Павел Степаненко

Из Китая в Россию… через Алтай?

Самая прямая дорога, как известно, не всегда самая короткая. Но всегда есть соблазн сделать ее таковой. Сегодня ряд стран бывшего Советского Союза соперничает за право оказаться той самой артерией, по которой пойдет сухопутных грузов из Китая в Европу (и наоборот). Морской путь, как известно, длиннее в 2 раза; кроме того, инфраструктура восточных портов перегружена, а промышленное производство северо-запада КНР всё набирает обороты. Обслуживание транзита в этих условиях способно стать хорошей статьей дохода.

Горный Алтай - место пересечения границ сразу 4-х государств: РФ, Казахстана, Монголии и КНР.

Особенно активен в организации транзитной инфраструктуры Казахстан, чей глава – один из отцов-основателей проекта «Новый Шелковый Путь». Страной построено уже ¾ магистрали «Западная Европа – Западный Китай» (участка, проходящего через Казахстан). Россия не может похвастаться такой же оперативностью: так, проект трассы «Берлин – Пекин», которая, предположительно должна пройти через Свердловскую область, только обсуждается.
Однако у нашей страны был (или есть?) ещё один вариант соединиться с братским Китаем: той самой прямой, но долгой дорогой. Речь о многострадальном проекте газопровода «Алтай», а точнее – транспортном коридоре через западный участок российско-китайской границы. Где газ – там жизнь, и «труба», конечно же, не легла бы на горах в гордом одиночестве: проект предусматривает прокладку параллельно с газопроводом автотрассы, «железки», и линии ЛЭП.
Напомним, что российско-китайская граница, проходящая по Алтаю, составляет более 50 км. Между тем, на этом отрезке не просто не существует нормальной дороги из одного государства в другое – район представляет собой типичный медвежий угол.
Пограничных пунктов пропуска нет, лишь горные тропы, над которыми с российской стороны стоит деревянный крест, воздвигнутый пограничниками заставы «Челябинская казачья».
В этом любопытнейшем месте сходятся границы сразу 4 государств: России, Китая, Монголии и Казахстана. А расположено здесь т.н. плоскогорье (плато) Укок. Статус суровой глубинки поддерживает и климат Укока: среднегодовая температура здесь не превышает -9°С, а зимой морозы могут легко достигать -50°С. Как видите, тут если строить – то основательно.

Среднегодовая температура плато Укок не превышает -9°С.

Обсуждать строительство дороги через Укок начали в нулёвых. Еще губернатор Михаил Евдокимов обещал алтайцам строительство «дорог и тоннелей». Тогда же начались первые протесты «зелёных»: заговорили о том, что именно в этих местах живет снежный барс. Некоторое время обсуждение «за и против» дороги шло на региональном уровне, а в 2006 г. Владимир Путин озвучил решение о прокладке здесь трубы газопровода.
Как говорится, прения всколыхнулись. Снежный барс вряд ли сумел бы противостоять газопроводу в одиночку, но были сформулированы другие угрозы.
Выяснилось, что грунты, по которым должна была пройти трасса, могут дестабилизироваться после разрушения многолетней мерзлоты, а часть труб и вовсе будет уложена на участках с повышенной сейсмической активностью.
Восстановление же почв и растительности – в условиях очень медленного биологического круговорота веществ на плато Укок – заняло бы значительное время.
За дело активно взялся Гринпис. Еще в 1998 г. Укок был объявлен «зоной покоя» и включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, ведь, кроме пресловутого барса, здесь было обнаружено 9 видов растений и 31 вид животных, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, при этом для 9 видов животных плато стало именно основным местом обитания. Вообще, Укок, благодаря своей труднодоступности – своеобразный затерянный мир с очень богатой фауной, и в то же время – замкнутая экосистема, баланс которой легко нарушить внешним вмешательством.
В марте 2007 г. в Москве состоялась пресс-конференция природоохранных организаций России: Гринпис, Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) и Центра охраны дикой природы, итогом которой стало заявление о том, что строительство дороги не только способно нанести непоправимый вред уникальной природе плато, но и будет означать нарушение российского законодательства. «Зелёными» были предложены альтернативные варианты реализации проекта. В 2008 г. было заявлено, что в случае начала строительства ЮНЕСКО может исключить Укок из Списка всемирного природного наследия. Таких прецедентов ещё не бывало!
В течение 2008 г. в России прошла открыточная кампания «Спасли Байкал – Спасём Укок». Под обращением к президенту Д.Медведеву активистами было собрано 25 тыс. подписей, с просьбой разработать альтернативный маршрут прокладки газопровода.

