...
Комментарии
Ваш комментарий