Павел Степаненко

Из Китая в Россию… через Алтай?

Самая прямая дорога, как известно, не всегда самая короткая. Но всегда есть соблазн сделать ее таковой. Сегодня ряд стран бывшего Советского Союза соперничает за право оказаться той самой артерией, по которой пойдет сухопутных грузов из Китая в Европу (и наоборот). Морской путь, как известно, длиннее в 2 раза; кроме того, инфраструктура восточных портов перегружена, а промышленное производство северо-запада КНР всё набирает обороты. Обслуживание транзита в этих условиях способно стать хорошей статьей дохода.

Горный Алтай - место пересечения границ сразу 4-х государств: РФ, Казахстана, Монголии и КНР.

Особенно активен в организации транзитной инфраструктуры Казахстан, чей глава – один из отцов-основателей проекта «Новый Шелковый Путь». Страной построено уже ¾ магистрали «Западная Европа – Западный Китай» (участка, проходящего через Казахстан). Россия не может похвастаться такой же оперативностью: так, проект трассы «Берлин – Пекин», которая, предположительно должна пройти через Свердловскую область, только обсуждается.
Однако у нашей страны был (или есть?) ещё один вариант соединиться с братским Китаем: той самой прямой, но долгой дорогой. Речь о многострадальном проекте газопровода «Алтай», а точнее – транспортном коридоре через западный участок российско-китайской границы. Где газ – там жизнь, и «труба», конечно же, не легла бы на горах в гордом одиночестве: проект предусматривает прокладку параллельно с газопроводом автотрассы, «железки», и линии ЛЭП.
Напомним, что российско-китайская граница, проходящая по Алтаю, составляет более 50 км. Между тем, на этом отрезке не просто не существует нормальной дороги из одного государства в другое – район представляет собой типичный медвежий угол.
Пограничных пунктов пропуска нет, лишь горные тропы, над которыми с российской стороны стоит деревянный крест, воздвигнутый пограничниками заставы «Челябинская казачья».
В этом любопытнейшем месте сходятся границы сразу 4 государств: России, Китая, Монголии и Казахстана. А расположено здесь т.н. плоскогорье (плато) Укок. Статус суровой глубинки поддерживает и климат Укока: среднегодовая температура здесь не превышает -9°С, а зимой морозы могут легко достигать -50°С. Как видите, тут если строить – то основательно.

Среднегодовая температура плато Укок не превышает -9°С.

Обсуждать строительство дороги через Укок начали в нулёвых. Еще губернатор Михаил Евдокимов обещал алтайцам строительство «дорог и тоннелей». Тогда же начались первые протесты «зелёных»: заговорили о том, что именно в этих местах живет снежный барс. Некоторое время обсуждение «за и против» дороги шло на региональном уровне, а в 2006 г. Владимир Путин озвучил решение о прокладке здесь трубы газопровода.
Как говорится, прения всколыхнулись. Снежный барс вряд ли сумел бы противостоять газопроводу в одиночку, но были сформулированы другие угрозы.
Выяснилось, что грунты, по которым должна была пройти трасса, могут дестабилизироваться после разрушения многолетней мерзлоты, а часть труб и вовсе будет уложена на участках с повышенной сейсмической активностью.
Восстановление же почв и растительности – в условиях очень медленного биологического круговорота веществ на плато Укок – заняло бы значительное время.
За дело активно взялся Гринпис. Еще в 1998 г. Укок был объявлен «зоной покоя» и включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, ведь, кроме пресловутого барса, здесь было обнаружено 9 видов растений и 31 вид животных, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, при этом для 9 видов животных плато стало именно основным местом обитания. Вообще, Укок, благодаря своей труднодоступности – своеобразный затерянный мир с очень богатой фауной, и в то же время – замкнутая экосистема, баланс которой легко нарушить внешним вмешательством.
В марте 2007 г. в Москве состоялась пресс-конференция природоохранных организаций России: Гринпис, Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) и Центра охраны дикой природы, итогом которой стало заявление о том, что строительство дороги не только способно нанести непоправимый вред уникальной природе плато, но и будет означать нарушение российского законодательства. «Зелёными» были предложены альтернативные варианты реализации проекта. В 2008 г. было заявлено, что в случае начала строительства ЮНЕСКО может исключить Укок из Списка всемирного природного наследия. Таких прецедентов ещё не бывало!
В течение 2008 г. в России прошла открыточная кампания «Спасли Байкал – Спасём Укок». Под обращением к президенту Д.Медведеву активистами было собрано 25 тыс. подписей, с просьбой разработать альтернативный маршрут прокладки газопровода.

В 2008 г. против строительства газопровода по всей России было собрано более 25 тыс. подписей.

Любопытно, что позиция китайской стороны относительно дороги в разные периоды представлялась неоднозначной. Так, в 2002 г. в Госсобрание поступил официальный документ за подписью зам. министра иностранных дел России А. Лосюкова, в котором, в частности, говорится, что «предварительное обсуждение вопроса с конкретными китайскими ведомствами показало, что китайская сторона пока сдержанно относится к предложению о строительстве новой автодороги». Тогда китайцев смутил крайне сложный рельеф местности, полное отсутствие инфраструктуры и наличие природных заповедников на китайских участках маршрута.
В то же время, в дальнейшем, по сообщениям источников агентства REGNUM, «ситуация изменилась», потому что «центральные власти Китая, видимо, приняли принципиальное решение по этому вопросу», и начали «очень настаивать» на дороге через Укок. По некоторым журналистским оценкам, китайцам даже «нужна не столько газовая труба, сколько автодорога вдоль неё».
Между тем, важно то, что плато Укок и прилежащие к нему районы Алтая представляют собой особую, «заповедную» территорию не только в природном смысле, но и в социальном.
По результатам опросов горноалтайской газеты «Листок» и общественных слушаний, местное население единодушно высказывалось против проекта: алтайцы страшились не столько «трубы», сколько сопровождающей газопровод дороги, откроющейся для их соседей – китайцев.
Население Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР отправится «обживать» Алтай, как китайцы обживают сейчас Дальний Восток – законно и незаконно. А между тем, здесь свои традиции. Население Алтая очень консервативно, суеверно. Плато Укок почитается здесь как священное место. Жители довольно неодобрительно относятся к археологическим раскопкам, которые здесь проводятся (кстати, сохранность археологических памятников – еще один аргумент «против» газопровода). Так, землетрясения осени 2003 г. здесь напрямую связали с тем, что был потревожен дух «принцессы Кадын» ­– мумии, найденной новосибирскими археологами. Звучат даже реплики, что в регионе сохранилась историческая память о геноциде со стороны Циньского Китая в XVII-XIX вв. Трасса может «обвалить» социальный баланс этого замкнутого мирка так же, как газопровод – экологическое равновесие.

Алтайское население сильно пострадало от геноцида, устроенного китайцами в XVII-XIX веках.

Но что же сейчас?
Последняя новость – это… отсутствие новостей. Очевидно, проект заморожен, и возможно, что навсегда, подобно грунтам Укока. Многострадальный меморандум о «восточном маршруте» поставок российского газа, подписанный по итогам прошлогоднего весеннего визита Си Цзиньпина в Москву и состоявшихся в его рамках переговоров между «Газпромом» и CNPC, ни словом не упомянул об «Алтае», зато теперь речь идет о другом газопроводе – «Сила Сибири», идущем через Дальний Восток. Запуск его ныне планируется на 2019 года.
Населению Алтая, включая снежного барса, кажется, можно пока не страшиться нашествия восточных соседей. Впрочем, вряд ли проект забыт насовсем. Китай отличается тем, что умеет ждать...
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Борис Титов: новая внешняя политика Китая открывает рынок для российских аграриев
Фото пресс-службы Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития

Эксперт по международным связям Борис Титов заявил на форуме China Business Forum 2025 в Москве, что новая внешнеполитическая стратегия Китая открывает значительные перспективы для российских сельхозпроизводителей. По его словам, китайское руководство кардинально изменило отношения с Глобальным Западом, став более независимым и ориентированным на поиск новых поставщиков.

Анатолий Якимов
Как эффективно работать с Китаем: кейс с Кантонской ярмарки от ВЭД Агент

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка: личный опыт и секреты успеха». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши
Анатолий Якимов
Влияние цифрового юаня на товарооборот России и Китая: новые возможности расчетов
Фото предоставлено Денисом Борисовым

В конце октября Народный банк Китая официально ввел в эксплуатацию систему трансграничных расчетов Renminbi Digital, основанную на цифровом юане (e-CNY). Эта технологическая инновация призвана стать альтернативой международной платежной системе SWIFT, предлагая независимый от долларовой инфраструктуры инструмент проведения международных платежей и расчетов. Chinalogist попросил экспертов высказать свое мнение об этой инновации.

Анатолий Якимов
Томские и дальневосточные экспортеры увеличили поставки кедрового ореха в Китай и ЕАЭС
Фото с сайта freepir.com

С января по октябрь 2025 года Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора в Томске оформило фитосанитарные сертификаты на экспорт кедрового ореха общим объемом 743 тонны. Это в 3,8 раза превышает показатель за весь 2024 год, когда было отправлено 194 тонны. Более 55% этого объема – около 420 тонн, отгружено в Китай, что в 20 раз больше, чем за прошлый год – 20,8 тонны.

Анатолий Якимов
Форум СнабТех-2025 — драйвер перемен в промышленном снабжении и строительстве
Фото предоставлено организаторами мероприятия

Международный форум СнабТех'25 пройдет 9 декабря в Санкт-Петербурге, в отеле «Коринтия». Уже в шестой раз это мероприятие выступает как крупная платформа для обсуждения вопросов и стратегий в сфере снабжения, логистики и промышленного строительства.

В форуме примут участие топ-менеджеры и эксперты ведущих компаний, таких как ООО «Газпромнефть - Цифровые решения», Банк ПАО «ВТБ», ООО «РЖД-технологии», ПАО ГМК «Норникель», ПАО «Газпром нефть». Они представят реальные кейсы внедрения инноваций, расскажут о текущих вызовах отрасли и эффективных стратегиях управления.

В программе форума запланированы дискуссии и практические кейсы по направлениям:

  • Бизнес-ориентиры 2026: стратегии развития предприятий, опыт лидеров
  • Партнерские модели: поставщик-заказчик - формула Win-Win. Поиск оптимальных условий сотрудничества
  • Цифровой трек: реальные кейсы по улучшению бизнес показателей с помощью цифровых решений
  • Правовой трек: правовая навигация в снабжении, что изменится в 2026 году
  • Импортозамещение: регулирование, возможности и риски
  • HR трек: развитие компетенций нового поколения специалистов
  • Строительный трек: драйверы эффективности в промышленном и гражданском строительстве

Участников с особым статусом ждет встреча с легендарным пилотом Формулы-1 Виталием Петровым, который поделится опытом управления командой и развития бизнеса.

Форум СнабТех'25 — это возможность не только адаптироваться к рыночным изменениям, но и формировать будущее отрасли. Регистрация уже открыта на официальном сайте, количество мест ограничено.

Анатолий Якимов
Товары для украшения дома из Китая оптом: руководство по покупке и импорту в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай уже много лет занимает ведущие позиции в мире по изготовлению и экспорту товаров для украшения дома. Российские предприниматели активно закупают декоративные изделия из Китая оптом благодаря широкому ассортименту, доступным ценам и быстрой адаптации к модным трендам. В статье раскрыты ключевые города-производители, особенности импортного оформления, а также транспорт и сложности, с которыми сталкиваются при импорте декора из КНР.

Анатолий Якимов
Россия и Китай достигли 99,1% расчетов в национальных валютах в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай достигли доли 99,1% расчетов в национальных валютах — рублях и юанях — в рамках программы дедолларизации, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на 11-м Российско-Китайском финансовом диалоге в Пекине. Этот шаг призван минимизировать риски, связанные с использованием западной финансовой инфраструктуры, особенно с учетом возможности ее блокировки.

Анатолий Якимов
Пассажирский поезд Забайкальск–Маньчжурия: обновление инфраструктуры и рост грузооборота
Фото Анатолия Якимова

Пассажирское железнодорожное сообщение между российским Забайкальском и китайской Маньчжурией будет возобновлено. Об этом сообщил начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец 12 ноября на заседании правительства Забайкальского края. Восстановление движения станет существенным событием для приграничных регионов.

Анатолий Якимов
Простой и убытки: ситуация с Забайкальским зерновым терминалом в 2025 году
Фото пресс-службы Забайкальской железной дороги

Директор Забайкальского зернового терминала Андрей Орлов предложил организовать встречу представителей Забайкальского края и города Маньчжурии Автономного округа Внутренняя Монголия КНР для обсуждения эффективной работы зернового сухопутного коридора между Россией и Китаем. Инициатива была озвучена на заседании, посвященном сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также вопросам транспортного сообщения, функционирования пунктов пропуска и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Анатолий Якимов
Экспорт леса и пиломатериалов из Томской и других сибирских областей в Китай вырос
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые десятьмесяцев 2025 года лесопромышленный комплекс Томской области поставил на зарубежные рынки более 1 миллиона кубических метров лесоматериалов. По официальной информации Россельхознадзора, с января по начало ноября было оформлено 18,2 тысячи фитосанитарных сертификатов для экспорта 1,067 миллиона кубометров древесины. Китай занимает третье место по объему экспорта лесоматериалов – 17%. Крупнейшими направлениями стали Узбекистан (48% объема), Киргизия (19%), Казахстан (10%) и Таджикистан (4%). Оставшиеся 2% распределились между Абхазией, Афганистаном, Вьетнамом, Южной Кореей, ОАЭ и Японией.