В 2008 г. против строительства газопровода по всей России было собрано более 25 тыс. подписей.

Любопытно, что позиция китайской стороны относительно дороги в разные периоды представлялась неоднозначной. Так, в 2002 г. в Госсобрание поступил официальный документ за подписью зам. министра иностранных дел России А. Лосюкова, в котором, в частности, говорится, что «предварительное обсуждение вопроса с конкретными китайскими ведомствами показало, что китайская сторона пока сдержанно относится к предложению о строительстве новой автодороги». Тогда китайцев смутил крайне сложный рельеф местности, полное отсутствие инфраструктуры и наличие природных заповедников на китайских участках маршрута.
В то же время, в дальнейшем, по сообщениям источников агентства REGNUM, «ситуация изменилась», потому что «центральные власти Китая, видимо, приняли принципиальное решение по этому вопросу», и начали «очень настаивать» на дороге через Укок. По некоторым журналистским оценкам, китайцам даже «нужна не столько газовая труба, сколько автодорога вдоль неё».
Между тем, важно то, что плато Укок и прилежащие к нему районы Алтая представляют собой особую, «заповедную» территорию не только в природном смысле, но и в социальном.
По результатам опросов горноалтайской газеты «Листок» и общественных слушаний, местное население единодушно высказывалось против проекта: алтайцы страшились не столько «трубы», сколько сопровождающей газопровод дороги, откроющейся для их соседей – китайцев.
Население Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР отправится «обживать» Алтай, как китайцы обживают сейчас Дальний Восток – законно и незаконно. А между тем, здесь свои традиции. Население Алтая очень консервативно, суеверно. Плато Укок почитается здесь как священное место. Жители довольно неодобрительно относятся к археологическим раскопкам, которые здесь проводятся (кстати, сохранность археологических памятников – еще один аргумент «против» газопровода). Так, землетрясения осени 2003 г. здесь напрямую связали с тем, что был потревожен дух «принцессы Кадын» ­– мумии, найденной новосибирскими археологами. Звучат даже реплики, что в регионе сохранилась историческая память о геноциде со стороны Циньского Китая в XVII-XIX вв. Трасса может «обвалить» социальный баланс этого замкнутого мирка так же, как газопровод – экологическое равновесие.

Алтайское население сильно пострадало от геноцида, устроенного китайцами в XVII-XIX веках.

Но что же сейчас?
Последняя новость – это… отсутствие новостей. Очевидно, проект заморожен, и возможно, что навсегда, подобно грунтам Укока. Многострадальный меморандум о «восточном маршруте» поставок российского газа, подписанный по итогам прошлогоднего весеннего визита Си Цзиньпина в Москву и состоявшихся в его рамках переговоров между «Газпромом» и CNPC, ни словом не упомянул об «Алтае», зато теперь речь идет о другом газопроводе – «Сила Сибири», идущем через Дальний Восток. Запуск его ныне планируется на 2019 года.
Населению Алтая, включая снежного барса, кажется, можно пока не страшиться нашествия восточных соседей. Впрочем, вряд ли проект забыт насовсем. Китай отличается тем, что умеет ждать...
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Тульская область удваивает торговлю с Китаем и налаживает производство с Great Wall Motor
Фото правительства Тульской области

24 апреля в рамках официального визита в Китайскую Народную Республику губернатор Тульской области Дмитрий Миляев провел ряд важных встреч, направленных на укрепление и расширение экономического сотрудничества с КНР.

