Анатолий Якимов
Таможня

Тонкости работы: эксперт рассказал об особенностях таможенного оформления в 2024 году

Фото Анатолия Якимова

Участники внешнеэкономической деятельности знают, что ошибки, допущенные при таможенном оформлении могут привести к штрафным санкциям. С учетом осложнения геополитической обстановки работать стало сложнее, но интереснее. Об опыте работы рассказала ведущий специалист отдела таможенного оформления компании VED Агент Нина Палтаджи.

С изменением геополитической обстановки и введением санкций таможенные представители столкнулись с новыми логистическими и платежными схемами, а также с особенностями оформления сопроводительных и транспортных документов.

– Учитывая новые сложности во внешнеэкономической деятельности, Правительство РФ разработало ряд упрощений, многие из которых действуют по сегодняшний день. Особенно позитивно импортеры пользуются преимуществами параллельного импорта, упрощенным декларированием соответствия, – рассказала Нина Палтаджи.

В 2024 году таможенные представители столкнулись с новой проблемой – оплатой товаров, произведенных за границей. Пришлось искать решения, в том числе привлекать платежных агентов.

– Был даже опыт оформления поставок из ОАЭ с оплатой в форме криптовалютного трансфера. Случилась некая правовая неопределенность как у таможенных органов, так и у бизнеса. Только сравнительно недавно Минфин России начал публиковать разъяснительные письма, касающиеся включения в таможенную стоимость агентских вознаграждений за покупку товара. Бизнес адаптировался к техническому проведению платежа, – уточнила ведущий специалист отдела таможенного оформления.

По ее словам, сейчас таможенные декларанты уверенно оформляют такие случаи, используя агентские, комиссионные и другие договоры. Они научились разбираться в тонкостях определения таможенной стоимости товаров с учетом текущей практики расчетов.

Импортерам пришлось столкнуться с необходимостью подтверждения страны происхождения товаров, в отношении которых применяются повышенные ставки ввозных таможенных пошлин. Это своего рода ответные меры на ставки западных государств. Без предоставления сертификата происхождения товаров таможня применяет зеркальную ставку, как к товарам, произведенным в недружественных странах.

Кроме того, в этом году продолжил расширяться перечень товаров с маркой «Честный знак». Это также несет дополнительную нагрузку на импортеров. В будущем практически все товары будут подлежать маркировке средствами идентификации.

– Что касается экспорта товаров, то в этом году установлены ставки вывозных таможенных пошлин от 4% до 7% с привязкой к курсу рубля. Если курс будет менее 80 рублей за доллар США, то будет применяться нулевая ставка. Также существует перечень товаров, запрещенных и ограниченных к вывозу. Поэтому можно дать только одну рекомендацию – внимательно анализировать особенности товаров, – продолжила эксперт.

Фото предоставлено Ниной Палтаджи

Ежедневно специалисты таможенного оформления сталкиваются с нестандартными задачами. Например, в ноябре был оформлен немаркированный клон человека. Несмотря на то, что пришлось понервничать, все прошло хорошо, благодаря грамотной подготовке.

– Также в категории «мои трудности» вспоминается таможенная процедура уничтожение. Я решила помочь обратившемуся клиенту, который ввез для личных целей 30 сигнализаций. Таможня идентифицировала партию как коммерческую. Выпустить такой товар без сертификации невозможно. Отказаться в пользу государства тоже. Остается реэкспорт (который для клиента недопустим из-за дороговизны) и уничтожение. Вспоминаю тот полигон и последствия с отходами, – рассказала Нина Палтаджи.

Эксперт посоветовала всегда проводить предварительную экспертную оценку импортируемого товара перед отгрузкой.

По ее словам, в непрерывном потоке таможенного декларирования приходится адаптироваться к новейшим условиям в режиме онлайн. Опыт приходится получать методом «щупа». Сотрудники отдела таможенного оформления находятся в постоянном контакте с таможенными инспекторами, которые часто сами не владеют однозначной позицией. В особых нестандартных, сложных ситуациях специалисты обращаются за консультацией к авторитетным экспертам в области таможенного дела.

Клиентам в этом плане ориентироваться гораздо сложнее, так как у них нет такого опыта и ресурсов. Поэтому они делегируют решение вопросов по поставкам таможенным представителям.

Эксперт также рассказала о стандартной цепочки действий во время таможенного оформления:

– Перед отгрузкой товара рекомендую внимательно проанализировать товар на предмет тарифных и нетарифных мер: подготовить разрешительные документы; оформить сертификацию; исключить подпадание товара в список запретов и ограничений; оформить сертификат происхождения товаров для применения преференциальной ставки ввозных таможенных пошлин, если это предусмотрено; рассчитать таможенные платежи; удостовериться в отсутствии охраняемых торговых марок на товаре, либо получить разрешение правообладателя на ввоз; исполнить фитосанитарные, ветеринарные требования в отношении контролируемых товаров.

В случае невыполнения – возможны последствия: возбуждение дела об административном правонарушении, штрафам, простоям, доначислениям, и даже к запрету на ввоз товара.

Добро на отгрузку товара можно получить только после экспертной оценки.

– Пока товар в пути, необходимо подготовить полный комплект документов для подачи таможенной декларации. Учитывая, что хранение на складах временного хранения платное, то каждый день простоя увеличивает расходы, – предупредила эксперт.

Как только транзит закрыт, груз размещен в зону таможенного контроля, таможенный декларант подает декларацию на товары (ДТ), в ходе проверки которой таможенный инспектор имеет право назначить любую форму таможенного контроля: досмотр или осмотр, дополнительная проверка таможенной стоимости; дополнительный запрос документов и сведений. Как правило, ДТ, в которых декларантом выступает уполномоченный экономический оператор, обрабатываются таможенным органом в первостепенном порядке и выпускаются в режиме «автовыпуск» за 5-10 минут.

Как только появится статус «выпуск разрешен», то груз можно забирать с СВХ и отправлять его на склад клиента.

По словам Нины Палтаджи, участникам внешнеэкономической деятельности лучше работать с таможенным представителем (брокером), особенно если у него есть статус уполномоченного экономического оператора.

Это дает такие преимущества как зеленый коридор; автовыпуск; выпуск товара с возможностью уплаты таможенных платежей через месяц – отсрочка платежа; практически полное отсутствие риска досмотра; высокая компетенция экспертов таможенного отдела; таможенное сопровождение и консультирование.

– Учитывая невысокую стоимость услуги по таможенному оформлению, которая включает и предварительную экспертную таможенную оценку товара, бесспорно, это самый оптимальный и экономически обоснованный вариант для импорта, – подчеркнула Нина Палтаджи.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Санкции на платежи в Китай из России в 2025 году влиять не будут
Фото с сайта unsplash.com

В 2024 году торговые отношения России и Китая достигли рекордного взаимного товарооборота – 244,8 миллиарда долларов. При этом экспорт из РФ в КНР составил 129,3 миллиарда долларов США, а импорт из Китая в Россию – 115,5 миллиарда долларов. И это несмотря на сложности с оплатами за товары из Китая, и логистическими проблемами.

Генеральный директор логистической IT компании Vedexx Сергей Ковганко рассказал «ФедералПресс», что изменится в логистике и структуре платежей в 2025 году.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт картофеля из Китая в Россию в 2024 году вырос в пять раз
Фото с сайта unsplash.com

Экспертно-аналитический центр агробизнеса «АБ-Центр» подготовил отчет об поставках картофеля в Россию из Китая в 2024 году. Оценка проводилась по данным Главного таможенного управления КНР.

По информации Главного таможенного управления Китая, Россия импортировала в 2024 году 46,7 тысячи тонн картофеля, это в пять раз больше, чем в предыдущем году, когда поставки составили 9,3 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Импорт
Не получите нож в спину: почему важно страховать груз из Китая
Фото с сайта unsplash.com

В последнее время все чаше в СМИ появляются сообщения о дорожно-транспортных происшествиях с фурами на трассах страны, поломках контейнеров во время их транспортировки морем или по железной дороге. Что делать, чтобы затраты на ваш товар, который может пострадать при доставке, свести к минимуму. Ответ однозначный – страховать!

Как правило, стоимость страховки грузов составляет 1%. Поэтому лучше всего застраховать, чем потом потерять 100%. Настоящие профессионалы даже не задумываются над вопросом страховать груз или нет. Они просто это делают. С того момента как товар вышел с завода с Китая, и до тех пока он не окажется на складе покупателя в России, его необходимо застраховать по максимуму.

Анатолий Якимов
Экспорт
Максим Спасский: нужно разрабатывать стратегию продвижения российских предприятий в Китае
Фото с сайта unsplash.com

На прошлой неделе ChinaLogist рассказал об открытии представительств Сибирского федерального округа в Пекине и Новосибирской области в Циндао. Секретарь Российско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Максим Спасский рассказал телеграм-каналу «Деньги. Сибирь».

Максим Спасский отметил, что в Китае работают долгосрочные стратегии, которые требуют времени. Открытие представительств – это первый шаг в развитии отношений между двумя странами. Дальше будут налаживаться контакты и устанавливаться дружеские отношения. Только потом можно говорить о деловых связях.

Анатолий Якимов
Импорт
Перевозки между Россией и Китаем по железной дороге выросли на 9%
Фото Анатолия Якимова

В прошлом году между Россией и Китаем по железной дороге перевезли 175 миллионов тонн грузов. Об этом рассказал министр транспорта РФ Роман Старовойт.

По итогам 2024 года АО «Российские железные дороги» увеличили перевозки грузов в сообщении с Китаем на 9% по сравнению с 2023 годом. Объем перевозок достиг 175 миллионов тонн.

При этом Роман Старовойт уверен, что строительство железнодорожных линий в соседних государствах позволит нарастить объем перевозок между Россией и Китаем.

Анатолий Якимов
Три компании из Китая представили продукцию на Строительной неделе в Новосибирске
Фото с официального сайта выставки «Сибирская строительная неделя»

В Новосибирске проходит форум «Стратегии ускорения темпов строительства» и выставка «Сибирская строительная неделя». Среди участников и компании из КНР. Корреспондент ChinaLogist посетил мероприятия и узнал, какие товары предлагают китайские компании россиянам.

Сибирская строительная неделя проходит на территории международного выставочного комплекса «Новосибирск Экспоцентр» не первый раз. В этом году в ней принимают участие 370 компаний из семи стран, в том числе и из Китая.

Анатолий Якимов
Представительство Новосибирской области откроют на юге Китая
Фото с официального сайта министерства экономического развития Новосибирской области

Весной 2005 года в Китайской Народной Республике откроют представительство Новосибирской области, которое будет располагаться в городе Циндао на юго-востоке страны. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на министра экономического развития региона Льва Решетникова.

Представительство Новосибирской области в Китае будет помогать региональному бизнесу в выстраивании связей с компаниями, сфере агропромышленного комплекса.

Анатолий Якимов
Где купить купальники оптом в Китае
Фото с сайта unsplash.com

В уезде Синчэн города Хулудао северо-восточной китайской провинции Ляолин производят ежегодно 170 миллионов купальников, большую часть которых отправляют на экспорт в 140 стран мира, включая Россию. Об этом сообщает издание «Синьхуа».

Из 500 тысяч человек, проживающих в уезде Синчен, треть работает на 1 500 предприятий по выпуску купальников. Годовой объем производства в денежном выражении составляет 15 миллиардов долларов США. Доля уезда на внутреннем рынке Китая – 40%, а экспорта – 25%.

Анатолий Якимов
2 тонны цветов прилетели в Новосибирск из Китая с начала года
Фото Анатолия Якимова

Сотрудники Новосибирской таможни с начала года выпустили 2 тонны цветов, поступивших из Китая авиарейсами. По информации Сибирского таможенного управления через аэропорт Толмачево поступили розы и гвоздики, хризантемы и альстромерии, гипсофилы и другие сорта.

– Все цветочные поставки проходят таможенный контроль в приоритетном порядке и отправляются к получателям уже спустя несколько часов после приземления самолета, – рассказали в пресс-службе ведомства.

С начала 2025 года сотрудники таможенного поста «Аэропорт Толмачево» проконтролировали поставки более 9 тонн импортной цветочной продукции в сотрудничестве со специалистами Межрегионального Сибирского управления Россельхознадзора. Главный поставщик цветочной продукции в Сибири по-прежнему остается Эквадор.

Анатолий Якимов
Почему упаковка не только защищает продукцию, но и экономит деньги
Фото с сайта unsplash.com

ChinaLogist рассказывал, из чего состоит себестоимость товара. Один из пунктов – упаковка. Грамотный подход к этому процессу поможет не только защитить товар, но и сэкономить деньги. 

На что стоит обратить внимание при упаковке товара, который вы планируете импортировать в Россию. Прежде всего, чем проще упаковка, тем она дешевле и легче. А это снижает стоимость логистических услуг: доставку, перегрузы с одной машины на другую или на склады временного хранения.