Анатолий Якимов
China Track: новая схема взаимозачетов российских банков для торговли с Китаем
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Крупнейшие российские банки создают систему взаимозачетов под названием China Track, что в переводе с английского можно перевести как «Китайский маршрут». Новый сервис предназначен для расчетов с Китаем, чтобы снизить видимость операций перед западными регуляторами и минимизировать риски вторичных санкций. Инновационная схема работает через сетевые посредники в дружественных российских юрисдикциях, полностью обходя SWIFT и расчеты в западных банках, что обеспечивает безопасность и устойчивость платежных операций.

Анатолий Якимов
Китай импортирует 60% российского леса: кто поставляет и сколько
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай остаётся главным покупателем российских пиломатериалов, несмотря на попытки отрасли вернуться на западные рынки. В 2024 году в КНР отправили 60% всего экспорта – 12,8 миллиона кубических метров из 21,4 миллиона кубометров. За первые три месяца 2025 года поставки выросли на 10% – до 2 миллионов кубических метров. Об этом сообщил глава Рослесхоза Иван Советников в интервью «РИА-Новости».

Анатолий Якимов
Новосибирская область расширяет экспорт в Китай и открывает торговое представительство
Фото пресс-службы правительства Новосибирской области

Новосибирская область активно развивает внешнеэкономические связи с Китаем, который стал основным зарубежным торговым партнером. В 2024 году Китай занял первое место по объему внешнеторгового оборота региона, обеспечив 39% стоимостного объема экспорта Новосибирской области.

Анатолий Якимов
Снижение тарифов и новые хабы: что ждет авиадоставку из Китая в 2025 году
Фото Анатолия Якимова

Какие изменения произошли на рынке авиаперевозок из Китая в Россию и как будет развиваться это направление на вебинаре Chinalogost рассказал руководитель отдела авиаперевозок АО «ВЭД Агент» Олег Малышев.

Анатолий Якимов
Российская водка в Китае: какие бренды лидируют и что ждать в 2025 году
Фото с сайта unsplash.cjm

Китайский рынок становится все более важным для российских производителей водки. В 2024–2025 годах экспорт вырос в разы, причем ключевую роль сыграли несколько крупных брендов. По данным ГТУ КНР, за январь–март 2025 года Китай импортировал 318 тонн российской водки на сумму 751 тысячу долларов США, что в 3 раза больше в натуральном выражении и в 2,7 раза в денежном по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Анатолий Якимов
Китайские бренды наступают: статистика продаж ноутбуков в первом квартале 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В группе компаний М.Видео-Эльдорадо подвели итоги продаж ноутбуков в первом квартале 2025 года. За январь–март россияне купили 882 тысячи устройств на сумму 53,5 миллиарда рублей. Средний чек снизился до 60 тысяч рублей. Это на 2 тысячи рублей меньше, чем по итогам 2024 года. По мнению экспертов, это связано с ростом конкуренции, промоакциями и выходом новых бюджетных моделей и укреплением курса рубля.

Анатолий Якимов
Где в Китае можно купить оптом инструменты для строительства и ремонта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай – крупнейший производитель строительных инструментов в мире, предлагающим широкий ассортимент продукции для различных нужд. В этой статье рассмотрим, где в Китае расположены заводы по выпуску инструментов для строительства и ремонта, какие бренды входят в число лидеров отрасли.

Анатолий Якимов
Возможности международных расчетов для участников рынка ВЭД обсудят в Барнауле
Фото Анатолия Якимова

В четверг, 24 апреля, в Барнауле состоится круглый стол «Возможности международных расчетов для участников рынка ВЭД». Организаторами выступили Алтайская торгово-промышленная палата и Акционерное общество «Финансовое ателье «ГроттБьерн».

Анатолий Якимов
Пять фатальных ошибок в работе с Китаем: как не потерять деньги и репутацию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум